ОкрОНО должно отвечать не только за учебный план, но и за здоровье детей
Задача школы не только обучить ребенка, но и привить ему стойкие гигиенические навыки. Задача школы выпустить из своих стен не только образованное, но и обязательно здоровое поколение.
На самом же деле вопрос здоровья ребят не предусмотрен ни в каких программах Окроно. Школы находятся в антисанитарном состоянии.
Примером этого могут быть многие школы г. Остяко-Вогульска и с. Самарово.
Ни в одной школе, ни в одном детсадике нет форточек, а если они имеются, то наглухо заколочены. И это при невозможной перегруженности классов. Лети буквально задыхаются в тесных непроветриваемых помещениях.
Нигде ко второй смене не проводится влажная уборка и дети II смены обречены глотать всю мыль, грязь и испорченный воздух после I смены.
Вешалок не хватает, никто за вешалками не следит, пальто валяются на грязном полу.
Несмотря на обязательное постановление Наркомпроса и Наркомздрава, ежемесячная генеральная уборка не проводится.
За уборными в школах недостаточно следят, они безобразно грязные. Не все школы обеспечены теплыми уборными. А Самаровский детсад при Комбинате вовсе никакой уборной не имеет.
Во многих школах и детсадиках питьевая вода содержится грязно, баки с кипяченой водой грязные и кипяченой водой дети не вполне обеспечены.
В кухнях школ и детсадах висит верхняя одежда и непременно поближе к питьевой воде.
Технические, работники которые готовят и раздают детские завтраки — не обеспечены чистыми халатами, полотенцами, и не проходят медосмотр.
Плохо обстоит дело со школьными завтраками. Изо-дня в день вот уж четвертый месяц, школьникам дают все одну и ту же кашу.
Детсады не в лучшем положении.
Городской детсадик под боком Окроно содержался безобразно грязно. Теперь, после составленного акта, кое что исправили, но все таки далеко не все. Как будто и дров достаточно и печей, а ребята все мерзнут и сидят в верхней одежде, только потому, что в садике плохо следят за топкой. До сих пор не замазаны окна. Неужели трудно, хотя бумагой, их оклеить?
Садик Самаровского консервного комбината еще в худшем состоянии. За все восемь месяцев существования садика, никто из работников Окроно туда не заглядывал. Садик, «дескать, к Белогорью относится и нам, мол, нет до него дела».
В садике до сих пор нет режима дня. Нет никакого плана работы. Зав. садом работница — выдвиженка Маракулина не раз обращалась к т. Трусову в Окроно с просьбой дать соответствующие указания, но она ничего не могла добиться.
Всех мелочей мешающих нормальной работе садика не перечислить. Общее впечатление от садика, как от неуютного, холодного сарая, где дети не знают что им делать, в руководительницы не знают, что делать с детьми.
В довершение всех безобразий, садик в настоящий момент еще и хозяина не имеет. От Окроно он в смысле финансирования отошел с декабря месяца, а куда «пришел» — неизвестно. Завком считает, что дирекция должна заботиться о садике. Дирекция считает, что Завком. Окроно же радо что имеет официальное основание сложить с себя ответственность за садик. Хотя это совершенно неправильно. Окроно может не финансировать садик — но методически руководить садиком оно обязано.
Тов. Сухинин предлагал как то в порядке общественной нагрузки обслуживать врачу детские учреждения. Почему же он не предложил своему дошкольному инструктору, которому он за это деньги платит, заглядывать хоть раз в месяц в детсады?
В Самаровском колхозном садике стирают и парят белье.
Таков печальный вид обследования школ и детсадов. Необходимо немедленно взяться за приведение детучереждений в порядок. Необходимо мобилизовать внимание общественности, — Окроно и педсостава на решительное улучшение дела оздоровления детей.
Окроно при подготовке к новому учебному году необходимо учесть все указанные недостатки, чтобы они больше не имели места в детских учреждениях. Окроно должно отвечать не только за учебный план, но и за здоровье ребят.
Д-р Е. Савинова, инспектор Охраны Здоровья детей и подростков
«Остяко-Вогульская правда», 21.3.1934