Н. Павлова, Ханты-Мансийск
Разрезая темноту вечера ярким светом фар, идет по городу автобус. Как всегда, он переполнен. Ехал в автобусе мужчина, Анатолий Николаевич Немков, работник РЭБ связи. Сидел на скамеечке и рассеянно смотрел в окно.
Вдруг внимание его привлекла компания пьяных парней. Их было четверо. Они весело смеялись, задевали шутками девчонок, а те краснели и отворачивались. Затем пассажиры услышали поток нецензурной брани.
— Успокойтесь, молодые люди, — пробовал остановить их Анатолий Николаевич.
— Да мы, да знаешь, что мы с тобой сделаем!
Но Анатолий Николаевич был невозмутим:
— Прекратите безобразничать! Кругом же люди!
Парни зло посмотрели на Немкова. Им в тот день было и море по колено, особенно Георгию Чехунину и Валерию Шестакову. «Мы его одной рукой пришибем», — решили они.
На конечной остановке в южной части города собралось человек пятьдесят. Но никто, как говорится, и ухом не повел, когда двое хулиганов на глазах у всех начали избивать Немкова. Двое их друзей, Николай Ветошкин и Владимир Бурков, стояли рядом. Ради справедливости следует сказать. что время от времени они слабо уговаривали своих товарищей:
— Ну, хватит! Он и так уже хорош. Перестаньте!
Хулиганы получили по заслугам: состоялся суд, и теперь они отбывают наказание. Немков, доставленный в больницу в тяжелом состоянии, поправился.
Хочется поговорить о равнодушных.
Неужели же из 50 человек не нашлось ни одного, кто бы вступился за Немкова? К сожалению, нет. Я поговорила с некоторыми из них, попыталась узнать, почему они стояли, смотрели, сочувствовали, но не ударили палец о палец, чтобы предотвратить преступление.
Павел Макаров, техник-топограф геофизического треста, член ВЛКСМ. Высокий интеллигентный юноша, узнав о цели моего прихода, растерялся:
— Почему не заступился? Не считал нужным. Да и внимания особого не обратил. Участником всех событий все равно не будешь.
А вот другой равнодушный — Виктор Тимощук. Он работает в электроцехе рыбоконсервного комбината. Я спрашивала у его товарищей по труду, каков он?
— Хороший парень, — отвечают те. — ударник коммунистического труда.
А об остальном, о его второй жизни, духовной, никто ничего не знал. К сожалению, мне не удалось встретиться с ним, поговорить. Но это не меняет дела. Я знаю, о чем бы он стал рассказывать. О том, что если вмешаться, то изобьют…
Таких рассуждений я слышала немало. Оправданий было много. И никого не интересовала судьба Немкова, никого не волновала собственная совесть, никто не задумался о последствиях своего равнодушия.
А задуматься надо было крепко. Задуматься о душевной черствости. О необходимости вмешательства, если на твоих глазах убивают человека. О морали общества, в котором живешь. Это поможет тебе стать человеком.
«Ленинская правда», 11 июля 1969 года
По следам наших выступлений
11 июля в нашей газете была опубликована статья Н. Павловой «Рыцари подлости», в ней рассказывалось о том, что работники геофизического треста П. Макаров и рыбоконсервного комбината В. Тимощук не заступились за человека, которого избивали хулиганы.
16 августа под рубрикой «Читатель продолжает разговор» опубликована статья директора сургутской средней школы №1 А. Сибирцева, выразившего свое возмущение поведением П. Макарова и В. Тимощука.
Как сообщил нам заместитель секретаря комитета ВЛКСМ Ханты-Мансийского рыбоконсервного комбината тов. Савин, обе статьи обсуждены на заседании комитета комсомола. Присутствующие резко осудили поведение В. Тимощука, и сам он признал себя неправым.
Учитывая то, что Тимощук является примерным производственником, что он образцово ведет себя в общественной жизни, в быту, коллектив энергомехцеха считает возможным оставить за ним звание ударника коммунистического труда.
Редакция ждет сообщение из геофизического треста о том, как коллектив реагирует на поведение П. Макарова.
«Ленинская правда», 2 сентября 1969 года