Тропинка школьная моя

Людмила Сергеевна Пашкова

Школьные годы — это целый мир воспоминаний. Иногда листаю альбом, где встречаются школьные фотографии и вспоминаю, вспоминаю.

Луговской — поселок своеобразный, хотя может таких в Ханты-Мансийском районе хоть отбавляй. Основан он был в 1930 году прошлого века людьми, которых высылали сюда, на реку Обь. Луговской в то время был спецпоселением, в котором жили раскулаченные, репрессированные люди. А еще интересно то, что в конце сороковых большинство жителей поселка составляли немцы.   Мы все жили по соседству. Летом на нашей улице всегда было многолюдно. Всех летних игр, боюсь, не смогу перечесть: классики, веревочки, чижик-пыжик, прятки, боталки. А зимой в нашем распоряжении была большая-большая горка, расположенная на соседней улице Ленина.

Луговская школа

Здесь, в Луговском, радостно протекало наше детство. И сейчас ясно помню, как со всех улиц стайки деревенских ребятишек каждое утро стекались в одну широкую школьную реку. Конечно, все учились по-разному. И так было всегда, ведь у каждого свои способности. Но мы были так добры и просты, что не знали лжи и злопамятства. В школе, в которой училось более 300 учеников, не было особых конфликтов. Мы любили нашу школу, своих учителей и всех ее работников, которые заботились о нас. Никогда не забуду, как на большой перемене мы все дружно бежали в школьный буфет, чтобы купить вкусную круглую булочку, которая стоила тогда всего 5 копеек.

Сейчас спустя много лет, мы понимаем, как нам повезло тогда, когда мы пошли в 1 класс, и попали к Таисии Александровне Варго. Красивая, справедливая, она обладала, как теперь понимаю, подлинным педагогическим талантом. Первые шаги в Луговской школе стали радостными и уверенными. Добрая, внимательная наша первая учительница много лет встречала каждый год малышей. И все они для этого удивительного доброго человека были самыми любимыми, самыми лучшими. Таисия Александровна много времени уделяла послеурочной работе и вела несколько кружков: «Теневой театр», «Любители книги», «Любители природы». Общение с учениками педагог считала едва ли не самым важным в своей работе.

В прошлом столетии, когда мы учились в школе, на обложке ученических тетрадей печатали не только таблицу умножения и таблицу мер и весов, но и клятву посвящения в пионеры, и еще стихи русских поэтов России. Уже с юных лет мы, школьники, запоминали пушкинские стихи. Именно через эти стихи мы приобщались к поэзии, учились любить Родину. А еще мы любили в начальных классах сидеть за деревянной партой и слушать рассказы учителя о дальних странствиях, невиданных животных и растениях, о морях и океанах. Жаль, что теперь из школы убрали парты, которые сохраняли осанку школьника.  С любовью вспоминаю всегда окруженную детьми хрупкую русоволосую Антонину Васильевну Зольникову, она иногда заменяла Таисию Александровну. А еще всегда с благодарностью произношу имя Антонины Тимофеевны Куйвашевой, трогательно и заботливо относившейся ко всем нам на ГПД (группа продленного дня). Там мы делали уроки, мы гуляли на школьном дворе, в большом коридоре начальной школы играли в прятки, прыгали на скакалке. Именно в начальных классах мы читали на группе продленного дня замечательные детские книги, разучивали танцы и пели песни с вожатыми.

Физкультуру преподавал Геннадий Петрович Кудряшов, гонял нас на лыжах зимой, а осенью кроссы сдавали на время. Мы хорошо помним речку Ендырскую, где проходили зимой уроки физкультуры. После урока физкультуры приходили розовощекие, замерзшие, а рукавицы колом стояли на веревочке. Но все были довольны. Учились все ровно, дружили. В начальных классах вступали в октябрята, с гордостью носили звездочки на груди. Со школы частенько шли гурьбой. Весело смеялись, толкали друг друга в сугробы, дурачились, наперегонки бегали.

Пятый класс — и новый классный руководитель. Из добрых объятий первой учительницы мы попали в надежные и теплые руки классного руководителя Галины Алексеевны Ботвинкиной. Преподавала нам русский язык и литературу. Именно ей мы обязаны тем, что она научила ответственности, умению дружить и ладить с окружающими людьми. Никогда не забудем мудрые уроки литературы учителя – филолога Изабеллы Александровны Пластининой. Алгебру и геометрию преподавала Римма Николаевна Николаева, очень требовательная, строгая учительница, хорошо знающая свой предмет.

Часто после уроков мы не спешили домой, потому что нас ждали увлекательные дела: сборы, слеты, конкурсы, спортивные секции и литературные кружки. Вожатые школы Н.С. Летунова и Р.Н. Голошубина были кумирами всех учащихся. Благодаря им в нашей школе в пионерской комнате был собран большой материал, рассказывающий о жизни Н.А. Островского. Наша дружина носила его имя. В этой комнате шла своя интересная жизнь, ведь пионерская была не только штабом, но и комнатой отдыха и местом дружеского общения учащихся.

Как можно забыть поездку в Ханты-Мансийск на пионерский слет, ведь много ярких, волнующих моментов пережили и запомнили мы на всю жизнь. Школьная жизнь была насыщенной событиями — соревнования спортивные, классные часы, олимпиады по предметам, субботники, школьные вечера, политинформации, уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и т.д. Порой даже не верится, что это было много лет назад! Помнится все до мельчайших подробностей: учеба, экзамены, работа на уборке картофеля в соседнем Белогорье. Школьные годы – это не только учеба. Это и радость общения с друзьями, познание жизни, первая любовь.

В годы моего детства в школе была столярная и слесарная мастерская, замечательный кабинет технологии со швейными машинками. Педагог Евгения Игнатьевна Григорьева учила нас кроить и шить на уроках труда. Мы девочки вязали, учились варить и печь, а мальчики строгали, пилили, выжигали, делали скворечники и кормушки. А еще делали из дерева пистолеты и автоматы перед проведением военно-спортивной игрой «Зарницей».

В те годы был в школе небольшой пришкольный участок и свой парник, где весь день трудились будущие тимирязевы. Вечерами мы ходили в клуб на киносеансы, все места были заняты в зале. В десятом классе по праздникам мы уже бегали на танцы в клуб, там играл вокально-инструментальный ансамбль из учеников старших классов.

Чем старше становлюсь, тем яснее понимаю, как повезло мне в свое время. Быть неравнодушными, честными — вот чему учили нас наши учителя. Именно они научили нас не бояться никакого труда, да и вообще не пасовать перед трудностями. Как же все это было давно, в прошлом веке, а как будто только вчера.

Здания школы, в котором мы учились, теперь уже нет. Современные дети учатся в красивой новой школе. Сердечно благодарю наших дорогих преподавателей, которые не только давали нам знания, но и прививали любовь к Родине и, конечно же, к своей школе. На протяжении многих лет, несу я в душе чувство огромной благодарности не только нашим наставникам, но и одноклассникам: у каждого из них чему-то научилась, с каждым связано много хорошего, светлого, незабываемого. Откликнется эхо давним прозвищем, и ляжет свет покровом пряничным, когда я снова стану маленькой, а мир опять большим и праздничным…

п. Луговской

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика