В ларьках Ханты-Мансийска можно встретить так называемую «городскую газету» под названием «Югорский экспресс». Ничего особенного – дешевая бумага, объявления о вакансиях, реклама проституток. Тем более странной показалась статья «Великий праздник на пороге. Победный майский день весны» в свежем №17 от 2.05.2018.
Четверть полосы занимала черно-белая фотография бравого капитана с целым набором боевых наград, при беглом взгляде на которые в голове засела какая-то заноза. Что-то неправильным было и в расположении, и в размере орденов и медалей. Стал всматриваться – и вправду, не соответствуют их пропорции друг другу, одни больше, другие меньше. И почему вдруг орден «Славы» расположен НИЖЕ медалей, тогда как должен быть ВЫШЕ? Так ни один фронтовик свои награды бы не надел! А вообще, почему капитан Красной Армии вдруг оказался удостоен этого «солдатского» ордена, тогда как по статуту им награждали лишь рядовой и сержантский состав, плюс младших лейтенантов авиации?!
Чтобы разобраться в непонятках, решил ознакомиться с непритязательным текстом, сухо повествовавшим о ратном пути Ивана Степановича Магрычева, осенью 1942 года призванного Самаровским райвоенкоматом. Служил он «по политической линии» — был парторгом и агитатором, но пулям не кланялся, в трудную минуту сам водил бойцов в бой, вместе со всеми испытал фронтовые тяготы и лишения.
Подготовившие публикацию правнуки ветерана – Дмитрий, Алексей и Александр Евсельевы – добросовестно перечислили все боевые регалии прадеда, «…награжденного орденами «Красной Звезды», «Красного Знамени», «Отечественной войны 2-й степени», медалями «За оборону Сталинграда», «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина»…
Погодите-погодите, но ведь на фото у него на груди еще и «Слава», и «За боевые заслуги», о которых ничего не говорится в тексте! Как же так – забыли, не заметили? Но ведь такого просто-напросто НЕ БЫ-ВА-ЕТ!
Еще больше смутила фраза из «Наградного листа» на парторга 101 стрелкового полка Магрычева, представленного к ордену «Красной Звезды». В графе «Чем ранее награжден» написано «Ранее не награждался». А это, между прочим, МАРТ 1945 года! По версии правнуков получается, что за оставшиеся полтора месяца до окончания войны офицер успел получить 4 ордена и 2 боевые медали?!
Окончательно запутавшись, полез на сайт «Подвиг народа», где сведена информация обо всех награждениях Великой Отечественной. Там черным по белому указано, что лейтенант (позже – капитан) Магрычев за боевые дела был удостоен ДВУХ орденов — 28.03.1945 «Красной Звезды», а 30.05.1945 — Отечественной войны II степени. Правда, согласно «Фронтовому приказу» №217/н от 30.05.1945 он представлялся к ордену «Красного Знамени», но вышестоящее начальство решило ограничиться «Отечественной войной» — такое случалось сплошь и рядом. Плюс – получил медаль «За оборону Сталинграда».
А спустя десятилетия после смерти фронтовика, видимо, кто-то из его потомков, не слишком разборчивый в средствах и совсем не разбирающийся в боевых наградах Второй мировой, решил добавить деду «цацок». И запустил «Фотошоп». И не слишком-то аккуратно пришпандорил «предку» еще пяток медалюсек покрасивше…
Иван Степанович в гробу перевернулся, глядя на забавы молодых потомков, привыкших мастерить мерзкие «фотожабы» из памятников, символов, героев. Он ведь отважно воевал за Родину и за счастливую жизнь внуков-правнуков, честно получил два боевых и уважаемых ордена. Не думал, не гадал парторг, поднимая в атаку бойцов, что его собственные далекие отпрыски будут издеваться над героизмом фронтовика, движением пальца низводя боевые ордена до уровня стикеров.
…Неужели и в составе «Бессмертного полка» понесут «красиво украшенный» портрет капитана Магрычева?
Стыдно.