Боевая, трудовая жизнь

А. Кугаевский

Мы сидим с Софьей Сергеевной за небольшим столиком в ее квартире. В комнате прохладно. Старое жилище служило ей верой и правдой. Раньше как-то не чувствовалось этой стужи, а к старости приходится кутаться в теплую одежду.

Большую семью имела Софья Сергеевна: вырастила в этой комнатке, подняла на ноги, дала образование четырем дочерям и двум сыновьям. Теперь они все работают Ханты-Мансийске, имеют свои семьи, живут в собственных квартирах.

Сама Софья Сергеевна худенькая, ростом небольшая, хрупкая, но беспокойная и выносливая. С малых лет она трудится. Рано лишилась родителей и поэтому в неполных 16 лет стала весовщиком на Ханты-Мансийском рыбокомбинате, позже работала в сушильном цехе.

Трудное было время. Полыхала война. Вместе с коллективом рабочих комбината Софья выполняла заказы для фронта: готовила рыбную муку, рыбные галеты. Работа горела в ее руках. Справлялась с поручениями добросовестно, с желанием. За это уважали Кузнецову в коллективе, а в праздничные дни поощряли, вручали ей Почетные грамоты, объявляли благодарности.

Тревожные вести поступали с фронта, и молодое сердце патриотки рвалось защищать Родину.

…Пароход отходил от пристани Ханты-Мансийска. Над Иртышом звенела песня: «Прощай, любимый город…» Пели Тамара Змановская, Лида Кайгородова, Нина Котовщикова, Аня Огорелкова, Клава Елесина, Гутя Антипова, Физа Шаламова. Девушки ехали в Омск. Здесь Софью Кузнецову зачислили рядовым бойцом строительного железнодорожного батальона. На фронте началась ее боевая жизнь. Обстановка складывалась тяжелая. Особенно под Старой Руссой, Новгородом. Под ураганным огнем противника восстанавливали дороги, мосты прокладывали и ремонтировали железнодорожные линии.

— Немецкая авиация висела над нами, — говорит Софья Сергеевна, — погибали люди, разлетались рельсы, техника от бомбовых ударов. Надо было проявлять находчивость, волю, не растеряться, выстоять. Спать приходилось в лесу, в постоянной тревоге.

Грустно вспоминать минувшие дни войны.

— Меня иногда спрашивают: страшно на войне? Как можно было выдержать вражеские атаки, налеты авиации? Мы защищали свое Отечество, нам хотелось жить, смерти не боялись, как-то примирились с ней… Теперь после Великой Победы нам надо сохранить мир, уберечь землю от нового огня.

День Победы Софья Сергеевна Кузнецова встретила на колхозных полях в Кременчуге.

— В этот год, — говорит Кузнецова, — на юге был богатый урожай лука, моркови, свеклы, турнепса, арбузов, картофеля. И вот нас направили туда помочь убрать урожай. Спали мы в поле, сами охраняли урожай. Как-то в поле раздался крик Маши Киселевой: «Девчонки! Победа! Подписан акт о безоговорочной капитуляции! Наша взяла! Была радость, слезы, мы были в восторге. Вечером для нас колхоз устроил ужин…

В Ханты-Мансийск участница Великой Отечественной войны Софья Кузнецова вернулась в феврале 1946 года. Домой летела как на крыльях, с победой и наградами. И только переступила порог родного дома, как брызнули слезы радости.

Кем только не приходилось работать Кузнецовой в мирное время: она и сторож, и истопник, уборщица, простая рабочая. И всюду честно и добросовестно выполняла свой гражданский долг. Более десяти лет Софья Сергеевна трудилась в окружном узле связи. Только и знала: работа, семья. Одна подымала детей. К боевым наградам получила трудовые.

Софья Сергеевна Кузнецова на фронте и в тылу ковала победу над врагом. И сейчас, когда она на заслуженном отдыхе, рассказывает об этом молодежи, призывает хранить мир.

г. Ханты-Мансийск

«Ленинская правда», 5 сентября 1985 года

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика