Бондарина

А. Оленева

Вспоминая 360-летнюю историю Самарова (Ханты-Мансийск), хочу рассказать о человеке, отдавшем несколько десятилетий рыбоконсервному комбинату. Это Мария Прокопьевна Старкова.

1943 год. Еще вовсю бушевала война, а ее, шестиклассницу, мобилизовали на учебу в ФЗО — была тогда такая школа. Ее и многих других, обучали далеко не женской профессии — клепать бочки. Прошло немного времени, и вот ее первая продукция, и первое поощрение — форменное платье.

Через девять месяцев школа позади, в руках — направление на работу в баночный цех рыбоконсервного комбината. Спустя некоторое время она быстро освоила мастерство изготовления бочкотары.

По характеру шустрая и расторопная, она вместо нормы в полторы бочки за смену собирала пять, шесть и даже семь штук. Заготовить клепку, заправить дно, собрать бока, надеть обручи — столько штук за смену мог сделать не каждый мужчина. Тара была нужна для соленой продукции, чтобы отправлять ее воюющим солдатам.

Со временем Мария Прокопьевна стала мастерицей в своем деле, передовиком производства. В 1949 году талантливую бондарину и ее коллегу-мастера отправили в Новый Порт на четыре месяца в командировку для обучения своих коллег поточному методу изготовления бочек. Своим умением, ловкостью, мастерством и высокой производительностью труда она удивляла мужчин. От корреспондентов отмахивалась фразой: не мешайте работать. И все-таки о ее удачном труде в этом году писала «Комсомольская правда».

11 лет Мария Прокопьевна собирала бочки и почти столько же лет ходила на работу и с работы из Ханты-Мансийска до Самарово. В северной части было жилье родителей, построенное из деревенских амбаров руками отца, который ушел воевать и не вернулся. Пришлось помогать матери растить сестер. Когда матери не стало, забота о младших легла на плечи ее и старшей сестры.

С 1955 года стала контролером, позже — приемщиком готовой продукции. В трудовой книжке у нее всего две записи: принята на работу в 1944 году и уволена в 1988 году в связи с уходом на пенсию по возрасту. Имеет правительственные награды: орден «Знак Почета», и медали: «За доблестный труд в ВОВ» и к 100-летнему юбилею со дня рождения В.И. Ленина.

Теперь Мария Прокопьевна находится в почтенном возрасте, но все такая же неугомонная и хлопотливая, старается помочь каждому, чем может. Член совета ветеранов на своем предприятии, ходит в клуб «Общение», еще подрабатывает, ибо на смехотворную пенсию никак не проживешь.

Таких великих тружеников на Самаровском рыбоконсервном комбинате было немало. О них писать да писать книги. Становление его и последующая деятельность в первые десятилетия держалась на физическом труде рабочих: выгрузка рыбы из ледяных трюмов, погрузка готовой продукции — все вручную. Сколько их руки переносили носилок с солью, мешков через плечо — никому не подсчитать. Они строили цехи, увеличивали выпуск продукции, создавали славу рыбокомбинату, который был гордостью не только Самарова, но и всего округа. Банки с этикеткой этого комбината можно было встретить в самом дальнем уголке нашей большой страны. Где теперь все это?!

Как живут теперь ветераны консервного? Да по-разному. Есть такие, которые за всю свою жизнь так и не имеют благоустроенного угла, кто-то нуждается во внимании, кому-то надо помочь материально. Вспомните о них, люди, живущие рядом, и те, кто обязан по долгу службы оказывать такую помощь. Они заслужили все это. Пусть этот большой юбилей Самарова станет и для них праздником.

Ханты-Мансийск

«Новости Югры», 26 июня 1997

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика