Такое пастушье дело

И. Пронькин

Летом Виктор Петрович Пневский преображается. И не потому, что летом лучше, чем зимой. Нет. У лета свои каверзы. Помните, у Пушкина: «Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной да пыль, не комары да мухи». Плюс мошка да пауты. А при такой профессии, как у Виктора Петровича, во всем этом мало хорошего.

И все же летом Виктор Петрович преображается. Наконец-то у него начинается настоящая работа.

В эту пору, почитай, главнее и заметнее его нет человека на селе. Ведь Пневский, как, посмеиваясь, говорит он сам, пастух по призванию. А это по нынешним временам — редкость.

Спросите у главного зоотехника совхоза «Реполовский» Ларисы Андреевны Бабиковой, и она подтвердит, что без хороших пастухов любому хозяйству плохо. Кто, как не пастух, знает, где и как лучше выпасать гурты, чтобы животные давали как можно больше молока.

— Беда только, — говорит Лариса Андреевна, — что наше хозяйство постоянно испытывает нехватку пастухов. Таких, как Виктор Пневский да Юрий Безруков, у нас раз-два и обчелся. А молодежь — та больше в механизаторы или совсем из села подается. Непрестижное, мол, дело — кнутом махать. Вот и приходится брать на такую ответственную работу кого придется. А в результате совхоз недодает не килограммы — тонны продукции. И это в самую благодатную пору большого молока.

Об этом же говорили мы с Виктором Петровичем.

— Самое главное в нашем деле — любовь. Любовь к труду, к земле, к животным, да к чему хотите. Я вот потому и стал пастухам, что люблю животных. И, конечно, началось все с детства. Рос в деревне. Познал тяжесть и радость крестьянского труда. Был одно время даже дояром. Но потом понял, что лучше пастушеской доли мне не найти.

— Ну, а как быть с тем, что пастухов хозяйству не хватает? Вот вы довольно молоды. А основная масса пастухов — пожилые люди. Кто придет им на смену?

— Это, конечно, вопрос сложный. И просто так не рассудишь, почему на селе почти не осталось хороших, да что там хороших, вообще пастухов. Быть пастухом — это тоже наука. Тут и травы надо знать, и с животными уметь обходиться. У иного пастуха коровы не столько съедят травы, сколько вытопчут. А это тоже на удое скажется. Или по кустам да зарослям разбредутся. Правда, летом их гнус из кустов выгоняет. А вот осенью — ищи каждую. Глядишь, и не досчитаешься на дойке десятка коров. Тоже потери молока. Да и вообще профессия трудная, Кому охота целый день. на солнцепеке или под дождем в седле мотаться. Или ночь под открытым небом проводить. И поэтому без любви к делу, я считаю, пастуха не будет.

— А как же эту любовь прививать?

— Этот вопрос вряд ли сегодня кого волнует. Больше ведь о доярках да о телятницах говорят. И в газетах почитаешь, да и так в жизни посмотришь — кто на селе главнее? Животновод. А кто в животноводстве? Конечно, доярка. Вот, может, отсюда плясать-то надо. От того, кто и как создает престижность или непрестижность профессии.

И верно. Хоть я вначале и сказал, что Виктор Петрович летом — главная фигура на селе, а все-таки многие считают иначе. Чем еще объяснишь тот факт, что на Доске почета хозяйства видишь в основном доярок да телятниц. И в соревновании среди животноводов пальму первенства отдают доярке. А пастухи всегда как-то в сторонке остаются. И хотя Виктору Петровичу вынесена благодарность от руководства совхоза по итогам прошлого сельскохозяйственного года, это все-таки не слишком убедительный аргумент для молодежи, чтобы идти в пастухи. Механизатору лучше. Он и при деньгах всегда, и при работе.

— Можно подумать, что я не работаю, — обижается Виктор Петрович. — Зимой вот за быками ухаживаю, за лошадьми. И за коровами, когда придется. А если по правде, — летом, конечно, интереснее.

И я улавливаю в его глазах радостную искорку. Знать, торопит сердце пастуха то время, когда потянется за околицу голосистое стадо, плеснет в лицо ветром раздолий, пахнет теплом согревающейся земли, запахами набирающих рост трав. И раскинется перед глазами зеленая луговина с кустами и перелесками, с синими, как глаза, блюдцами озер и лайд. И снова рядом будет верный напарник Владимир Афанасьевич Пономарев, с которым накрепко сдружились за годы работы. И снова будут одолевать заботы о большом молоке,

п. Сибирский, Ханты-Мансийский район

«Ленинская правда», 15 марта 1983 года

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика