Если ты полюбишь Север…

Василий Семенович Денисенко

В районе озера Нум-То (Отрывок)

На берегу озера Нум-То развернулось строительство селения хантыйско-ненецкой артели. Тут работают рыбаки-ханты, которые приехали с нижнего течения Казыма, и ненцы из лесотундры, с рек Пур и Надым. Нужно как можно быстрее обследовать этот район, чтобы наметить перспективы его развития, а также выяснить возможность перевозки рыбы и товаров по Казыму.

Это новое селение входит в Казымский сельский Совет и занимает крайнюю северо-восточную часть Ханты-Мансийского национального округа. Между тем, на дальнем Севере это не имеет большого значения, оленеводы Ханты-Мансийского округа свободно выпасают своих оленей на территории соседнего Ямало-Ненецкого округа.

От Нум-То берут свое начало большие северные реки: Надым, что впадает в Обскую губу, чуть далее — Хетта, большой приток Надыма, а еще дальше — Казым.

Зимней дорогой отсюда до Березова приблизительно более 500 километров, длина реки Казым до Полновата, до ее устья, приблизительно 1500 километров. Вокруг — леса, бесчисленные озера, речки.

Район озера Нум-То до сих пор еще малоизученный. Поэтому начальник культбазы — энергичный работник системы Главного управления Северного морского пути Арсен Архипович Иваненко — не только похвалил мои намерения, но и помог организовать исследование этого района. П.Г. Смидович также советовал выполнять эту работу.

Около недели здесь меня ждет Дмитрий Тебетев, ханты, мой беспокойный и неутомимый помощник. За это время он уже успел обойти на лыжах все озеро и его окрестности.

— Озер много, речек много, — рассказывает Дмитрий Тебетев, — только все пока под снегом. Я насчитал десять речек, впадающих в Нум-То. У ненцев был. Они чумы поставили близ того места, где Надым начинается. В озерах рыбы много.

Мужчины, члены артели, уже вернулись с промысла пушного зверя. Теперь они налаживают сетки, невода, помогают строить школу. Небольшая бригада ведет лов рыбы подо льдом.

Людей здесь еще немного — всего четырнадцать семей ханты и восемь семей ненцев. Ханты приехали сюда недавно, поэтому не могут дать мне предварительных сведений, которые всегда помогают краеведу в изучении местности.

Небольшая бригада пастухов-оленеводов взяла на себя обязательство нарисовать карту и рассказать нам про ту местность, где весной и летом они будут со своими оленями.

Беспокоило меня то, что от Нум-То до Казыма будет, видимо, не меньше 40 километров. Это значит, что использование водных путей связано с большими трудностями, и вряд ли будет рентабельным рыбный промысел в этих богатых рыбой местах.

Нум-То — ненецкое название озера. Ханты зовут его Торум-Лор. Оба названия в переводе означают «Божье озеро», вернее — «Озеро верховного божества». Это озеро широко известно среди населения обского Крайнего Севера. Его хорошо знают ненцы, часть которых сейчас переехала сюда, знают ханты, манси, коми, русское население края.

Нум-То богато рыбой сырок. Но не только в этом причина популярности озера. Хантыйский и ненецкий фольклор свидетельствует о том, что издавна озеро было одним из крупнейших религиозных центров. Таким оно оставалось до недавнего времени. По древним верованиям, в озере живет Нум (Торум), его невидимое тело простерто в воде, островом покрыто сердце, а двумя другими островами — глаза бога-зверя.

В дни специальных религиозных обрядов на озеро съехались вожди ненцев и ханты. Здесь, на «святом острове-сердце», камлали шаманы высших рангов, убивали жертвенных оленей, передавали людям волю бога. Затем озеро снова становилось безлюдным, и только следы от чумов, костров и свежие шкуры, распятые на жердях, свидетельствовали о том, что тут совершались религиозные церемонии.

Вглубь острова мог пройти только наистарейший шаман один раз в семь лет, а всем другим разрешалось зайти для принесения жертвы только на южную часть озера. По старинным верованиям, нарушителей религиозного запрета неминуемо карали боги. Подобно тому, как женщина не имела права войти в алтарь православной церкви, так не могла женщина ступить и на остров или на другое «святое место», не могла даже проезжать вблизи озера…

В продолжение многих лет в Нум-То не ловили рыбы. Шаманы объявили, что бог Нум не разрешает ловить, и ненецкое население откочевало на другие водоемы. Лишь несколько богатых семей были здесь: им, говорили, Нум дозволил.

Только в 1934 году, когда организовалась хантыйско-ненецкая артель имени Первого мая, в Нум-То и прилегающих к нему водоемах начали добывать рыбу. Рассказывают, что в первые дни рыбаки еще боялись ставить сетки, со страхом поглядывали на «святой остров-сердце», но постепенно освоились.

Возле Нум-То есть много других больших озер, связанных и не связанных с ним, много речек, проток. В целом это единая водная система.

В первую очередь я имею намерение провести вместе с Дмитрием Тебетевым картографические работы. Одновременно — изучить режим водоемов, запасы рыбы по видам, разнообразную фауну этой территории, собрать коллекцию растительности. Большой интерес представляет для меня и экономика артели, этнографические и фольклорные исследования. В этих работах рассчитываю на помощь кружка краеведов. Дмитрий Иванович, недавно избранный руководителем этого кружка, тоже деловито взялся за работу.

Первое время мы с Дмитрием на ночь возвращались на базу, а потом решили, что это потеря времени, и стали приходить в поселок только в дни работы группы по ликвидации неграмотности. Теперь наше «рабочее место» на берегу Нум-То, на озерах, речках и протоках.

Чем больше я присматривался к Дмитрию, этому юноше, обскому ханту из Шеркал, тем больше удивлялся его настойчивости и последовательности, его замечательным способностям. Еще в культбазе он, выслушав мои пояснения о назначении буссоли, компаса и правилах пользования ими, уходил далеко в лес, чтобы проверить полученные знания на практике. С того времени Дмитрий сделал такие большие успехи, что я скоро смогу поручить ему картографирование некоторых объектов. Когда я говорю ему об этом, смуглое лицо моего помощника вспыхивает, и он по своей привычке, восклицает:

— Алла-а! Землемером буду!

Сейчас Дмитрий изучает историю, русский язык, математику. Читает одну из двух-трех книжек, которые всегда носит с собой. С детства привыкший к лыжам и морозам, он не устает до вечера.

— Разве тяжело на лыжах ходить? Никаких трудностей. Вот когда мы с отцом за лосями ходили вот было тяжело! Малицу снимешь, на снег кинешь, в одной рубашке на морозе идешь и то рубашка мокрая, — рассказывает Дмитрий.

Мы хотим как можно больше закартографировать Когда растает снег, вскроются речки и озера, работать будет тяжелее, особенно при уточнении конфигурации Нум-То.

Каждый день на рассвете мы уже на ногах. Днем — маленький перерыв. И только когда начинаются сумерки, останавливаемся на ночевку в каком-нибудь защищенном месте.

Часто бывает, что не в палатке, а сидя возле костра, записываю в рабочие дневники все свои наблюдения за день. Вместе с Дмитрием восстанавливаем детали, переносим сделанные с помощью буссоли замеры на карту. Видим, как на бумаге обозначаются новые речки, озера, болота, лесные массивы, проясняется конфигурация берегов озер. С каждым днем растет количество фотонегативов, исписанных страниц дневников.

Рыбе Нум-То найден водный путь

Озеро Нум-То — самый большой водоем в целой системе больших и маленьких озер, соединенных с Нум-То многочисленными речками, протоками, ручейками. 13 речек, впадающих в Нум-То, соединяют его более чем с 30 озерами и озерками. Одна речка Перма, вытекающая из Нум-То, соединяет его с Надымом и теми многочисленными озерами, о которых мы знаем, но которые еще никак не обследованы.

У района Нум-То — этой громадной системы озер — большая будущность. Здесь может быть организовано прекрасное культурное рыбное хозяйство.

Плановая эксплуатация озера по существу началась только с 1935 года. В настоящее время там промышляет одна артель казымских ханты и небольшая группа ненцев. Интегралсоюз организовал на озере рыбный промысел: там работают служащие Интегралсоюза, строят здания, уже выстроено помещение для склада, коптильня, магазин и контора. Достраивается здание для жилья сотрудников.

Весной этого года члены артели выстроили шесть юрт (две юрты было), в которых будут жить постоянно. Вырастает новый центр на крайнем юго-восточном участке Приказымья.

В рыбном хозяйстве Приказымья озеро Нум-то занимает исключительное место, так как здесь — главный лов белой рыбы — сырка. Но темпы развития промысла задерживаются, главным образом, отдаленностью озера, что вызывает большие транспортные расходы.

Доставка грузов от культбазы, а иногда и от Березово до озера Нум-То и от Нум-То до Березово проводится санным путем в декабре, феврале, иногда и в марте. Транспортные расходы выражаются почти в 30 к. на 1 кг. На заброску соли и муки от культбазы до озера в прошлом году израсходовано 15 000 рублей. Перевозка рыбы из Нум-То до Березово обходится 48 руб. за тонну.

В результате последнего обследования экспедиции Казымской культбазы удалось найти водный путь от Нум-То до Казыма через речку, впадающую в Нум-То, и два больших озера, расположенных по направлению к Казыму. Только один километр суши отделяет озеро от Казыма, судоходного притока Оби. Этот километр можно преодолевать в перевозке грузов лошадью (кстати, в этом районе много травы).

Для того, чтобы наладить водный путь, очистить речки, в частности, Казым, нужно будет произвести расход едва ли больший, чем ежегодный расход на перебрасывание груза гужевым транспортом.

Этот путь должен дать толчок к усиленному развитию рыбного промысла на Нум-То.

«Ханты-Манси шоп», 17 сентября 1935 года

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика