Мария Волдина
С особой гордостью и радостью оглядываются на пройденный путь народности ханты и манси нашего северного округа. Приезжайте в любой уголок обновленного края — всюду увидите неслыханные сказочные перемены.
Накануне юбилея страны мы на аэросанях спешили в национальное село Кышик Назымского сельского Совета Ханты-Мансийского района. Дорога не из легких, но по тому, с какой ответственностью и упорством вел сани по заметенной дороге водитель Владимир Коренев, мы понимали, что он выполняет важный рейс: его ждут люди…
Во второй половине дня аэросани с шумом пронеслись через весь Кышик и остановились у дома, окрашенного в синий цвет, — это почтовое отделение. Выгрузили посылки, пачки свежих газет, писем, затем поспешили погрузить послания кышиковцев. Так два раза в неделю в любую погоду мчатся сани, спешат доставить почту жителям отдаленного поселка.
— Связь у нас хорошая, почта доставляется регулярно. Почтальон Галина Николаевна Халикова очень аккуратная, ответственно относится к своей работе, не считаясь с праздниками и выходными днями, она спешит к людям. Работы много. Газеты и журналы в каждом доме есть. Село полностью радиофицировано, поставлена радиоточка, это дает кышиковцам возможность быть в курсе всех событий в стране и округе, работает местный радиоузел, бесперебойную радиосвязь обеспечивают монтеры под руководством Федора Ивановича Змановского, ударника коммунистического труда.
— Старательный парень, учится заочно в Свердловском электротехникуме связи, — рассказывает по нашей просьбе начальник отделения Владимир Григорьевич Полуянов.
Из бесед с ним и в последующие дни, которые, нам пришлось там провести, мы узнали, что все усилия этого человека направлены на то, чтобы жители национального села чувствовали биение сердца всей страны.
Село национальное, живут здесь в основном ханты, но в то же время, словно олицетворение нашей многонациональной Родины, мы встречали русских, украинцев, белорусов, удмуртов, ненцев, татар… Дома их в несколько рядов тянутся вдоль берега. В центре высится здание нового клуба. Повернувшись лицом к селу, стоят здания восьмилетней школы, интерната; у леса, на самом живописном месте, — здание участковой больницы. В селе три магазина, пекарня, детский садик, звероферма, пилорама, столярка, баня, водонапорная башня, двухквартирные жилые дома, в которых живут охотники и рыбаки, корпуса строящегося детского комплекса на 90 мест, новое здание сельского Совета, библиотека, филиал Дома быта, где к услугам трудящихся фотограф и парикмахер Л.П. Ганиева, швея-закройщица М.М. Тарлина, о них односельчане отзываются тепло.
Знакомство с трудовой деятельностью тружеников села начали со зверофермы.
— Год был напряженный. Дела у нас неплохие, план перевыполнили, а лучшие звероводы Александра Иосифовна Самолова и Мария Тимофеевна Харанзеева вырастили по 3,8 щенка от одной самки вместо трех по плану. Радуют успехи зверовода Николая Кирилловича Лозямова, он вырастил 194 щенка от 58 самок. Забили 1 282 головы, шкурки государством закуплены по 146 рублей. Это наш подарок юбилею СССР.
Вж-вж-вж — работает пилорама. Бригаду пилорамщиков возглавляет участник Великой Отечественной войны депутат сельского Совета Владимир Иосифович Митрофанов. Сражался ветеран войны на Курско-Орловской дуге, грудь бойца украшают медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией». На мирном трудовом фронте Владимир Иосифович является примером, на него стараются походить молодые рабочие Михаил Харанзеев и Кирилл Молданов. Пользуются уважением столяры В.М. Захаров и В.Е. Спасенников. Оба работают по пятому разряду, делают оконные рамы, двери, клетки для зверофермы, половую рейку.
— План мы всегда выполняем, — с гордостью заявляют они, — условия для работы хорошие, производственные процессы механизированы, имеем строгальный, фуговальный станки, циркулярку.
…Богата и разнообразна природа назымской земли. Лучше, чем кто-либо, знает эти места следопыт Андрей Тимофеевич Вагатов. С 14 лет он стал на охотничьи лыжи. Знакомы ему все тропки, по которым ходили его предки. Ведь и отец его, Тимофей Александрович, жил в этих лесах, рыбачил и охотился, только плодами своих трудов он не пользовался, никто ему доброго слова никогда не говорил. А сыну его, Андрею Тимофеевичу, повезло. Все прожитые им 50 лет пробежали в наше советское время. Душу таежника пронизывает теплое чувство гордости за великие перемены в жизни. Светлая улыбка украшает умиленное мудрое лицо его. К лицу ему и побелевшие виски, и заслуженные награды за высокие показатели в труде, за активное участие в работе по поднятию социалистического хозяйства и культуры народов Севера, за ратные подвиги на фронтах Великой Отечественной войны. Андрей Тимофеевич, сдав пушнину, снова выехал в урман, руководствуясь давно назревшим решением сердца — выполнить пятилетку досрочно.
…Зима. Снега. Лед. Холода, но это не помеха для Владимира Федуловича Скрипунова, в его рабочем календаре 1974 год. Предоставим слово ему:
— Рыбачу я 23-й год, это дело моей жизни, планы всегда выполняю, а юбилейный перекрыл в 2,5 раза. Слово рыбацкое даю — пятилетку выполню за три года…
Незабываема встреча с дедом Хоринзи. Так называют в Кышике Тимофея Алексеевича Харанзеева, ему сейчас около восьмидесяти лет. Редкая белоснежная бородка запорошила лицо деда, голова покрыта прядями мягких седых волос, а в глазах постоянно горит огонек, зажженный Великим Октябрем, излучая сердечное тепло к Советской власти, чувство благодарности к Ленину и партии. Жизнь Тимофея Алексеевича — живая история хантыйского народа, жителей села Кышик.
— Рад я от души, счастлив по-настоящему. А ведь было другое время… Я все помню, все знаю. Жили мы по речкам Варьюхан, Лальюхан, в лесу по шесть, семь семей в маленьких избушках, ходили за зверем пешком, редко на оленях: не было их ,у нас, еды не хватало, а заболеешь — надейся только на бога. Так было всегда, но вдруг нас стали звать, собирать из лесов совместно новую жизнь делать… Не скрываю, многого я не понимал, не знал, даже не представлял. Восхищаюсь мудростью Советской власти, сумевшей обогреть наши сердца. Спасибо Ленину, коммунистам, всем советским народам-братьям! Пусть во сне даже не приснится никому та жизнь, с которой мне пришлось начинать, — сказал дед, вспоминая свое детство, свою молодость.
Тимофей Алексеевич — свидетель открытия первых школ, клубов, при нем появились кино, радио, тракторы, лодочные моторы, зажглись электрические огни, загорели голубые экраны телевизоров.
Нет предела чувству благодарности и гордости у старого ханты, труд его не забыт, государство платит пенсию, дети, внуки счастливы, и доволен дед, что их жизненный путь имеет другое начало. В его семье есть рабочие, фельдшер, ветврач, учитель, зверовод…
Счастливая старость, чудесная жизнь за плечами этого старца, и еще прекраснее будущее его внуков, его народа. Вот от чего поет его душа, в глазах горит незатухающий яркий огонек радости и счастья.
«Ленинская правда», 30 декабря 1972 года