И. Местняков
Каждый житель Ханты-Мансийска может задать себе законный вопрос: какие же произошли изменения в окружном центре с тех пор, как он из поселка преобразован в город?
Некоторые улицы как были непроезжими, в таком же положении и остаются. Тротуары местами доламываются, а новые не строятся. На улицах часто пасутся коровы, телята, овцы и даже лошади. По всему городу стаями носятся бродячие собаки, нередко кусающие детей.
Почему это так? Неужели исполком горсовета не решал вопросов по благоустройству нового города, построенного на месте непроходимой тайги?
Нет, дело не в этом. С момента преобразования рабочего поселка в город, на протяжении полутора лет, уже дважды горсовет и его исполком рассматривали и утверждали хорошие мероприятия по благоустройству города, по озеленению его улиц. Несколько раз исполком горсовета выносил решения в порядке обязательных постановлений, которые публиковались в окружной газете. В постановлениях обязывали вести борьбу с бродячим скотом и собаками, соблюдать строго санитарию в городе и т.п. Но вся беда в том, что исполком горсовета него председатель т. Кондаков не организовали систематической проверки выполнения своих решений. Хорошие решения не подкрепляются живой организаторской работой, не принимается действенных мер к осуществлению утвержденных мероприятий.
Это происходит потому, что исполком горсовета проверку исполнения своих решений перекладывает на второстепенных работников, и не требует выполнения порученного дела. Заведующий горкомхозом тов. Первушин, священной обязанностью которого является наведение порядка в городском хозяйстве, уклоняется от того дела, которое на него возложено. Он не ведет борьбу с бродячим скотом и бродячими собаками, отговариваясь, что для этого дела у него нет людей. Дело дошло до того, что отдельные граждане не соблюдают никакого порядка, выпускают со двора на улицу коров, поросят, улицы города по существу превращены в пастбища, на которых пасется скот днем и ночью. Председатель горсовета тов. Кондаков смирился со всем этим. У него под окнами дома пасутся со всего околотка телята целыми сутками. Соседи Мотошины к его палисаднику частенько привязывают овец, зная, что добрая душа Василия Васильевича Кондакова не позволит сделать им зла.
Трудно говорить после всего этого о выполнении мероприятий, которые лежат в делах Совета, забытые теми, кто их разрабатывал и утверждал.
Заведующий горкомхозом т. Первушин занимается чем угодно, только не благоустройством. У него созрел план строительства горкомхозовской лесопилки, на приобретение пилорамы используются средства, отпущенные на благоустройство города. Спрашивается: зачем нужна горкомхозу пилорама, когда в городе их имеется четыре и они вполне могут обеспечить пиломатериалом потребности организаций, предприятий, учреждений и трудящихся. Первушин не думает о том, чтобы наладить водоснабжение города. Водопровод он почему-то передал электростанции; пусть, дескать, за это болит голова у директора электростанции, но не у меня.
Загляните на хозяйственный двор горкомхоза и там вы увидите всюду беспорядок. Все разбросано, телеги не мазаны, лошади еле живы, упряжь рваная. Здесь все не то, как, например, на хозяйственном дворе окружной конторы связи, который находится через дорогу от двора горкомхоза. Кони здесь сытые, хотя работают не меньше горкомхозовских, все лежит на своем месте. И совсем было бы неплохо поучиться у связистов, как нужно вести хозяйство.
Бесхозяйственные дела в горкомхозе остаются незамеченными. Надо сказать, что председатель горсовета тов. Кондаков почти во всем соглашается с Первушиным. В 1951 году Первушин затратил на оборудование своего рабочего кабинета, на покупку ковров около 20 тысяч рублей, конечно не без ведома тов. Кондакова, а здание горсовета осталось неотремонтированным.
В результате такого бесхозяйственного руководства дело благоустройства в городе сильно страдает. Достаточно выехать из города по одной из любых улиц и вы увидите кучи мусора и всяких нечистот, хотя места свалки отведены. В конце улицы Карла Маркса навалены огромные кучи навоза и кто же возил этот навоз и мусор? Оказывается, санэпидстанция, на обязанности которой стоит задача следить, чтобы не загрязняли город. Сюда же возят нечистоты лесхоз, сплавконтора, леспромхоз, рыбакколхозсоюз. В конце улицы Энгельса сваливают мусор и разные отбросы горрыбкооп и другие организации.
Пора бы исполкому горсовета перестроить руководство горкомхозом, заставить Первушина заниматься возложенным на него делом. Надо быстрее на улицах города навести образцовый порядок, убрать нечистоты, отремонтировать тротуары, не допускать, чтобы бродил скот. Нужно ввести такой порядок, чтобы каждая хозяйка утром приводила, а вечером бы уводила из загона на веревочке свою скотину. Только после того, как на улицах не будет бродячего скота, можно по-настоящему заняться озеленением города, а озеленение крайне необходимо.
«Сталинская трибуна», 22 июля 1952 года
