Золотые люди. Нярта-Ю

Фото: Андрей Рябов, Дмитрий Сотников

…Дорога петляет вниз среди елей, с ветвей которых свисают лохмы дремучего мха. По обеим сторонам то и дело высятся груды искореженного ржавого железа – свидетельство эпической битвы за золото.

«Сосьвапромгеология» уже далеко не первая добывает на этом месте драгметалл, прежде нее сняли сливки другие. Когда называют объемы золота, которое вычерпали «новые конкистадоры», хочется с благоговением снять перед ними шляпу – речь идет о тоннах.

Сегодня показатели в десятки раз меньше, а технология становится все сложнее и дороже. Не секрет, что основа стабильной добычи любого полезного ископаемого – колоссальные затраты на поиск и разведку запасов. В последние десятилетия государство напрочь забыло о геологоразведке, что неминуемо аукнется – если не нам, то нашим потомкам…

Наконец деревья расступаются и вездеход вылетает на большую расчищенную площадку, где на берегу суетливой речки стоит на санях десяток бочек. В них и живут двенадцать рабочих, извлекающих из недр земли самый легендарный и манящий из металлов.

Нас встречает начальник производственного участка Игорь Трофимов – человек с открытой улыбкой и внимательными глазами, профи-золотодобытчик, большой дипломат и суровый руководитель.

Кроме него, в этот час в лагере находится только повар Вера Ивановна, которая вот уже несколько лет кряду кормит рабочих вкуснейшими грибными супами, борщами да кашами. А слава о ее пирожках и булочках гремит по всему Приполярному Уралу.

Но нам пока некогда подкрепляться, пора выдвигаться на производственную площадку, где в конце смены под неусыпным контролем Трофимова должен осуществляться съем шлиха – «концентрата тяжелых минералов, который остается после промывки в воде раздробленных горных пород».

Технология добычи достаточно проста: породу экскаватором загружают в промывочную машину, где более тяжелое золото остается, а все остальные камушки летят в отвал. Так хозяйка на кухне просеивает муку, только она примеси выбрасывает, а здесь именно они и являются самой желанной находкой.

Вечером рабочие разбирают длинный желоб: сначала снимают металлические решетки, потом убирают «канадский искусственный мох» — такой упругий коврик, призванный задерживать частицы благородного металла.

Весь осадок сливают в металлический ящик, который переносят поближе ко второму, маленькому промывочному агрегату, где происходит новая, более тщательная и скрупулезная промывка.

И вот уже на общем темном фоне среди мелких камушков осадка начинают проявляться многочисленные блестящие пятнышки – словно просыпающийся дракон Смауг открывает золотые глаза…

Ну, вот оно и есть – золото. Его много – по крайней мере, на взгляд неискушенного обывателя, взросшего на вестернах. Самое время начать либо тырить его по карманам, либо в пароксизмах «золотой лихорадки» палить по конкурентам из кольтов с винчестерами. Но вместо этого организм тянется на другой берег речушки, откуда доносится слабый аромат булочек от Веры Ивановны…

Отобрав наиболее крупные самородки (кстати, накануне здесь нашли камушек в 80 граммов весом), весь остальной шлих помещается в специальную емкость (больше всего напоминающую обыкновенное ведро) – утром, на свежую голову, начальник участка с помощью лотка проведет тщательнейшую финальную промывку. От его зоркого взгляда не укроется ни одна крупинка драгоценного металла.

Кстати, сейчас население Нярта-Ю существенно возросло – Андреев увез туда студентов-геологов из Саратова, которые будут проходить в горах производственную практику. Логика генерального директора проста и понятна:

— Для начала выдадим им кирки и лопаты, пусть шурфы бьют и вместе с мозолями получают знание о том, что такое наша профессия. Через недельку половина сбежит, зато есть шанс, что из остальных когда-нибудь получатся настоящие геологи.

После смены рабочие ужинают, идут в баньку и блаженно отдыхают, усевшись на лавочке на «центральной площади» лагеря. Здесь имеются некоторые признаки цивилизации: рация, электроэнергия, ДВД и ноутбуки для просмотра кинофильмов. Нередко приходит машина, которая доставляет продукты и посылки из дома. Рыбачить и охотиться мужикам обычно некогда – весь сезон они вкалывают без выходных.

Их работа неплохо оплачивается, хороший водитель или бульдозерист за несколько месяцев тяжкого труда может привезти домой изрядную зарплату, которой вполне хватит, чтобы обеспечить семью до следующего лета.

Но некоторых наших сограждан не устраивает честный и законный труд любого рода. Им слаще «прихватизировать» то, что плохо лежит. О них будет рассказ в завершающем материале цикла «Золотые люди».

2015

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика