Югра неведомая. Какой же дом без домового?

Фото Игоря Дементьева

Одним из самых обычных мифологических спутников человека является домовой — дух дома, «хозяин». Его другие имена: «большак», «дедко», «братанушко», «кормилиц», «хозяин», «суседка». Это один из самых сложных и многозначных образов в народных поверьях. Домовой наделялся разнообразными обликами, качествами, способностями. По рассказам крестьян XIX-XX века домовой имеет и человеческое обличие, может представать змеей, лягушкой, мышью, петухом, свиньей, кошкой и даже медведем. Домовой заплетает любимым животным хвосты и гривы (точно так же он плетет, путает волосы людям и даже лижет их).

От проказ домового оберегались по-разному: помещали в конюшню медвежью голову, убитых ястреба или сороку, зарывали под жильем череп козла, окуривали дом медвежьей шерстью или обводили вокруг двора медведя. «Смиряя» домового, махали по двору липовой палкой, втыкали нож над дверью, чертили мелом кресты на притолоке, служили молебны, окуривали скотину ладаном, кропили свитой водой.

Однако у сибирских крестьян все же преобладало уважительное, хотя и с некоторой опаской, отношение к домовому. Подношения ему — ломти хлеба, цветные лоскутки, овечью шерсть, старые монеты клали под ясли. В других областях ему оставляли блины, крашенные яйца, круто посоленную кашу. Домового принято было угощать по большим праздникам: на Рождество, под Новый год, в Чистый четверг. В Тобольской губернии в эти дни бросали под печь медную монетку с наговором: «Вот тебе, суседушко-батанушко, гостинцы от меня. Аминь». Были и особые праздники домового, когда его «закармливали», оставляя ему еду с просьбой беречь скот. Это происходило в дни Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Михайлов день.

В целом можно констатировать, что наше отношение к домовому никогда не было однозначным. Здесь перемешались и уважение к трудолюбивому «хозяину», и явный страх перед ночными проделками «сусудки», и любовь к мультяшному «домовенку Кузе». Но до сих пор домовой остается непременной и непоколебимой фигурой пантеона домашних суеверий. Более того, и сегодня многие весьма обеспеченные люди при переезде в новые особняки с евроотделкой совершают на первый взгляд «глупые» прадедовские обряды. Например, берут хлеб-соль и приглашают «суседку»: «Кланяюсь тебе, хозяин-батюшко, и прошу тебя пожаловать к нам в новые хоромы, там для тебя и местечко тепленькое, и угощенье маленькое сделаны»…

Вот что сообщают наши земляки о встречах с таинственным «суседкой»:

«Члены нашей семьи несколько раз сталкивались с аномальными случаями. Однажды, когда мне исполнилось 16 лет, я легла вечером спать пораньше. Только задремала, чувствую, что-то навалилось на грудь. Я подумала, что это кошка, хотела её погладить, но вдруг «это» укусило меня за руку и исчезло. Я больше уже не заснула, пока с улицы не пришли сестренки.

У моей старшей сестры были красивые вьющиеся волосы. Когда утром она встала после сна, у неё волосы ниже затылка были настолько спутаны, что невозможно было расчесать, приходилось даже вырезать частично.

Мой сын, когда жил в Мегионе, шёл домой и подобрал на дороге нож с красивой ручкой. Оглянулся и увидел двух девушек, которые на него смотрели. Одна из них сказала другой: «Смотри, берёт». Он пришел домой, лёг отдыхать, и на него навалилось что-то тяжёлое. Он освободился от тяжести, снова начал засыпать, и всё повторилось. Так продолжалось несколько раз, пока он не выбросил этот нож на улицу».

Василий Давиденко, Сургутский район.

В качестве комментария к этому письму приведу цитату из книги И. Неклепаева «Поверья и обычаи Сургутского края»:

«Одних жильцов эта суседка любит, других нет. Первых всюду сопровождает удача и успех — во всех домашних делах, промыслах, в торговых операциях, — вторым же везде «незадача». Тем, кого избная суседка любит, она, в знак своего расположения к ним, заплетает по ночам косы… В Сургуте указывают нескольких таких лиц обоего пола, которых мы имели случай сами видеть, с густыми косичками за ушами, не заплетенными, а просто сбитыми, как войлок».

Некоторые свидетельства очевидцев встреч с «хозяином» поначалу вызывают недоверие своей фантастичностью, но совсем недавно серьезные ученые не верили и в возможность космических путешествий…

«Как-то ночью я проснулась в страхе. На пианино стоял, выгнув спину, взъерошенный кот. Я снова заснула и почувствовала то ли во сне, то ли наяву, как из кухни выполз кто-то, весь словно из холодца или густого дыма. Вначале масса была бесформенная, а потом я поняла, что это мужчина. Он залез ко мне под одеяло и лег за спину. Стало жутко. Усилием воли проснулась + никого. Кот сидел все такой же взъерошенный и дико смотрел в мою сторону. Было страшно, я включила свет. Попыталась уснуть и почувствовала, как густая масса вылезла струйкой из-под одеяла и превратилась в мужчину. Он обошел кровать, взял меня руками за щеки и поцеловал. Закричав, я вскочила с постели.

Утром мне стало плохо. Померила температуру — 40 градусов. За стеной жили девочки на квартире. Они позже рассказали, что несколько раз заходили ко мне, будили, предлагали вызвать «скорую», но я якобы отказывалась. На следующий день чувствовала себя очень плохо, температура была за 40. А часов в десять неожиданно стало легче, и я пошла на работу, как ни в чем ни бывало».

Алла Викторовна Ефремова, Сумская область.

Почему домовые предпочитают являться лишь в некоторых домах — никому не известно. Что является тому причиной: пересечения геомагнитных линий или пентаграмм, определенный спектр ауры очевидцев или цвет кухонных занавесок? Ответить на эти вопросы исследователям еще предстоит.

«Наш большой дом в деревне Низямы Октябрьского района построили где-то в начале 30-х годов братья Арачевы: Егор, Ефим и Александр. В каждой половине были свои двери и крыльцо. В этом доме был такой случай. Сидела женщина на постели, и вдруг из-за печки выкатился блестящий шар. Заругавшись, она быстро подошла к печке, схватила полено и бросила в шар. Потом еще несколько раз его видела. Уже, говорит, не боялась, привыкла.

В сороковых годах там был интернат. Мы тоже видели шарик: выкатится, на полу покружится, исчезнет. Все девчонки начинали кричать. Боялись, все койки сдвигали. На наш крик из дальней комнаты прибегали мальчики. Посидят — нет шарика, уходят.

В средней половине была школа, ее на ночь закрывали на замок. А мы жили в своей половине: два брата, я, бабушка и тетка. Слышно было: иногда стукнет крышка парты или об стену. Мы тоже боялись. В начале 50-60-х годов опять там был интернат. Заведующей интернатом работала Фекла Ивановна Арачева. Она рассказывала, что ночью, в определенное время, двигалась одна тумбочка: дойдет до середины комнаты и остановится».

А.Пакина, Октябрьский район.

Это появление домового в виде шара в маленькой деревне Низямы не является исключением. Вот что писали исследователи народного сибирского фольклора почти столетие назад о явлениях «сусудки»: «Одни ее видели в подполье, другие — в загороди, и при этом она быстро укатывалась куда-то, как шар, и исчезала».

Наиболее чувствительны к проявлению аномальных сил дети и старики. Но если ребятишки свои «видения» могут объяснить последствиями вечерней сказки, то пожилым людям трудновато мириться со вмешательством потустороннего мира в нашу действительность:

«Однажды вечером, в начале декабря 2003 года, я как всегда убралась по хозяйству и легла спать. Кошелек с деньгами положила под подушку. Перед сном я всегда читаю вашу газету. Мне 76 лет, но я очень хорошо вижу, даже мелкий шрифт.

Ну, вот читала, читала и уснула. Вдруг слышу, что рядом кто-то газетой шелестит. Я сплю на диване, а рядом стул стоит, на нем лекарства или чашка чая, когда что. Открываю глаза и вижу мужчину: рубашка, брюки, короткие волосы, не старый, лицо без бороды, чистое. Он поднимает газету со стула и снова опускает, поднимает и опускает.

Я закричала или застонала: думала, что он пенсию мою хочет забрать. В соседней комнате спал сын, он услышал мой стон, прибежал. Спрашивает, что со мной, а я сказать ничего не могу, только повторяю, что он пенсию мою заберет. Потом, немного успокоившись, все рассказала. Сын сказал, что это домовой был. Боже, какой большой домовой, настоящий мужчина! До утра я так и не спала, а деньги положила в другое место».

Екатерина Егоровна Тимошенко, Советский район.

Как свидетельствует тысячелетний опыт наших прадедов, общение с «суседкой» далеко не всегда бывает безобидным. Как и среди людей, у домовых встречаются «работяги» и тунеядцы, «рафинированные интеллигенты» и озорники:

«Молодая девушка Катя с мужем переехали на другую квартиру. Причина — домовой. Снимали однокомнатную «на дровах», прожили год — всё вроде бы ничего. Но месяца два назад появилось «нечто». Первым увидел это кот. Изогнется дугой и начинает «диковать», от хозяев ни на шаг, даже в подпол перестал ходить.

Стали происходить всякие странности. Вещи находились не на своих местах, хотя хозяева их не трогали. Подсказали им поставить хлеб с водой на ночь. Проснулись — вода протухла. Дальше больше: просыпается девушка ночью, а за окном мужчина к столбу притулился и смотрит.

Потом домовой за мужа принялся. Говорит, во сне чувствовал его дыхание над головой, а ни рукой, ни ногой шевельнуть не мог. Сидели как-то вечером с товарищем у камина. Решили покурить выйти. Катя сказала: курите дома, в камин вытянет. Тут вьюшка сама взяла да и закрылась.

Дальше — больше. То телевизор сам включится, то музыкальный центр на всю катушку среди ночи заорет. Переполнил чашу терпения случай, который все коллеги на работе видели. Не помыла как-то Катя посуду, так домовой ей волосы так взъерошил, что всем отделением уложить не могли.

Свечи и молитва хозяевам не помогли. Впрочем, Катя не крещёная. Люди многое говорят, только знают немногие. А есть ли в нашем городе специалисты? Может ли церковь помочь?»

Олег Шарамыгин, Ханты-Мансийск.

Оставшиеся без надлежащего присмотра домовые обычно быстро хирели и дичали. Свою энергию они были вынуждены направлять не на помощь людям, а на проказы и злые шутки:

«В те далёкие годы в Усть-Балыке находилась больница, в которой больные боялись находиться. Все утверждали, что там ночами кто-то ходит, стучит, бьёт посуду. Люди говорили, что больница была построена не на месте.

Летом 1947 года мы рыбачили на протоке Захаркиной. Во время очередной рыбалки меня зазнобило, затрясло. Оказалось, что заболел малярией. Когда мы увезли и сдали на приёмный пункт улов, меня доставили в больницу.

Я там лежал один. Мне фельдшер Мезинцев приносил еду, выдавал на день нужные таблетки. Я пролежал неделю. Первых двое суток от усталости я ничего не слышал, а затем после двенадцати часов ночи начиналось бряканье посудой, хождение, стук.

Я сходил к одной бабушке, которая однажды вылечила меня от кишечной болезни. Бабушка пришла, перекрестила двери, поставила иконку, и я больше ничего не слышал».

Анатолий Жуков, Ханты-Мансийск

Местом обитания домового народная мифология обычно называла подпол, печку, амбар. В период всеобщей урбанизации «суседка» был вынужден искать себе другое, более подходящее времени пристанище. И с его выбором нам поневоле приходится считаться:

«До недавнего времени никто не мог заставить меня поверить в существование домовых. А тут решили мы сменить в комнате сына мебель. Диван у Сережи был старый скрипучий. Да и перерос его парень давно. Купили огромный роскошный диван, а старый вывезли на свалку. Со всеми этими хлопотами я устала и прилегла отдохнуть. Сама не заметила, как задремала.

Проснулась от того, что почувствовала, будто кто-то взял меня за плечи прохладными руками и пытается приподнять с подушки. Открыла глаза и онемела. На краю кровати сидело странное существо, не мужчина и не женщина, это я почему-то сразу поняла. Лица не разглядеть, только очертания тела. Начала я читать «Отче наш», только со страху почти все слова молитвы забыла. Неожиданно незваный гость мгновенно исчез, будто испарился.

Придя в себя, я побежала звонить всезнающей подруге. Она и объяснила мне, что выбросив старую мебель, мы, по всей видимости, потревожили домового, который в ней жил. Назавтра побежала я в церковь, купила свечек и обнесла с молитвой все углы в квартире. С тех пор никто меня больше не тревожил.

Еще более удивительная история много лет назад произошла с моей сестрой. Находясь на большом сроке беременности, она рассказывала, что дома постоянно чувствует чей-то взгляд. Однажды ей приснилось, будто похитили ее инопланетяне, брали какие-то анализы, делали уколы. От острой боли она проснулась. И в действительности обнаружила на предплечье правой руки след и даже капельку крови от свежего укола.

Потом у сестры родился замечательный мальчик, сейчас ему 10 лет. Он отлично учится, пишет стихи и рассказы. И самое главное — обожает читать книги по уфологии, верит в НЛО и внеземные цивилизации…»

Юлия Сергеева, Советский.

Об НЛО и пришельцах мы поговорим в другой главе, а сейчас давайте вернемся к старому доброму домовому:

«Я сейчас перескажу истории, которые мне довелось услышать в Кондинском районе.

«Новую школу построили на старой дороге, я в ней сторожем работал. Сижу в кабинете директора на втором этаже, слышу — по лестнице кто-то топает. Думаю: сейчас мимо кабинета пойдут — поймаю. К двери подошел, а «топ-топ» ближе. Дверь распахнул — никого. Ни в коридоре, ни на лестнице. Через некоторое время все повторилось.

Свет в коридоре включил, пошел по классам — никого. Директор школы звонит: «Ты чего иллюминацию устроил?» «Да так, форточки проверяю, все ли закрыты…»

«На этой дороге дом больничный стоял, в одной половине был кабинет главврача, во второй бухгалтерия. Однажды я одна осталась — срочная работа. Сколько просидела — не знаю. Слышу, в соседней комнате кто-то стулья передвигает, вроде уборку делает. Я дверь в другую комнату открыла — темнота, никого нет.

В другой раз задержались мы вместе с машинисткой. Собираемся уходить из бухгалтерии. Подходим к наружной двери с лампой, договариваемся: «Ты дверь с крючка открываешь, а я гашу лампу». Слышим, скрипят доски крыльца кто-то поднимается, но не заходит. Снова приготовились выходить + опять скрип снега и половиц на крыльце. Позвонили по телефону в соседний дом и попросили бабушку подойти, встретить нас. Бабушка пришла, мы вышли, но никаких следов на тротуаре не увидели».

Валентина Горячева, Сургут.

В заключение приведу старый «полезный совет» по практическому использованию домового:

«А кого суседка невзлюбит, тех по ночам она мучит — «сонного трясет до поту». Иногда, впрочем, она «наваливается» по ночам и на людей, к которым не питает никакой особой злобы. В таком случае ее надо спросить: к худу или к добру она давит, и она, будто бы, всегда ответит, потому что и наваливается только за тем, чтобы предсказать человеку то или другое».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика