На днях я получил письмо от жительницы Ханты-Мансийска. Текст привожу дословно:
«Вчера занималась уборкой и наткнулась на забытое приобретение. Выкидывали старые книги, ну я ж не могу мимо такого пройти. Прибрала, а дома потом рассмотрела: «Политический словарь» 1940 года издания. Но надписи на книге… От моего деда остались только дочери, да одна строка в журнале в военкомате — пропал без вести в июне 42 году и все… А книга пусть моим детям напоминает о тех временах…»
И адрес: Омская область, Ханты-Мансийский округ, Самаровский район, село Самарово, улица Чапаева, дом №1, Хохловой Лидии Яковлевне.
На титульном листе раритета сделана надпись: «Лида! Посылаю тебе эту книгу, которую я брал из дому. Береги ее как зеницу ока. Я ее берег целых два с лишним года и работал по ней. Теперь работай ты и сохрани ее нашему сыну и дочери. Если я погибну в борьбе с немецкими оккупантами за свою любимую родину. Твой муж Пидшморг И.Ф.»
Обращение к интернету дало мизерный результат. На сайте «Подвиг народа» нет данных о награжденных с таким сочетанием имени, отчества и фамилии, как нет их и в списках павших. Есть единственное упоминание о том, что Пидшморг Иван Федорович в 1956 году работал директором школы села Горки Шурышкарского района Ямало-Ненецкого округа. Его характеристика укладывается в одну фразу: «Участник Великой Отечественной войны, очень хороший хозяйственник, в школе преподавал историю». А еще на сайте есть фотография, где он снят с «Пидшморг Марией Федоровной» — женой?
Вполне возможно, что это и есть наш герой: сходятся личные данные, интересы, даже география (до 1937 года Шурышкарский район входил в состав Остяко-Вогульского округа). Но ведь в своем письме он называет женой Лидию Яковлевну Хохлову, которая, по воспоминаниям старожилов, в годы войны преподавала биологию в школе №4! Как же так?
Здесь начинается простор для предположений, догадок и домыслов. Возможно, после войны личная жизнь Ивана Федоровича дала крутой поворот, и он по каким-то причинам связал свою дальнейшую судьбу с Марией Федоровной. Возможно, именно поэтому его наследники на стали беречь «Политический словарь» как «зеницу ока». А спустя семьдесят лет какие-то граждане попросту вынесли обветшавший раритет на мусорку. Наверное, не вписывался он по фэн-шую в интерьер их жилища.
Но стоит порадоваться, что оказался он не на помойке, а в добрых руках неравнодушного человека, который найдет достойное применение реликвии, с которой шел в смертный бой доблестный защитник Отечества.
Уважаемые земляки! Было бы интересно узнать что-либо об этих людях. Если у вас есть какие-то сведения о семье Пидшморг-Хохловых, напишите a_ryabof@list.ru Жду ваших собственных интересных историй, связанных с прошлым нашего края!