Югра неведомая. Зверская тема

Аномальное поведение демонстрирует не только человек, но подчас и «братья наши меньшие». Иногда эти поступки могут быть объяснены с точки зрения современной материалистической науки, иногда — нет:

«У моей дочери в 2001 году появилась черепашка по имени Фунтик. Благополучно прожив до сентября 2002 года, она залегла в спячку. В начале октября она снова появилась и вскоре опять исчезла. Хозяйка проверила облюбованное Фунтиком место, но там его не оказалось. Все попытки обнаружить беглеца успехом не увенчались. И только в октябре 2004 года, когда дочка была в отъезде, ей позвонил родственник:

— Тетя Галя, мы нашли вашу черепаху!

— Мертвую?

— Нет, живую!

Потом он рассказал, что полез в яму, где установлен газовый котел, чтобы затопить его, и вдруг наступил на что-то живое. Как он понял позже, пряталась черепашка в выемке под котлом. Чем она питалась целых два года? Неужели все время находилась в спячке, в тесном соседстве с теплым, но далеко не безопасным, приютившим ее предметом? Вылезти она не могла: стенки ямы отвесные.

За время своего отсутствия черепашка даже немного подросла. Перед исчезновением Фунтик был измерян. Его панцирь равнялся 11,5 сантиметра, ныне он достиг 12 сантиметров. Для нас это кажется чудом. А что скажут люди ученые?»

М. Пестрякова, п.Березово.

Это письмо прокомментировала Надежда Корнеева, заместитель директора Ханты-Мансийской станции юных натуралистов:

— Это действительно уникальный случай. Разумеется, биология степных черепах предусматривает существование в экстремальных условиях. В природе они периодически зарываются в землю и впадают в спячку, длящуюся до девяти месяцев. Но чтобы этот период длился два года! Видимо, для Фунтика совпал ряд благоприятных обстоятельств: он был в хорошем физиологическом состоянии, а вокруг сохранялся постоянный и благоприятный температурный режим, способствовавший экономному расходованию собственной энергии. Если заглянуть в мифологию, то мы увидим, что черепаха — животное, причисляемое народной традицией к «гадам». Мифологические представления роднят ее с лягушкой, змеей и ящерицей. По народным легендам, черепаха происходит из кушанья, которым из жадности не угостили Христа, прикрыв еду миской. Другие варианты: из ведьмы, которая стирала в праздник и накрылась корытом; из молодой невестки, которая не приготовила свекру хлеб к обеду и со стыда накрылась квашней; из дочки, которая во время приготовления теста срослась с хлебной доской и миской в результате материнского проклятия. Так, якобы, и появилась на свет черепаха.

Но далеко не всегда поведение животных может быть объяснено с такой же легкостью. Вот, например, что рассказал в своем письме очевидец:

«Этот случай произошел в 1967 году, когда я жил на улице Федорова в Сургуте. Окна нашей квартиры были открыты, хотя солнце уже садилось. Вдруг я услышал страшный крик ворон. До этого я никогда не слышал такого шума и карканья ворон.

Вскоре я увидел черную тучу ворон, которые довольно странно себя вели. Напротив нашего дома была небольшая поляна для выпаса коз, на которую и опустилась стая. Первое мое впечатление — это был живой черный клубок, но через минуту он начал уменьшаться в размерах. Вороны, а их я насчитал 196 штук, расположились по окружности радиусом 4-5 метров.

В центре круга осталась одна ворона, которая сидела уткнувшись клювом в землю, с опущенным хвостом. Вороны, что находились по окружности, сначала каркали кто во что горазд, затем смолкли. Стало тихо. Из строя вышла одна птица, подошла к вороне, стоящей в центре, остановилась и начала громко каркать. При этом она сильно вытягивала шею со взъерошенными перьями, высоко поднимала голову, а затем резко ее опускала. Создавалось впечатление, что она как бы делала плевок в сторону своей товарки. А еще она лапами как-то не ловко швыряла землю, наподобие того как это делают куры. После этого ворона задом пятилась назад на прежнее место.

Процедура длилась около 20 секунд, в течение этого времени все остальные вороны молчали. Затем эту процедуру повторяла следующая ворона. Когда вышла последняя она сделала все тоже что и предыдущие, но в конце сильно каркнула, и все птицы резко поднялись и улетели на юг. А ворона, сидевшая в центре, подняла голову, осмотрелась, резко поднялась и улетела на Север. Кого только я не спрашивал о произошедшем — никто не мог дать мне вразумительного ответа».

Владимир Смирнов, Сургут.

Серая ворона (Corvus cornix Linnaeus) — умная и расчетливая птица. На протяжении многих веков ее считали вестником несчастья. Существует предание, будто множество ворон кружилось вокруг головы Цицерона в тот день, когда его убили. Плиний писал: «Эти птицы склонны поднимать шум, и большинство людей считает его дурным знаком, предвещающим неудачу». Считалось, они обладают даром волшебства и пророчества. Ворона является символом ветра, Стрибожьего внука, якобы не только приносит бурю на своих черных крылах, но и воду живую и мертвую.

Ворона — вещая птица, живет, по преданию, до трехсот лет, питается одной только мертвечиной. За вещую душу не любят ее люди, охотно верят, что ворона приносит несчастье своим прилетом к жилью. Существует множество поверий, связанных со способностью птиц предсказывать изменения погоды и смерть. В древности люди верили, что, съев жизненно важную часть тела вороны, можно овладеть ее пророческой душой. В России считалось, что дух ведьмы принимает облик вороны.

Омолаживая постаревшего Ясона, Медея влила в него отвар из печени оленя и головы вороны, которая пережила девять поколений людей. В старинной индийской книге о магии говорится о том, как освободиться от невезения — нужно привязать крючок к левой ноге вороны и, подвесив на него освященную лепешку, заставить ворону улететь на юго-запад.

Вот несколько примет, связанных с этими птицами. Если ворона трижды пролетит над домом и трижды каркнет, это дурной знак. Если вороны стаями улетают из лесу, это предвещает голод. Если вороны утром собираются в стаи и смотрят на солнце, погода будет жаркой и сухой, если же они вечером с криком собираются к воде — приближается дождь. Если на дороге перед тобой сидит нечетное число ворон — тебе придется на кого-то сердиться. Если ворона каркает нечетное количество раз, ждите влажной погоды. Если четное — погода будет ясной.

Удивительно, но в рассказах жителей Югры об аномальных явлениях трижды(!) встречаются истории, в которых фигурируют ягнята (или какие-то существа в образе ягнят). В мифологии народов мира образ ягненка обычно связывают с проявлениями божественной сущности, а вот в сибирских поверьях эта фигура почему-то приобретает «темный» оттенок:

«Мне мама рассказывала, что она, будучи молодой, пошла вместе с соседкой в лес. Набрав грибов, возвращались, довольные, домой. Деревня была уже на виду, как вдруг они заметили лежащего на полянке ягненка.

Ягненок был маленьким и худеньким. Они подумали, что он отбился от стада, и решили его отнести в деревню, возможно, найдется его хозяин. Первой ягненка взяла мама. Сначала он казался лёгким, потом почувствовала, что он стал тяжёлым, и передала его соседке. Та в свою очередь тоже быстро устала от такой ноши. Тогда они решили его оставить. Как только положили его на землю, он громко захохотал. Они здорово перепугались и дали дёру, растеряв по дороге свои грибы…»

Анна Михайловна Андреева, Кондинский район.

В специализированной литературе нет четкой персонификации подобного рода существ. Проще говоря, девочки могли столкнуться с любого рода нечистой силой. И слава Богу, что они еще легко отделались. Как свидетельствуют очевидцы, иногда встреча с таким «агнцем» оканчивалась куда более трагически:

«В июле 1940 года мы с подружкой Ниной Самойловой пошли купаться на небольшую речушку Изылы, что находится в Новосибирской области. Она мелкая, берега илистые.

Вдруг мы увидели, что недалеко лежит ягненок. Мы подумали, что мать его бросила, и решили подобрать ягненка. Начали поднимать, а он увяз в тине. Мы тянули его то за одну ногу, то за другую, но оторвать от земли не могли. Ягненок не вырывался, а только поглядывал на нас. Мы заметили, что уж слишком длинные ноги были у того ягненка. Тогда мы побежали за взрослыми. Но когда вернулись с тетенькой, там не было ни ягненка, ни наших следов.

А вечером по деревне прошел слух, что днем такого же ягненка нашел на берегу парень — Алеша Рамин. Но как только он оторвал его от земли, блеснула молния, раздался гром и парня отбросило в сторону. Он долго лежал без сознания, а потом очнулся и побрел домой. Вскоре парня забрали в армию, началась Великая Отечественная, и он погиб.

Вечером, когда все собрались дома, в деревне были только эти разговоры про ягненка и про нас. Слух дошел до наших матерей, они нас здорово отругали, чтобы мы не бегали где попало. Я жила без отца, его забрали по линии НКВД в 1937 году. У матери нас осталось двое — я и младший брат. Мама за нас сильно беспокоилась и держала в строгости.

Года три назад приехала моя подруга детства Нина Самойлова. Мы за чаем и вспомнили этот случай».

Валентина Малинкина (Сударева), Покачи.

Перед началом Второй мировой на всех континентах и у всех народов наблюдались сотни загадочных и пугающих предзнаменований, свидетельствовавших о грядущих бедах. И в наших местах рассказывали о Богородице, плачущей на обочине тракта, о Николае Угоднике, предупреждавшем людей о войне, о юродивых-пророках, неведомо откуда приходивших в села по Иртышу…

«В теплый мартовский день на выездном рысаке проезжал через кладбище зажиточный крестьянин. Вдруг жеребец захрапел и остановился. Мужик взглянул на дорогу и увидел впереди кем-то брошенного ягненка. Он положил его в кошевку рядом с собой и поехал. Рысак рванул что было силы, но вскоре ослаб и весь покрылся хлопьями пены. А потом и вовсе остановился. Хозяин стал стегать его кнутом и ругаться, но конь не повиновался.

Тут мужик хватился ягненка и со страхом увидел, что тот одной очень длинной ногой тормозит по дороге. Мужик тут же на него заматерился и стал стегать кнутом по морде. Ягненок захохотал на весь лес и убежал в обратную сторону. А с лошади вскоре слетели хлопья пены, и она спокойно довезла хозяина до деревни».

Александр Зеленин, п. Октябрьское.

Фото Олега Холодилова

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика