Там, где живет трудное счастье

Считается, что успешные люди, обладающие богатством и властью, не являются счастливыми. У них вечные проблемы, завистники, враги. Только поднялся человек на вершину Олимпа, глядь – а это и не вершина вовсе, так, пригорок, и впереди маячит новая высота. Зато те, кому уже нечего терять, довольствуются малым, радуются обыденному, улыбаются каждому утру – потому что оно все-таки наступило…

Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Уют», что расположился в поселке Шапша подле окружной столицы, встретил настежь распахнутыми дверями. На улице пригревало обманчивое сибирское солнышко и свежий утренний воздух свободно проникал внутрь. Тишину коридоров светлого просторного здания нарушали лишь шуршание колес и стук «ходунков», с помощью которых здешние обитатели совершают обычный «променад».

Несмотря на ранний час, «комната трудовой терапии» уже была заполнена этим самым трудящимся народом. Человек семь мужчин и женщин сидели вокруг большого стола и увлеченно мастерили разнообразные чудеса из подручных материалов. Везде – на стенах, полках, столиках, под потолком – висели и стояли поделки, созданные их удивительными руками.

«Местные жители» заметно обрадовались свежему человеку. И даже не тому, что он может дать им новые впечатления и ощущения, а тому, что он может забрать у них толику этих самых ощущений. Эти люди – нерастраченная кладезь эмоций, знаний, памяти, которыми они с радостью готовы делиться с окружающим миром.

Нина Григорьевна Разова, потомок древнего зырянского рода, родилась в селе Няксимволь Березовского района. Закончила Ханты-Мансийское педучилище, работала в школе родного села. Вышла замуж и переехала в Севастополь, где прожила 34 года. А потом пришел полиартрит, будь он неладен.

— Лечение на Украине было почти полностью платным, — вспоминает Нина Григорьевна. – Не под силу мне. После начала болезни с мужем расстались. Вот я и решила в 1999 году вернуться на Родину.

К сожалению, возвращение не стало счастливым – женщина оказалась на инвалидной коляске. Сначала жила у сестры в поселке Сосьва, потом в центре социального обслуживания в Березово, а два года назад посчастливилось перебраться в «Уют».

— Здесь мне все нравится! – убежденно говорит моя собеседница. – Здесь персонал душевный, и повара, и медсестры, и санитарочки. По первому слову везут кататься на улицу. И само здание хорошее. В Березово я из окна только провода на столбах видела, через пороги на коляске не перебраться. А здесь я сама могу ехать, куда хочу!

В далеком 1960-м году окончила Разова педучилище и до сих пор с ностальгией вспоминает те времена и тот Ханты-Мансийск:

— Сколько мы тогда деревьев в парках посадили, сколько каблуков на танцах истоптали! А сейчас город не узнаю.

Своих подопечных администрация «Уюта» не держит в четырех стенах, по их желанию вывозит не только на различные мероприятия, но и просто на экскурсии. Бабушки наперебой перечисляют места, где они были: Добрино, «Югорская долина», музеи. Бывали и в церкви Покрова Пресвятой Богородицы, только трудно им на колясках и «ходунках» преодолеть высокую лестницу при входе. Пандус бы построить, только если делать его по всем нормам, то вылетит он в круглую копеечку, которой у храма нет.

К вере у многих здесь, в «Уюте», трепетное отношение, Нина Григорьевна – не исключение:

— Мама у меня была верующей, на клиросе пела, меня, шестилетнюю, научила «Отче наш». Правда, в молодости я никогда о религии не задумывалась. До тех пор, пока не заболела и не собралась умирать. Вот с той-то поры я крепко верю и каждый день молюсь. Молитва мне сильно помогает!

А еще ей помогает каждодневный труд. После зарядки, завтрака и обязательных медицинских процедур Нина Григорьевна спешит сюда, в «трудовую комнату», и берется за вязальный крючок:

— Он меня спас! Я ведь прежде совсем не вязала, а потом приохотилась. И пальцы хорошо разрабатываются, и морально я почувствовала свою нужность. Приятно, когда приходят люди и просят связать то одно, то другое.

А вяжет мастерица действительно потрясающие вещи. Я абсолютно ничего не понимаю в тонкостях этого ремесла – вернее сказать, искусства, — но работами Разовой был покорен и очарован. Одна за другой перед моим восхищенным взором появлялись кружевные салфетки, скатерти, игрушки, которые способны украсить интерьер самого изысканного дома.

Нина Григорьевна искренне радуется, что ее не забывают близкие, друзья и знакомые:

— С Крыма звонят, раза четыре в год, перед каждым праздником! Когда на Украине беспорядки начались, я даже телевизор не смотрела – переживала. Слава Богу, сейчас все хорошо! Я вообще стараюсь видеть в жизни только хорошее и не осуждать людей. Свое я уже давно отспорила и отссорилась. Нам покой нужен…

Во всем солидарна с Разовой и ее подружка, Тамара Альбертовна Лоншакова. Родилась она в «диких степях Забайкалья», где «золото моют в горах». Поначалу учительствовала, потом работала на предприятиях торговли. В 1985 году переехала в Радужный. А в начале «нулевых» подкралась болезнь и скрутила в одночасье. С 2007 года живет в «Уюте», шустро передвигается с помощью «ходунков», которые называет «бегунками». И искренне считает свою жизнь счастливой:

— Все у нас прекрасно! Мы даже в фестивале участвовали, стихи читали, песни пели. Постоянно к нам сестры милосердия приезжают, помогают, маленькие подарки делают. Мы всем рады!

Скучать здесь действительно никому не дают. Часто приходят ребятишки из школы и садика, выступают коллективы поселкового клуба. «Недавно нам даже детскую моду показывали!» — с гордостью рассказывают бабушки.

В свободное время Тамара Альбертовна увлекается стеклопластикой, создает яркие картины с помощью стекла, пластилина и Марата – инструктора их «комнаты трудовой терапии». На него бабушки нарадоваться не могут:

— Что ни попросишь – все сделает: и рамку для картины сладит, и посылку отправит, и в магазин сходит, если нам захочется чем себя побаловать.

Удивительные люди живут в «Уюте»! Болезнь их ломает, родные забывают, годы забирают последние силы, а они не отчаиваются. Тамара Альбертовна улыбается:

— Если постоянно жаловаться, то небо с овчинку покажется. Мы должны быть благодарными окружающим. И вообще, если утром встал, а у тебя все болит – хорошо. Значит, ты еще живой!

2014

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика