«Систематической пьянкой теряют моральный облик советского человека…»

Яков Яковлев

После присоединения Сибири центр российского пьянства переместился за Урал. Тому было множество причин. Например, природно-климатические. Выпивать «для сугрева» придумали именно в Сибири. И «ямщицкую тюрю», когда до костей промёрзшие на зимнем тракте ямщики, прибыв на станцию, выливали в миску водку, крошили туда чёрный хлеб и черпали это ложками, – тоже изобрели в Сибири.

Один из исследователей этого явления писал в XIX веке: «Пьянство в старинной Сибири было всеобщим пороком и имело самые огромные размеры. Пили все – старики и молодые, женщины и дети. Пили дома, пили на кружечном дворе или в кабаке, пили в дороге, пили в гостях, пили в поле, куда горожане до сих пор выезжают по праздникам для гулянья. Вина было много, и русские колонисты считали кабак необходимой принадлежностью всякого селения. Воеводы, несмотря на строгие запрещения правительства, сами гнали водку и торговали ею, в подрыв казённой продаже. Виноторговля была одной из самых выгодных статей воеводского дохода…»

Эта оценка не голословна. Она подтверждается официальной статистикой. Например, столетие назад сибиряк пил почти вдвое больше своего соотечественника из «Расеи». Такой «выдающийся» результат стал возможен только в результате общих усилий – власти и народа. Вообще-то «власть» и «народ» – это извечные оппоненты, носители разных интересов и источник постоянных противоречий. Всегда и во всём. Но не в отношении к алкоголю. В этой сфере между ними царит полное взаимопонимание: и власть, и народ полагают, что алкоголя должно быть много и он должен быть доступным.

Почему власти так рьяно борются за государственную монополию на алкогольную продукцию и так жестоко наказывают подпольных изготовителей и контрабандистов этой продукции? Да потому что до изобретения и распространения наркотиков именно она давала самые высокие дивиденды. Примером может служить хотя бы «златокипящая Мангазея» – небольшой заполярный городок, через который в XVII в. проходил очень богатый пушной транзит. Так вот: доходы от продажи спиртного в нём перекрывали доходы от расположенной тут таможни, включая пошлины с провозимых мехов.

Двадцатый век не внёс ничего нового в отношении монопольных прав государства на производство и продажу сверхприбыльной алкогольной продукции. Водка, которую в народе долго называли «монополькой», была по-прежнему только государственной («Андроповка», «Горбачёвка»). За самогоноварение и изготовление браги, как и прежде, сурово наказывали. Спиртное использовали в качестве манипулятора для народа – от «наркомовских» 100 г на фронте до снижения цен при социальном напряжении в обществе. На смещение Н.С. Хрущёва народ откликнулся частушкой:

«Товарищ, верь: взойдёт она –

На водку старая цена,

И на закуску будет скидка –

Ушёл на пенсию Никитка».

Но научно-технический и социальный прогресс сказывался, появились новые эффективные источники государственных доходов, поэтому власти могли себе позволить эксперименты и на время отказаться от «пьяных денег». Минимум пять раз в СССР проводились антиалкогольные кампании, включавшие в себя правительственные меры по снижению потребления алкоголя среди населения: в 1918–1923, 1929, 1958, 1972 и 1985–1990 гг. Как подготовку к Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками» 1958 г., которое дало толчок очередной компании, и надо рассматривать публикуемый «Протокол собрания партийного актива Ларьякского района ХМАО» от 16 сентября 1954 г.

П Р О Т О К О Л собрания партийного актива Ларьякского района с. Ларьяк 16 сентября 1954 года

На собрании присутствовало 31 человек. Собрание поручено вести членам бюро РК КПСС. В секретариат избраны: т.т. Токарева, Наидо, Елисеева, Мазикова, Черепанова.

ПОВЕСТКА ДНЯ

  1. О мерах по усилению пропаганды здорового быта и научно-атеистической пропаганды. /Докл. секретарь РК КПСС тов. Безбородов/.

ДОКЛАД

О мерах по усилению пропаганды здорового быта и научно-атеистической пропаганды среди населения.

…На фоне великого патриотического подъёма, охватившего наш народ, на фоне того, что миллионы рабочих, крестьян, интеллигенции не жалеют сил и труда в борьбе за построение коммунизма, особенно нетерпимыми являются факты тунеядства, лодырничества, прогулов, бракодельства. Советские люди не хотят мириться с подобными фактами, ибо действия такого рода несовместимы с их моралью – высокой и чистой моралью активных и сознательных строителей коммунизма…

Недавно ЦК КПСС принял постановление «О мерах по усилению пропаганды здорового быта среди населения», это постановление обсуждало бюро обкома, окружкома и райкома партии, принято соответствующее решение, с которым многие из Вас, товарищи, уже ознакомились…

ЦК КПСС отмечает, что за последние годы получило довольно широкое распространение такое нездоровое явление, как пьянство, отрицательно влияющее на трудовую дисциплину, подрывающее устои советской семьи, вызывающие многочисленные нарушения правил социалистического общежития. Систематическое пьянство, перерастающее порою в алкоголизм, наносит серьёзный и непоправимый ущерб здоровью, порождает уродливые явления в быту и несовместимо с моральными нормами соц. общества.

Бюро РК КПСС располагает многочисленными данными, когда факты пьянства приводят к массовому невыходу колхозников на работу и к грубому нарушению трудовой дисциплины. Это особо имеет место в населённых пунктах Тарховского, Нижне-Вартовского, Вампугольского сельских советов. Рыбаки звена т. Тархова из артели им. Микояна систематически пьянствуют, не выходят на лов по 2–3 дня. Ловец-колхозник этого звена т. Соромин систематически избивает свою жену, доводя её до нетрудоспособного состояния. Пастух этого колхоза Очемкин только за июль и август месяцы 1954 года из-за пьянки не выходил на работу 16 дней, распустил колхозное стадо, в результате до 30% стада дойных коров в начале своего лактационного периода были приведены в состояние запуска и перестали доиться, чем принесён огромный ущерб экономике колхоза и колхозников. Имеются массовые невыходы на работу в разгар заготовки кормов в колхозах «Новая жизнь», в рыбартели «Коммунист» и других.

Ну, может быть в некоторой степени простительна такая вольность для неграмотных колхозников ханты или части русских, у которых ещё глубоко укоренились пережитки капитализма, а мы крайне недостаточно с ними ведём массово-разъяснительной работы. Ну, уж никак не простительна такая вольность для нашего актива, для коммунистов, занимающих немалые посты, облечённых большим доверием коммунистической партии, но допускающих факты систематического пьянства. Таких людей у нас немало. Я постараюсь Вам продемонстрировать целый ряд таких любителей спиртного.

Панов Сергей Фёдорович, но вы его знаете как человека и как доброго пьяницу. Сколько с ним приходилось беседовать, серьёзно поправлять, сколько раз он клялся, что это будет с ним последний случай, однако время от времени он вновь выкидывает фокус. Казалось бы, достаточно ему верить, но райком и райсовет решили ещё раз его испытать, доверили ему большое дело, быть заведующим отделом райсовета; ну и как вы думаете – этот товарищ оправдал доверие? В начале сентября Панов не мог избежать искушения, при виде стакана вина он потерял чувство меры и приличия, всенародно на пристани на прощании с Корепановым выпил, ну, и, как он говорит, не помнит, что было с ним дальше. А дальше было с ним то, за что подобные люди лишаются партийного билета и получают минимум 8 лет тюремного заключения.

Рыбаки пьянствуют, а один – лучший рыбак колхоза им. Сталина – пьяный утонул, всей деревней три дня искали, а не работали

Шабанов: бывший пред. Охтеурского рыбкоопа – этот товарищ пьёт беспробудно. Семья в тяжёлом материальном состоянии.

– Не выполнил указаний РК КПСС, райсовет о торговле спиртом, не прекратил продажу его в Охтеурском рыбучастке, в результате рыбаки пьянствуют, а один – лучший рыбак-ханты колхоза им. Сталина – пьяный утонул, всей деревней три дня искали, а не работали.

– Не организовал торговлю по-настоящему.

– При вызове на бюро приехал прошлым рейсом Елизаровым и тут пьянствовал.

– Снят с работы, парторганизация перевела в кандидаты, бюро будет решать вопрос о партийности.

Захаров: директор РДК.

– Вместо привития культуры, пьянствует в рабочее время с подчинёнными и даже в клубе.

– Не занимается культобслуживанием.

– Не достраивает фойе.

Силин: В командировках пьянствует, дома тоже в рабочее время пьёт.

– В Лапчинск даёт распоряжение на продажу вина.

– Организовал пьянку всего колхоза, наказан в августе месяце, сейчас кандидат на это же.

Калабин: Пьянка, морально бытовое разложение. ЦК восстановило. Сейчас опять возбуждено. РК исключил, решает окружком партии.

К таким можно причислить Мишукова. Рыкова, Кондакова, Смолина/Корлики/, Иванова, Сигильетова Прохора и Сигильетова Виктора – пред. колхозов – и ряд других, которые за систематическую пьянку и допущенные в связи с этим проступки, были наказаны в партийном порядке.

А сколько не наказано, но уже являющихся кандидатами на это.

Если же взять даже здесь, только по райцентру ответственных товарищей коммунистов, комсомольцев и беспартийных, то можно большой перечень составить,

Фризин, Хозяинов Леонид – бывшие учителя средней школы, Егоров, Шехерев, Щитков – базисты, Балин Василий – моторист связи. Одним словом, Вы сами больше меня можете привести примеров.

Все эти товарищи своей систематической пьянкой теряют моральный облик советского человека.

Где пьянство, там случаи хулиганства, скандалы в семье, прогулы и опоздания на работу, невыполнение служебных обязанностей, злоупотребления служебным положением, порой переходящим в преступления.

ЦК КПСС считает явно нетерпимым явление, когда во многих районах после проведения различного рода собраний и совещаний устраиваются попойки. Нередко проводимые сельские и районные праздники песни и пляски сопровождаются широкой продажей спиртных напитков. Профсоюзные организации, устраивая массовые гуляния, с целью разумного и здорового отдыха трудящихся, организуют буфеты с продажей вин и водки, чем толкают их на массовое пьянство, содействуя торгующим организациям в широкой продаже винно-водочных напитков.

Большинство из нас очевидцы подобных явлений. У нас в районе широко распространена тенденция, когда после проведения отчётных собраний в колхозах, как правило, устраивается гулянка, т. е. коллективная попойка на 2–3 дня.

Факты систематических пьянок, прогулов, опозданий на работу, низкой трудовой дисциплины, факты хулиганства у ряда руководящих и рядовых товарищей известны руководителям организаций и учреждений, секретарям партийных и комсомольских организаций, руководителям профсоюзных организаций, это на их глазах делается, однако они мирятся с этими уродливыми, антиобщественными явлениями. Они не дают ни должной политической оценки и не принимают необходимых мер к предотвращению пьянства и хулиганства…

ЦК КПСС отмечает, что печать, радио, кино, театры, многие культпросветучреждения крайне слабо участвуют в мобилизации общественного мнения на борьбу с пьянством, редко выносят на суд общественности случаи пьянства и связанные с ними аморальные поступки, унижающие достоинство советского человека. Более того, в городах и ряде районов на самых видных местах выставляются красочные и световые рекламы винных изделий, во многих кинокартинах, пьесах, песнях, музыкальных передачах непомерно большое место занимают сцены торжеств, что по существу является своеобразной поэтизацией пьянства, моральной поддержкой алкоголиков, пропагандой алкоголизма.

Подобные явления есть и у нас в районе. Нельзя сказать о имеющихся у нас красочных витрин и реклам на водочные изделия. Этого что нет, так уж нет. Но есть другое.

Зайдите в любой магазин, в любую лавку, даже на приёмных пунктах у рыбаков и охотников, можете многого не найти, ну а спирт всегда имеется в неограниченном количестве.

За зиму и в период распутицы выпили весь спирт и одеколон

У работников кооперации сложилось явно вредное настроение, что если нет спирта в ассортименте товаров, то продавец не в состоянии выполнить план товарооборота. Так ли это, товарищи? Безусловно, не так.

Даже неграмотное хантэйское население с. Корлики в весенний период времени, когда за зиму и в период распутицы выпили весь спирт и одеколон, были рады, что спирта нет, и на имеющиеся средства стали приобретать одежду, обувь, предметы домашнего обихода, промышленные и продовольственные товары…

Товарищи! Есть постановление ЦК КПСС по вопросу упорядочения продажи винно-водочных изделий населению. В этом постановлении очень строго ставиться вопрос с торговлей вином. Отмечены серьёзные недостатки и ошибки в этом вопросе.

Партийным органам предложено глубоко вникать в состояние торговли спиртными напитками и навести в этом деле соответствующий порядок. Сейчас во всех магазинах и даже Нижне-Вартовской и Ларьякской столовых запрещена продажа вина на розлив…»

(Источник: Государственный архив социально-политической истории Тюменской области. Ф. 96. Оп. 30. Д. 29. Л. 18, 34–39.)

Люди среднего и старшего поколения, которые ещё прекрасно помнят последнюю советскую антиалкогольную компанию, увидят в этом документе те же самые запретительные меры, которые пережили и они три десятилетия назад: запрет на продажу водки в системе общественного питания (кроме ресторанов), а также в непосредственной близости от промышленных предприятий, учебных заведений, детских учреждений, больниц, санаториев, в местах массовых гуляний и отдыха; сокращение точек её розничной продажи; цензура произведений культуры со сценами винопития, прежде всего, в кино и в театрах; запрещение потребление алкоголя при проведении общественно-массовых мероприятий и пр. Ничего нового.

Эти антиалкогольные кампании имели единое содержание и одинаковый результат – все они в конце концов провалились. Профанацию и безрезультатность антиалкогольной пропаганды прекрасно показал в своей песне-монологе «Милицейский протокол» В.С. Высоцкий:

Считать по-нашему, мы выпили немного.

Не вру, ей-богу. Скажи, Серёга!

И если б водку гнать не из опилок,

То что б нам было с пяти бутылок?

Важной деталью реальности, обнажённой протоколом, является список руководителей-пьяниц в Ларьякском районе. В сибирской глубинке нетрезвые руководители всегда были настоящим бедствием. Карьерная лестница имеет два направления – вверх и вниз. Вверх (из села – в райцентр, из райцентра – в областной центр, из областного центра – в столицу) движутся герои служебных представлений, навстречу им – герои персональных дел. Поклонники Бахуса, конечно же, в последней колонне. Поэтому процент пьяниц среди руководящего состава прямо пропорционален расстоянию от административных центров. Сибирская глубинка всегда была последним рубежом начальников со стаканом в кармане.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика