От Волги до Одера

Анатолий Рябов

Все дальше отодвигаются от нас грозовые сороковые годы. Давно царит мир на земле. Лишь ветеранам напоминают о войне ранняя седина в волосах да раны, что все чаще дают о себе знать.

Многое стерлось в памяти воинов-победителей. Но, пожалуй, у каждого живо воспоминание о своем первом бое.

Для С.П. Салмина медаль «За оборону Сталинграда» — не просто боевая реликвия, а прежде всего пролитая кровь его и десятков, тысяч других воинов и огромная стойкость на пределе человеческих возможностей.

Вероятно, многие смотрели фильм «Освобождение». Там есть кадры, когда танковая армада несется на передовые позиции. Было на войне и по-другому. Сергею Петровичу в течение нескольких месяцев приходилось отстаивать каждый клочок волжской земли.

— Мы на Волге! — хвастливо заявляли пленные гитлеровские вояки.

— Подождите, — говорили им наши бойцы, — будем и мы на Одере. И скоро.

Под Сталинградом молодой лейтенант испытал упоительную радость первых удач, когда четыре из восьми тяжелых вражеских танков подорвались на его линиях. Здесь ему вручили первую большую награду — орден Красной Звезды.

После госпиталя Сергей Петрович попал в 25 танковый корпус. Занимал должность заместителя командира инженерно-саперной роты. До победы воевал бок о бок с танкистами: делали проходы в минных полях для танков, минировали подступы к переднему краю. Словом, танкисты без саперов ни на шаг.

Сергей Петрович вспоминает лихую танковую атаку на занятый фашистами город Новоград-Волынский. С боями пройдя за сутки около ста километров, танковая бригада ворвалась в город настолько неожиданно для фашистов, что с аэродрома не успел подняться в воздух ни один вражеский самолет.

Среди десятка наград С.П. Салмина вижу медали «За взятие Берлина» и «За освобождение Праги». Сергей Петрович участвовал в боях за Берлин, оставил на стенах рейхстага свой автограф.

Победа была близка.

— Темпы наступления были настолько стремительны, что для сна совсем не оставалось времени, — рассказывает Салмин. — Упал на ходу солдат, подбежишь: «Что случилось, ранен?» А он спит…

Неожиданно в Праге вспыхнуло восстание. По радио услышали призыв о помощи. Чехи верили, что советский солдат не допустит, чтобы фашисты потопили восставших в крови. Спешным маршем корпус повернули на Прагу. Через горы, порою с боями 700 километров прошли за какие-нибудь 10 дней. И успели. Добили варваров на чешской земле.

После окончания боев в Чехословакии в австрийском городе Грац встретились с американскими войсками. Крепкие рукопожатия, дружеский обмен сувенирами. Встреча была теплой, с песнями, плясками.

Этапы боевого пути гвардии старшего лейтенанта Сергея Петровича Салмина отмечены двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, восемью медалями и благодарностями Верховного Главнокомандующего.

В 1947 году Салмин демобилизовался из армии. Работал на Урале. Последние 18 лет трудится мастером отдела технического контроля в районном объединений «Сельхозтехника». Воспитал трех сыновей. Старший заканчивает военное училище, туда же поступает средний Салмин, младший пока еще школьник.

Сыновья знают, какой у них замечательный отец, и стремятся быть похожими на него во всем. Подрастающее поколение не забывает, чем мы обязаны ветеранам войны. Подвиг отцов должен стать примером для тех, кто сегодня вступает в жизнь.

1977

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика