Мария Дернова: «Приходится держать марку!»

Фото Светланы Трифановой

О преданности дружбе, Родине или семье каждый из нас слышал и читал много, об этом понятии написаны горы книг и сняты тысячи фильмов. А вот Мария Владимировна Дернова хорошо знает о том, что такое преданность родной школе №1, после окончания которой она преподает здесь вот уже… сорок пятый год!

Выбор пути

Отец нашей героини Владимир Иванович Плесовских — легендарная в Югре личность. В свое время он являлся главным редактором окружной редакции радиовещания, председателем окружного комитета по телевидению и радиовещанию, глубоко изучал культуру северных народов, увлекался литературой, фотографией, живописью. Мама, Вера Григорьевна, преподавала русский язык и литературу в первой школе.

Родилась Мария Владимировна в Октябрьском, где по распределению трудились родители, закончила там первый класс, второй — в селе Шеркалы, а в третий пошла уже здесь, в окружном центре. Сначала в восьмилетнюю 3-ю школу, а затем в среднюю 1-ю.

— После небольших приобских поселков Ханты-Мансийск действительно показался мне огромным городом, — вспоминает собеседница. – А как иначе, ведь здесь даже продавали мороженое!

С выбором жизненного пути у юной Марии особенных сложностей не возникло:

— Я родилась и выросла в учительской семье. Отец закончил педагогический институт и даже поработал в Шеркальской школе, мама была учителем. Поэтому я раздумывала лишь о том, какое направление выбрать – русский язык или музыку, ведь свою музыкальную школу, которая некогда находилась на улице Лопарева, я очень любила. Немаловажный вклад в выбор профессии внесли и мои замечательные учителя — Нина Васильевна Сухинина и Раиса Федоровна Ракитина.

Традиции как основа основ

После окончания ленинградского педагогического института имени Герцена наша героиня получила распределение в ханты-мансийскую школу №15, но поработать там ей довелось очень недолго. В 1975 году директор Первой Ю.Г. Созонов выступил с инициативой: в школе должны работать ее выпускники.

— И пригласил на работу, тем самым окончательно определив мою судьбу. Вообще Юрий Георгиевич был уникальным и удивительным человеком, — убежденно говорит педагог. — Он научил серьезному отношению к своему делу, мог поддержать в трудную минуту и по справедливости отчитать за не замененную вовремя лампочку или пыль на пианино. Для него не существовало мелочей.

О Созонове Мария Владимировна готова говорить бесконечно и с большим пиететом:

— Вы посмотрите, сколько всего он успел сделать, оставив неизгладимый след в истории и школы, и нашего города! Я убеждена, что в девяностые годы, когда вдруг исчезли пионеры-комсомольцы и система образования не осознавала, по какому идеологическому пути идти, наша школа избежала больших потрясений именно благодаря крепким устоям, в свое время заложенным и Юрием Георгиевичем, и другими выдающимися руководителями. Мы остались верными своим традициям, пошли по давно отлаженной дороге – и благополучно прошли все испытания.

Из ученицы – в директоры

По мнению Дерновой, именно здесь кроется главная тайна Первой, позволяющей школе всегда оставаться в числе лидеров и с честью проходить любые испытания:

— Приходится всегда держать марку. У нашей школы богатая история, поэтому последующим поколениям поневоле приходится сохранять и преумножать наследие. Просто стыдно не соответствовать своим предшественникам.

Мария Владимировна знает, о чем говорит. За сорок пять лет в этих стенах она успела побывать и в качестве ученицы, и учителя, и организатора воспитательной работы, и заместителя директора, и самого директора.

— Во всех ипостасях! — улыбается героиня. – Дважды довелось переезжать вместе со школой из одного здания в другое. Трудными оказались девяностые годы с их тотальной разрухой, когда даже бумагу школе дарили родители. Но нам удалось сохранить коллектив, не допустить потери педагогических кадров.

Неоценимый вклад внесла Мария Владимировна и в развитие школьного музея.

— Когда меня попросили его возглавить, то не смогла отказать. Музей является важной составляющей нашей школы, оказывает большое влияние на становление подрастающего поколения. Экскурсии очень интересны даже самым юным, впервые переступающим порог зала, детей постарше привлекает поисковая работа. Я ушла из музея, когда поняла, что не могу привнести в его работу что-то новое.

«Пугает право поставить двойку»

Охотнее всего моя собеседница говорит о своих учениках. Ее глаза сразу теплеют, а на губах возникает улыбка:

— Я не думаю, что современное поколение кардинально отличается от предшествующих. Среди них много хороших. Мне с детьми интересно, они сами многому меня учат. Некоторые сами пишут стихи, заставляют знакомиться с новыми произведениями, на которые я, может быть, и не обратила бы внимания. Очень целеустремленные, продвинутые в информационном плане, что одновременно и хорошо, и плохо – книги для них уходят на второй план. Увы, для некоторых изучение литературы ограничивается знакомством с кратким содержанием произведения, его сюжетом. Им все побыстрее надо. Но так классику не изучишь, поэтому приходится ругаться.

И тут же признается, что совсем не является строгим преподавателем:

— Всегда стараюсь нанести минимальный ущерб психике ребенка. Если он балбес, то хоть застрожись, таким и останется. Самое мое нелюбимое дело – выставлять оценки, всегда боишься ошибиться. Пугает право поставить двойку, которая свидетельствует о том, что ты сама являешься не очень хорошим учителем. Стараюсь прежде всего спрашивать с себя. А русский язык – это не только «жи-ши» и «ча-ща», это возможность научить ребенка правильно мыслить, говорить, творить.

Преподавание литературы предполагает глубокое изучение не только классики, но и современных произведений. Мария Владимировна старается следить за всеми наиболее примечательными книгами, ставшими явлениями в русской прозе и поэзии нового времени.

— Высоко оцениваю роман «Зулейха открывает глаза», необычна «Орфография» Быкова, интересен «Пищеблок» Иванова. У каждого времени есть свои литературные герои. Конечно, было бы целесообразно немного изменить приоритеты в учебных программах, например, трудно заинтересовать современных школьников Катериной Островского – слишком далеки те времена, слишком изменились условия жизни и поведение людей, — считает педагог. – А задача преподавателя литературы — научить тех, кто сам, возможно, когда-нибудь станет классиком…

На вопрос о наличии проблем в своей работе наша героиня на секунду задумывается:

— Пожалуй, самой большой проблемой является отношение к школе некоторых родителей, которые не хотят вступать в диалог с педагогами, а стремятся сразу апеллировать к вышестоящим инстанциям. На мой взгляд, нельзя относиться к школе как к сфере услуг.

«Заслуженный учитель РФ», за многолетний добросовестный труд и высокое профессиональное мастерство награжденная Почетным знаком «За заслуги перед городом Ханты-Мансийском», многочисленными Почетными грамотами и благодарностями имеет право высказывать свою точку зрения.

О смысле жизни

В Ханты-Мансийске живут два сына — Максим и Дмитрий, оба работают инженерами. Подрастают четверо внуков в возрасте от 4 до 17 лет.

— В свободное время не вяжу, не шью, не хожу со скандинавскими палками. Дети подарили электронное фортепьяно, на котором порой поигрываю. Много читаю – сохранилась еще большая родительская библиотека, освоила электронную книгу – ей удобно пользоваться в дороге.

Но главным увлечением Марии Владимировны была и остается работа:

— Конечно, сейчас у меня нет финансовой необходимости преподавать. Просто я боюсь оставить свою голову без работы и забот. Тогда в жизни появляется цель и смысл.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 комментариев “Мария Дернова: «Приходится держать марку!»”

Яндекс.Метрика