Фото Олега Холодилова
Наверное, не случайно подавляющее большинство паранормальных явлений в наших краях оказывается связано с лесом. Именно в тайге обычно происходят встречи с таинственными и удивительными существами, которые, тем не менее, удается классифицировать.
Чаще всего сверхъестественные проявления в урмане персонифицируются в образе лешего («лесного царя», «лесовика», «лесного хозяина») — лесного духа. Леший происходит из проклятых людей, некрещеных или обмененных детей, из «нечистых» покойников. Согласно легенде, лешими стали сброшенные с неба ангелы, которые упали в леса.
Как и в случае с домовым, образ лешего сложен и многогранен. С одной стороны, это явный приспешник нечистой силы, враг человека. С другой он выступает как властелин, хозяин — строптивый, жесткий, но справедливый. Присмотритесь к свидетельствам очевидцев внимательнее, и вы поймете, что большинство «преступлений» лешего — не более чем жестокая, но шутка.
Леший сторожит лес и безраздельно распоряжается всем, что там есть. Обычно леший невидим для человека. Крайне редко удается разглядеть его облик. Тем не менее, есть очевидцы, которым это удалось:
«Произошло это давно, я тогда ещё училась в школе, классе в шестом. Возвращались мы с подругой от её бабушки, которая жила возле пожарной части, через лес. Кто давно живёт в Ханты-Мансийске, знает старую тропинку, по которой можно было спуститься с горы и выйти прямо в Долине ручьёв. Тропинка эта была людной, да и чудес там никогда никаких не происходило, и мы, будучи детьми, не боялись ходить по ней. Но именно тогда с нами произошло то, чему до сих пор нет никакого объяснения.
Всё было как всегда: мы шли и весело болтали, когда вдруг из-за дерева вышел человек. Когда мы пригляделись, то увидели, что это мужчина, но всё его тело такое жилистое и как будто сплетённое из коры деревьев. Лицо коричневого древесного цвета. Сначала он стоял и просто смотрел на нас, мы же онемели от страха. Но когда он вдруг взмахнул крыльями огромных размеров, я очнулась и побежала, что было сил.
Потом мы рассказывали об этой встрече и родителям, и друзьям. Нам, конечно, никто не верил. А я и сейчас задаюсь вопросом: что же это было + игра воображения или же явь?»
Наталья Николаева, Ханты-Мансийск
В этой истории перед нами возникает на первый взгляд совершенно незнакомый образ. Но достаточно повнимательнее изучить специализированную литературу, и загадочная фигура вдруг приобретёт знакомые черты: «Леший — корявый, как дубовый пень старик», «Согласно распространённым в XIX — начале ХХ века представлениям, леший — проклятый Богом — существо крылатое». Кроме того, и беса изображали с зубчатыми крыльями за плечами. Так вот, оказывается, с кем повстречались девочки в тот далекий день…
По традиции, леший имеет вид мужика с белой бородой, одетого в обычную крестьянскую одежду, но некоторые детали подчеркивают его потустороннюю природу: правая пола одежды у него запахнута за левую, левый лапоть надет на правую ногу и наоборот, а когда он садится, всегда закидывает левую ногу на правую. Иногда полагали, что леший никогда не бывает подпоясан. По другим поверьям, кровь у него синяя.
Одна из характерных черт лешего — способность изменять свой рост: он может быть вровень с верхушками деревьев или ниже травы. Леший может превращаться в любого зверя или птицу, в дерево, куст или гриб. Его появление обычно связано с различными погодными явлениями, особенно вихрем или резким ветром. Местом обитания лешего является весь лес, но его излюбленные места — коряги, выворотни, лесные избушки.
Лешего можно было вызвать — сознательно или нечаянно. Чаще всего радости эти встречи людям не приносили:
«А сейчас расскажу историю, которая произошла со мной 17 августа позапрошлого года. В этот день позвонила сноха и пригласила поехать подышать лесным воздухом. Я согласилась. Приехав в лес, мои родные ушли, наказав мне не отходить от машины. Но я все же решила пройти вдоль дороги, так, чтобы было видно автомобиль.
Заходя в лес, я запнулась, и у меня вырвалось: «Лешак!» Как потом вспомнила, это было самое ругательное слово здесь, на Севере. Как оно всплыло в памяти и сорвалось с языка — не знаю, в быту я его никогда не употребляла. А дальше все было как в тумане. Сколько я шла, куда — не помню. Очнувшись, увидела, что стою у огромного болота. Идти через него побоялась, хотя чувствую, что дорога где-то за этим болотом. Попробовала кричать — никто не откликнулся.
Взяла себя в руки: не суетись, не паникуй. Долго сидела на упавшем дереве. Стал накрапывать дождь, в лесу потемнело. Решила потуже подвязать платок на голове, и вдруг дотронулась до цепочки на шее, а на цепочке у меня подвеска с изображением Иисуса Христа. Я почувствовала, что это — мое спасение. Я перекрестилась и сказала: «Пресвятая дева Мария, помоги мне выбраться!» Трудно поверить, но минут через пятнадцать я увидела мужчину в камуфляжном костюме. Он направлялся в мою сторону…
Мокрая, усталая, я еле добралась до машины. Родные были испуганы. Они кричали, сигналили, но я ничего не слышала. Зато на их крики вышли другие заблудившиеся люди. В тот день очень многие люди блудили в лесу.
Уже прошло больше года, но я вспоминаю этот ужас и задаю себе вопрос: неужели слово, сорвавшееся с моих уст, могло материализоваться? И действительно ли сила Божьей Матери помогла мне? Я никогда не верила в чудеса и аномалии, а теперь на распутье…»
П.Р.Д., Ханты-Мансийск.
Интересные данные о суеверных представлениях наших земляков столетие назад приводит И. Неклепаев в книге «Поверья и обычаи Сургутского края»:
«Если кто заблудится в лесу или на болоте, то сургутяне приписывают это тому, что его водил или кружал леший, а потому и советуют, если кто заметит, что заблудился, непременно остановиться и сотворить молитву: «Да воскреснет Бог»… Леший тогда с громким хохотом и с шумным хлопаньем «в ладушки» удалиться в глубь леса, и заблудившийся скоро отыщет дорогу…
Иногда леший принимает вид собаки или зайца, и если в таком виде перескочит через дорогу, то может «скрасть дорогу», т.е. путник или проезжий потеряет путь и заблудится. Любопытно, между прочим, что леший, по словам сургутян, не любит «матерских слов», и когда услышит в лесу такую ругань, то нарочно прибегает из своих болот, чтобы водить и кружать человека…
У лешего «…обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый — на праву. Глаза у лешего зеленые и горят, как угли… В лесу леший является полноправным и неограниченным хозяином: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Особенно подчинены ему зайцы. Они у него на полном крепостном праве, по крайней мере он даже имеет власть проигрывать их в карты соседнему лешему…
Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят и, в этом случае, вполне уподобляются своим родичам-домовым. Проказят они грубо, как это прилично неуклюжим лесным жителям, и шутят зло, потому что все-таки они не свой брат, крещеный человек. Самые обычные приемы проказ и шуток леших заключаются в том, что они обходят человека, т.е. всякого, углубившегося в чащу, с целью собирать грибы или ягоды, они либо «заведут» в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустят в глаза такого тумана, что совсем собьют с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу на одном и том же месте…
От проказ лесного можно легко отчураться, — конечно, прежде всего молитвой и крестным знамением, а затем при помощи известных приемов, которым учат с малолетства, по заповедям отцов и прадедов. Так, заблудившемуся рекомендуется присесть на первой колоде, снять с себя и выворотить наизнанку носильное платье и затем, в таком виде, надеть на себя. Обязательно при этом так же левый лапоть надеть на правую ногу, или правую рукавицу на левую руку. Если же в беду попало двое или трое, то им следует всем перемениться одеждой, предварительно выворотив ее наизнанку (в этом случае рекомендуется подражать обычаю того же лешего, у которого все на выворот и наизнанку). Можно точно так же вызволиться из беды, проговоривши любимую поговорку лешего, которую удачливые люди успели подслушать у него издали: «Шел, нашел, потерял». А кто спохватится закричать: «Овечья морда, овечья шерсть», перед тем леший исчезнет с криком: «А, догадался!».
Считается, что леший вредит путнику: сбивает с дороги, заводит в чащобу, заставляет блуждать. Часто он морочит человека и глумится над ним: прячет шапку или корзину, укладывает спать на муравейник, заставляет залезть на дерево, заводит в болото. Особенно часто это случается с теми, кто зашел в лес не благословясь или прежде не «попросился» у лешего. Обречен на блуждание и тот, кому леший пересечет дорогу.
Леший заманивает к себе девушек и женщин. Его детьми считаются похищенные некрещенные младенцы. Чтобы возвратить людей, которых увел леший, на перекрестках дорог некогда клали для него угощение: сало, горшок с кашей, блины. Еду заворачивали в чистую тряпку с красной ниткой, кланялись на четыре стороны не крестясь, и просили «лешака» вернуть родственника.
Поскольку леший считался хозяином всех зверей и дичи, то без договора с ним охотник не мог охотиться, иначе он оставался без добычи или погибал. Леший ходит по лесу ночью до первых петухов, после чего спит в избушке. Летом он справляет свадьбу, во время которой в лесу поднимается буря. Лешие уходят на зиму под землю в день святого Ерофея, и вновь появляются весной, когда начинает таять снег.
Оберегами от лешего служили соль и огонь, магический круг, очерченный осиновой палкой, ножом или кочергой, а также липовая палка, очищенная от коры. Полагали, что если при встрече с лешим молитва не помогает, необходимо ругаться матом. Убить лешего можно было, выстрелив в него медной пуговицей или хлебными крошками.
Напоследок приведу очень интересную историю:
«Похоже, Конда не перестает удивлять людей своими чудесами. На сей раз это неведомо кем созданные рисунки на мху. Есть такой бор, Старухин называется, и не без основания. Бор, каких множество, с брусничными полянами и обширными ягельниками. Где он находится, посторонним знать необязательно, а старожилы о нем стараются посторонним не рассказывать, оберегая священное место манси.
Секрет Старухина бора состоит в том, что на мху проявляются как с негатива рисунки лосей, оленей, других животных, сцены охоты. И самое главное + «портрет» неведомой богини, манси считают, что «Золотой бабы», она стоит во весь рост до колен, на голове корона или шапка, одно ухо которой свисает. Шапка выделена мхом с красноватыми головками.
Здесь запрещено ругаться, кричать, шуметь. Обязательно надо сделать «поры», то есть положить на пень дары, пусть это будет лента, конфета…
Если не соблюсти неписаные таежные правила, то в бору начинает «маячить», то есть появляются зрительные и слуховые галлюцинации, человек не может найти выход из леса. За лето рисунки постепенно стираются, но весной обновляются и предстают в первозданной таинственной прелести».
Альбина Уфимцева, Кондинский район
Интересно, кто это в тайге демонстрирует столь высокий художественный вкус? Уж не лешего ли это проделки?
Мысль на тему “Югра неведомая. Там чудеса, там леший бродит…”
Мох на камнях растёт? Возможно камни или то, что за камнями, кем-то давно и хорошо намагничено.