Югра неведомая. Там чудеса, там леший бродит…

Фото Олега Холодилова

Наверное, не случайно подавляющее большинство паранормальных явлений в наших краях оказывается связано с лесом. Именно в тайге обычно происходят встречи с таинственными и удивительными существами, которые, тем не менее, удается классифицировать.

Чаще всего сверхъестественные проявления в урмане персонифицируются в образе лешего («лесного царя», «лесовика», «лесного хозяина») — лесного духа. Леший происходит из проклятых людей, некрещеных или обмененных детей, из «нечистых» покойников. Согласно легенде, лешими стали сброшенные с неба ангелы, которые упали в леса.

Как и в случае с домовым, образ лешего сложен и многогранен. С одной стороны, это явный приспешник нечистой силы, враг человека. С другой он выступает как властелин, хозяин — строптивый, жесткий, но справедливый. Присмотритесь к свидетельствам очевидцев внимательнее, и вы поймете, что большинство «преступлений» лешего — не более чем жестокая, но шутка.

Леший сторожит лес и безраздельно распоряжается всем, что там есть. Обычно леший невидим для человека. Крайне редко удается разглядеть его облик. Тем не менее, есть очевидцы, которым это удалось:

«Произошло это давно, я тогда ещё училась в школе, классе в шестом. Возвращались мы с подругой от её бабушки, которая жила возле пожарной части, через лес. Кто давно живёт в Ханты-Мансийске, знает старую тропинку, по которой можно было спуститься с горы и выйти прямо в Долине ручьёв. Тропинка эта была людной, да и чудес там никогда никаких не происходило, и мы, будучи детьми, не боялись ходить по ней. Но именно тогда с нами произошло то, чему до сих пор нет никакого объяснения.

Всё было как всегда: мы шли и весело болтали, когда вдруг из-за дерева вышел человек. Когда мы пригляделись, то увидели, что это мужчина, но всё его тело такое жилистое и как будто сплетённое из коры деревьев. Лицо коричневого древесного цвета. Сначала он стоял и просто смотрел на нас, мы же онемели от страха. Но когда он вдруг взмахнул крыльями огромных размеров, я очнулась и побежала, что было сил.

Потом мы рассказывали об этой встрече и родителям, и друзьям. Нам, конечно, никто не верил. А я и сейчас задаюсь вопросом: что же это было + игра воображения или же явь?»

Наталья Николаева, Ханты-Мансийск

В этой истории перед нами возникает на первый взгляд совершенно незнакомый образ. Но достаточно повнимательнее изучить специализированную литературу, и загадочная фигура вдруг приобретёт знакомые черты: «Леший — корявый, как дубовый пень старик», «Согласно распространённым в XIX — начале ХХ века представлениям, леший — проклятый Богом — существо крылатое». Кроме того, и беса изображали с зубчатыми крыльями за плечами. Так вот, оказывается, с кем повстречались девочки в тот далекий день…

По традиции, леший имеет вид мужика с белой бородой, одетого в обычную крестьянскую одежду, но некоторые детали подчеркивают его потустороннюю природу: правая пола одежды у него запахнута за левую, левый лапоть надет на правую ногу и наоборот, а когда он садится, всегда закидывает левую ногу на правую. Иногда полагали, что леший никогда не бывает подпоясан. По другим поверьям, кровь у него синяя.

Одна из характерных черт лешего — способность изменять свой рост: он может быть вровень с верхушками деревьев или ниже травы. Леший может превращаться в любого зверя или птицу, в дерево, куст или гриб. Его появление обычно связано с различными погодными явлениями, особенно вихрем или резким ветром. Местом обитания лешего является весь лес, но его излюбленные места — коряги, выворотни, лесные избушки.

Лешего можно было вызвать — сознательно или нечаянно. Чаще всего радости эти встречи людям не приносили:

«А сейчас расскажу историю, которая произошла со мной 17 августа позапрошлого года. В этот день позвонила сноха и пригласила поехать подышать лесным воздухом. Я согласилась. Приехав в лес, мои родные ушли, наказав мне не отходить от машины. Но я все же решила пройти вдоль дороги, так, чтобы было видно автомобиль.

Заходя в лес, я запнулась, и у меня вырвалось: «Лешак!» Как потом вспомнила, это было самое ругательное слово здесь, на Севере. Как оно всплыло в памяти и сорвалось с языка — не знаю, в быту я его никогда не употребляла. А дальше все было как в тумане. Сколько я шла, куда — не помню. Очнувшись, увидела, что стою у огромного болота. Идти через него побоялась, хотя чувствую, что дорога где-то за этим болотом. Попробовала кричать — никто не откликнулся.

Взяла себя в руки: не суетись, не паникуй. Долго сидела на упавшем дереве. Стал накрапывать дождь, в лесу потемнело. Решила потуже подвязать платок на голове, и вдруг дотронулась до цепочки на шее, а на цепочке у меня подвеска с изображением Иисуса Христа. Я почувствовала, что это — мое спасение. Я перекрестилась и сказала: «Пресвятая дева Мария, помоги мне выбраться!» Трудно поверить, но минут через пятнадцать я увидела мужчину в камуфляжном костюме. Он направлялся в мою сторону…

Мокрая, усталая, я еле добралась до машины. Родные были испуганы. Они кричали, сигналили, но я ничего не слышала. Зато на их крики вышли другие заблудившиеся люди. В тот день очень многие люди блудили в лесу.

Уже прошло больше года, но я вспоминаю этот ужас и задаю себе вопрос: неужели слово, сорвавшееся с моих уст, могло материализоваться? И действительно ли сила Божьей Матери помогла мне? Я никогда не верила в чудеса и аномалии, а теперь на распутье…»

П.Р.Д., Ханты-Мансийск.

Интересные данные о суеверных представлениях наших земляков столетие назад приводит И. Неклепаев в книге «Поверья и обычаи Сургутского края»:

«Если кто заблудится в лесу или на болоте, то сургутяне приписывают это тому, что его водил или кружал леший, а потому и советуют, если кто заметит, что заблудился, непременно остановиться и сотворить молитву: «Да воскреснет Бог»… Леший тогда с громким хохотом и с шумным хлопаньем «в ладушки» удалиться в глубь леса, и заблудившийся скоро отыщет дорогу…

Иногда леший принимает вид собаки или зайца, и если в таком виде перескочит через дорогу, то может «скрасть дорогу», т.е. путник или проезжий потеряет путь и заблудится. Любопытно, между прочим, что леший, по словам сургутян, не любит «матерских слов», и когда услышит в лесу такую ругань, то нарочно прибегает из своих болот, чтобы водить и кружать человека…

У лешего «…обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый — на праву. Глаза у лешего зеленые и горят, как угли… В лесу леший является полноправным и неограниченным хозяином: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Особенно подчинены ему зайцы. Они у него на полном крепостном праве, по крайней мере он даже имеет власть проигрывать их в карты соседнему лешему…

Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят и, в этом случае, вполне уподобляются своим родичам-домовым. Проказят они грубо, как это прилично неуклюжим лесным жителям, и шутят зло, потому что все-таки они не свой брат, крещеный человек. Самые обычные приемы проказ и шуток леших заключаются в том, что они обходят человека, т.е. всякого, углубившегося в чащу, с целью собирать грибы или ягоды, они либо «заведут» в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустят в глаза такого тумана, что совсем собьют с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу на одном и том же месте…

От проказ лесного можно легко отчураться, — конечно, прежде всего молитвой и крестным знамением, а затем при помощи известных приемов, которым учат с малолетства, по заповедям отцов и прадедов. Так, заблудившемуся рекомендуется присесть на первой колоде, снять с себя и выворотить наизнанку носильное платье и затем, в таком виде, надеть на себя. Обязательно при этом так же левый лапоть надеть на правую ногу, или правую рукавицу на левую руку. Если же в беду попало двое или трое, то им следует всем перемениться одеждой, предварительно выворотив ее наизнанку (в этом случае рекомендуется подражать обычаю того же лешего, у которого все на выворот и наизнанку). Можно точно так же вызволиться из беды, проговоривши любимую поговорку лешего, которую удачливые люди успели подслушать у него издали: «Шел, нашел, потерял». А кто спохватится закричать: «Овечья морда, овечья шерсть», перед тем леший исчезнет с криком: «А, догадался!».

Считается, что леший вредит путнику: сбивает с дороги, заводит в чащобу, заставляет блуждать. Часто он морочит человека и глумится над ним: прячет шапку или корзину, укладывает спать на муравейник, заставляет залезть на дерево, заводит в болото. Особенно часто это случается с теми, кто зашел в лес не благословясь или прежде не «попросился» у лешего. Обречен на блуждание и тот, кому леший пересечет дорогу.

Леший заманивает к себе девушек и женщин. Его детьми считаются похищенные некрещенные младенцы. Чтобы возвратить людей, которых увел леший, на перекрестках дорог некогда клали для него угощение: сало, горшок с кашей, блины. Еду заворачивали в чистую тряпку с красной ниткой, кланялись на четыре стороны не крестясь, и просили «лешака» вернуть родственника.

Поскольку леший считался хозяином всех зверей и дичи, то без договора с ним охотник не мог охотиться, иначе он оставался без добычи или погибал. Леший ходит по лесу ночью до первых петухов, после чего спит в избушке. Летом он справляет свадьбу, во время которой в лесу поднимается буря. Лешие уходят на зиму под землю в день святого Ерофея, и вновь появляются весной, когда начинает таять снег.

Оберегами от лешего служили соль и огонь, магический круг, очерченный осиновой палкой, ножом или кочергой, а также липовая палка, очищенная от коры. Полагали, что если при встрече с лешим молитва не помогает, необходимо ругаться матом. Убить лешего можно было, выстрелив в него медной пуговицей или хлебными крошками.

Напоследок приведу очень интересную историю:

«Похоже, Конда не перестает удивлять людей своими чудесами. На сей раз это неведомо кем созданные рисунки на мху. Есть такой бор, Старухин называется, и не без основания. Бор, каких множество, с брусничными полянами и обширными ягельниками. Где он находится, посторонним знать необязательно, а старожилы о нем стараются посторонним не рассказывать, оберегая священное место манси.

Секрет Старухина бора состоит в том, что на мху проявляются как с негатива рисунки лосей, оленей, других животных, сцены охоты. И самое главное + «портрет» неведомой богини, манси считают, что «Золотой бабы», она стоит во весь рост до колен, на голове корона или шапка, одно ухо которой свисает. Шапка выделена мхом с красноватыми головками.

Здесь запрещено ругаться, кричать, шуметь. Обязательно надо сделать «поры», то есть положить на пень дары, пусть это будет лента, конфета…

Если не соблюсти неписаные таежные правила, то в бору начинает «маячить», то есть появляются зрительные и слуховые галлюцинации, человек не может найти выход из леса. За лето рисунки постепенно стираются, но весной обновляются и предстают в первозданной таинственной прелести».

Альбина Уфимцева, Кондинский район

Интересно, кто это в тайге демонстрирует столь высокий художественный вкус? Уж не лешего ли это проделки?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мысль на тему “Югра неведомая. Там чудеса, там леший бродит…”

Яндекс.Метрика