Короткое сообщение в одном из январских номеров окружной газеты «Сталинская трибуна» 1935 года:
«В Остяко-Вогульском аэропорту впервые приземлился самолет АИР-6, управляемый полярным летчиком Николаем Целибеевым. Его полет от Тобольска до Самарово продолжался 2 часа 17 минут».
Вы только представьте себе: первые самолеты в небе Югры, первые рукотворные «птицы», прилетевшие на Север. Еще нет нефтепроводов, ЛЭП, супермаркетов, биатлонистов, гаишников и менеджеров. Под крылом – лишь редкие стойбища, небольшие прибрежные села и безбрежный океан тайги…
Меня заинтересовала личность самого летчика, рискнувшего одним из первых проложить воздушную трассу в наши забытые Богом урманы. Кто он такой, Николай Целибеев? К сожалению, в интернете нашлось очень мало информации об этом человеке. Но все-таки кое-что удалось найти, в основном благодаря его достаточно редкой фамилии.
Счастье улыбнулось практически сразу, по ссылке вышел на один из специализированных форумов, где любители отечественной авиационной истории обменивались архивными фотографиями. Один из снимков оказался подписанным:
«На обороте: летчик тов. Целибеев перед полетом. Август 1934 г». Сомнений быть не может – перед нами тот самый Николай Александрович. И самолет, и изображенный на снимке, тот же самый прилетевший в Югру АИР-6.
Ироничный прищур глаз, мужественный профиль, крепкая фигура – настоящий, промороженный метелями полярный волк. Скорее всего, именно таким Целибеев предстал перед обалдевшими самаровцами. Наверное, при его появлении на улице местные девки валились штабелями вдоль палисадников…
Продолжаем копать виртуальные архивы. Вот короткая биографическая справка: Целибеев Николай Александрович, родился 4 марта 1898 года. Уроженец и житель г. Санкт-Петербурга. Русский, имеет не законченное высшее образование, из служащих. Беспартийный.
Натыкаюсь на биографическую книгу инженер-полковника И.П. Бирюкова «Воспоминая об учебе и первых авиационно-технических учебных заведениях». На страницах, посвященных событиям 1924 года, нахожу следующую цитату:
«Летчик Целебеев, на самолете которого я работал, — выходец из офицеров старой армии, интеллигент, строго следил за чистотой и порядком, на аэродроме не снимал белых перчаток. Старые техники, ранее знавшие его, мне говорили: «Трудно с Целебеевым работать. Что он большой педант и придира». Но эти предупреждения были преувеличенными. Работая вместе продолжительное время, я со стороны летчика не видел существенных и обоснованных претензий или придирок к работе».
Трудно сказать однозначно, являются ли летчики «Целибеев» и «Целебеев» одним и тем лицом. Но уж больно много совпадений, согласитесь – фамилия, профессия, возраст, происхождение. Предположим, что И.П. Бирюков говорит именно о нашем герое – тогда выстраивается очень интересная цепочка. Если именно Николай Александрович (напомню — петербуржец!) является тем «интеллигентом и офицером старой армии» то логично предположить, что он принадлежит к старинному купеческому роду Целибеевых. В Питере до сих пор сохранились «особняк Целибеевых» и «Целибеевские бани».
Кроме того, в начале прошлого века одним из шести «старшин» Русского олимпийского комитета был выбран А.Ф. Целибеев – «…весьма разносторонний спортсмен, велосипедист, гребец, казначей общества ОФСРУМ, принимавший активное участие в обществе «Русский скаут». Уж не батюшка ли это нашего героя?! Тогда становится понятна и страсть сына к экстремальным видам деятельности.
Но вернемся к биографии Николая Александровича. Похоже, у него были весьма странные и неоднозначные отношения с органами безопасности. По данным Красноярского общества «Мемориал», в 1927 году летчик Енисейской авиагруппы Н. Целибеев был арестован ОГПУ по подозрению в шпионаже. А потом каким-то образом вновь оказался на свободе. Впрочем, в том году Андрей Вышинский работал еще ректором МГУ, а не генпрокурором…
В 1937 году Целибеев упоминается как «командир Дудинского авиаотряда». Через год – как летчик Красноярской авиагруппы. Не догадываетесь, в каком контексте упоминается? Да, как «член шпионско-вредительской контрреволюционной организации» (сборник статей «Враги народа» за Полярным кругом», Москва 2008) Целибеев был арестован 1 июля 1938 года. Обвинение предъявлено по ст. 58-6, 58-7, 58-11 УК РСФСР.
Казалось бы, мы уже ничего не узнаем об отважном полярном летчике, безвестно сгинувшем в застенках ГУЛАГа. Но вопреки утверждениям иных записных либералов, и в те годы карательные органы карали не всех. Нередко советская фемида опускала уже занесенный топор и отпускала своих жертв на свободу – приносить пользу многострадальной Родине. Вот и дело Николая Александровича было прекращено 9 июня 1939 года УНКВД «по реабилитирующим обстоятельствам», и летчик был освобожден из-под стражи.
Быть дважды арестованным органами по обвинению в шпионаже — и быть дважды благополучно отпущенным?! Честно говоря, ранее я не слышал о таких прецедентах. Все-таки ВЧК-УГПУ-НКВД-МГБ никогда не отличались излишним человеколюбием, выскочить из их жерновов мало кому удавалось. Почему дважды удалось Целибееву? Быть может, дело в некоем высокопоставленном друге, быть может — в сотрудничестве с органами (а что, собственно, в этом плохого?), быть может – в особой любви госпожи Фортуны.
В следующий раз мы встречаем нашего героя уже в 1944 году. В «Списке летчиков-испытателей» перечислены фамилии тридцати шести лучших пилотов страны тех лет: Б.Н. Бирбуц, Ф.Е. Болотов, А.И. Жуков, В.Б. Иншаков, В.В. Карпов, В.К. Коккинаки, Б.Н. Кудрин, А.А. Курбан, В.А. Матвеев, Я.Н. Моисеев, Ф.Ф. Опатчий, Я.Г. Пауль, А.К. Туманский, Н.А. Целибеев…
Судя по отрывочным упоминаниям в Рунете, Николай Александрович был хорошим другом легендарного Валерия Чкалова, во время Великой Отечественной войны «защищал небо под Москвой», дожил до преклонных лет.
Все…
2010
Мысль на тему “Первые «ласточки» в небе Югры”
Целибеев Николай Александрович (1898-????)
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=8&t=6493