Халявщики на бюджетной подкормке

Есть в русском языке всеобъемлющее понятие – «убогий», то есть бедный, несчастный, нуждающийся в заботе и помощи общества. Сегодня сирым и убогим быть выгодно, ведь именно на него нацелена вся мощь государственной социально ориентированной машины…

Судите сами. Чтобы человеку стать успешным и обеспеченным, надо приложить массу усилий – получить хорошее образование, освоить профессию, на первых порах ограничивать себе в тратах, доказывать окружающим, что ты лучше других. На это уходят время, силы, здоровье.

А можно просто сесть государству на шею и свесить ножки. Наша чересчур заботливая власть не даст пропасть, обеспечит крышей над головой и куском хлеба. С маслом. Позаботится о здоровье, образовании, надлежащих условиях отдыха. И нужно для этого немногое – толика сообразительности, наглости и умение найти нужный подход к нужным структурам.

Начнем, по устоявшейся привычке, с приезжих. Понаехали тут…

По трущобным окраинам приснопамятного, баснословного и легендарного Ханты-Мансийска десятки лет живут старики. В полуразвалившихся бараках, накренившихся над Иртышом частных домиках, с туалетом на улице и «ванной» в огороде. Они терпеливо и безропотно ждут своей очереди на получение социального жилья, при этом потихоньку переселяясь на одно из кладбищ. Они не ходят по присутственным местам, им некогда – надо поливать грядку с зеленым лучком и топить печку.

Зато сколько тысяч новоявленных представителей «люмпен-пролетариата» понаехало к нам за последние два десятилетия! Я говорю не о приглашенных специалистах, необходимых столице, а о перелетных птицах, ищущих тучные пастбища с бюджетной подкормкой. Подавляющее большинство из них по приезду принюхалось, быстро сориентировалось в новой обстановке и побежало в ЗАГС (оформлять липовый брак с «аборигенами»), в паспортный стол (прописываться в бараках, идущих под снос) и в администрацию города (вставать в очереди на жилье и детсад).

И у них получилось. Сегодня мэрия хватается за голову – пользуясь попустительством неких «добряков», в каждой хибаре прописаны десятки «мертвых душ», которым, тем не менее, по закону надо предоставлять жилье. Вожделенная «прописка» дает гастарбайтерам право на социальные пособия, место в детском саду. И медицинский полис, ведь чтобы вылечить зубы в Гяндже, Тирасполе или Сызрани, надо выложить кругленькую сумму. У нас это можно сделать бесплатно.

Мигранты живо узнали адреса учреждений, оказывающих социальную помощь населению. Пока папы стоят на придорожной «бирже труда» и ищут временную работу, мамы с выводками разнокалиберных смуглых отпрысков штурмуют центры социальной помощи. Мол, у Анны-Марии нет компьютера, Ашоту нужен выходной костюм, а Байрамчик очень просит велосипед.

Впрочем, иждивенчество развито не только среди мигрантов. Многие представители «старожилов», особенно обитающих в хиреющих северных поселках, тоже активно пашут бюджетную «ниву». Единственно возможным для себя занятием они считают поглощение спиртосодержащих жидкостей, а основным источником поступления средств – пособия. В основном – на своих детей, которых сразу после рождения отпускают на улицу, на «вольный выпас».

Много ли «обычных» родителей, из числа тех, кто днем рвет жилы на работе, а по вечерам трудится на даче, экономит на покупку старенькой иномарки и откладывает деньги на поездку в Турцию раз в году, пользовался бесплатными путевками «на юга»? Единицы, да и то по направлению врачей. А вот детей социально неблагополучных сограждан государственная власть каждые каникулы бесплатно увозит в летние лагеря, купает в теплом море. Их ведь надо «оздоравливать» и повышать им иммунитет…

Ребятишки, конечно, должны полноценно отдыхать. Они не виноваты, что их родители смысл жизни видят только через горлышко бутылки. Маленькие северяне имеют право отдыхать на солнечном пляже! Но ведь таким образом мы попустительствуем развитию иждивенчества в юных гражданах! Они привыкают к тому, что государство обязано их содержать – просто так, по определению.

Одна из знакомых рассказывала о том, как в летнем лагере, где отдыхали молодые югорчане из категории «социально неблагополучных», одного ребенка положили в санчасть. За ужином его братишка радостно завопил: «А Димки-то сегодня нет! Можно, я его пироженку съем?» Его не интересовало здоровье брата, не мелькнула мысль отнести пирожное родному человеку, он привык к тому, что надо пользоваться моментом и хватать «халяву».

Во многом этой тенденции попустительствуют социальные службы, которых у нас развелось множество. Создается впечатление, что по-настоящему им невыгодно сокращение числа подопечных, ведь тогда – не дай Бог! – возникнут сомнения в целесообразности самого их существования. Иначе трудно объяснить то, как нянчатся, например, органы опеки с папашами-алкашами и гулящими мамашами. По всем нормам закона и морали их давно бы надо лишить родительских прав, а ребятишек отдать многочисленным желающим усыновить, но их раз за разом все прощают и пытаются перевоспитывать…

«Халявщики» моментально узнают о всех возможных способах приложиться к бюджетной «соске». Социальные службы завалены обращениями «Прошу оказать помощь, как оказавшемуся в тяжелой жизненной ситуации». И речь идет не только о деньгах.

Одна продвинутая мамаша попросила забрать ее ребенка в центр дневного пребывания на все лето, так как «оказалось в тяжелой ситуации и ей нечем кормить дитя». Сердобольные соцработники, естественно, взяли ребенка, отправили его в детский лагерь. Надо же было такому случиться, что озорник там повредил ногу. Надо было сообщить об инциденте матери. Когда до нее наконец дозвонились и предложили навестить ребенка, то женщина нехотя призналась, что сделать этого не может: «Я сейчас как раз к Геленджику подъезжаю…»

«Халявщики» прекрасно осведомлены о том, куда надо писать в случае отказа в решении своих проблем на уровне муниципалитетов. Если им не дать желаемого, они начинают бомбардировать петициями губернатора, президента, Генпрокурора и Европейский суд. И очень часто свое получают – не мытьем, так катаньем, слезно умоляя, требуя, угрожая, шантажируя.

А ведь многие наши сограждане, в силу объективных обстоятельств оказавшиеся на социальном краю, никогда ничего не требуют. Им стыдно просить. А сами чиновники до их нужд добираются редко, ведь впереди в очереди стоят тысячи любителей халявы…

P.S. Этот материал был написан в 2012 году. Но с той поры у нас ничего не изменилось…

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика