Леонид Сташкевич: природы витязь

Галина Тропина

Не заглянешь ему в глаза, пытаясь уловить промелькнувшее настроение, не задашь свой очередной вопрос… Конечно, боль утраты еще долго не заживет, но близкие люди нашли в себе силы поделиться воспоминаниями о нем. Рассказал о себе и он сам…

«Мои Перевалы»

В своем фотоальбоме «Мои Перевалы» он написал: «Человек идет через Перевал. Он оставляет за спиной теплую долину, покрытую зелеными травами. …Там, за Перевалом, его ждет новая жизнь…». Какие перевалы преодолел Леонид Сташкевич? Какой след оставил после себя?

Без сомнения, значимый. Об этом свидетельствуют награды и почетные звания, которыми отмечен его вклад в развитие дела охраны природы, науки и культуры. Медаль «За доблестный труд», Почетный знак «За охрану природы России», звания «Почетный гражданин Советского района», «Почетный полярник», «Заслуженный эколог Российской Федерации», многочисленные грамоты, благодарности… Разве все перечислишь!

…Слушаю воспоминания о Леониде Федоровиче, рассказы его коллег, друзей, родных и понимаю: он умел видеть красоту природы, любил общение с ней — уходил в тайгу, на реку, где можно побыть наедине с самим собой, но всегда возвращался к людям. И жил ради людей…

Со спортом по жизни

Родился Сташкевич в Ростове-на-Дону в 1935 году в семье учителей. Детство его пришлось на военное и тяжелое послевоенное время. Отец ушел на фронт, мама с тремя детьми эвакуировалась под Омск. Бомбежки, голод, болезни — многое пришлось увидеть и пережить мальчишке. Но время неумолимо бежит вперед, оставляя позади дни, месяцы, годы…

Отец после ранения вернулся с войны, семья перебралась в город. После школы брат и сестры (младшая родилась после войны) пошли по стопам родителей — стали учителями. Леонид же решил избрать свою дорогу. Поступал в строительный техникум — не получилось. Пошел трудиться на авиационный завод слесарем-лекальщиком. Он всегда дружил со спортом — сам занимался тяжелой атлетикой, стал мастером спорта, потом тренировал ребят. Поэтому Омский институт физической культуры, который он впоследствии успешно окончил, — скорее, закономерность, чем неожиданность.

Следующей вехой в его биографии стал стадион «Динамо», где Сташкевич работал сначала тренером, потом — начальником учебно-спортивного отдела. Но завод не отпускал его, он вновь вернулся в свой цех… К тому времени Леонид Федорович уже женился, родились двое детей.

«Ты нужен здесь…»

В 35 лет он поехал осваивать Тюменский север. «Сколотил» из воспитанников-спортсменов строительную бригаду и отправился на заработки. Что двигало тогда его ребятами — авантюризм молодости или безграничное доверие своему наставнику? «Конечно, Леониду Федоровичу верили, уже тогда проявился его талант организатора, — говорит его дочь Татьяна Беспалова, заместитель директора природного парка «Кондинские озера» по науке. — Бригада зарекомендовала себя как надежный коллектив, который выполнит работу в срок. Их заметило районное руководство — непьющие, трудолюбивые…». Ребята работали на строительстве жилья и промышленных объектов.

Позже, когда встала необходимость строить жилье для сотрудников государственного заповедника «Малая Сосьва», этот опыт пригодился Сташкевичу. Так появилась в Советском улица зоолога Раевского.

А тогда, в начале 70-х, поправив свои финансовые дела, он вернулся к семье в Омск. Но вскоре получил письмо от председателя исполкома районного Совета народных депутатов Нифонта Вокуева: «Я знаю, что ты уже не сможешь жить в миллионном городе, а здесь ты нужен…».

И он вернулся. Построил, а потом и возглавил детско-юношескую спортивную школу. Леонид Федорович организовал тогда первую в районе секцию по тяжелой атлетике. В течение 6 лет десятки парней занимались этим видом спорта, побеждая на различных соревнованиях.

Заповедные дела

И вновь крутой Перевал. В 1976 году Леонид Сташкевич возглавил только что созданный государственный заповедник «Малая Сосьва». Как человек, казалось бы, далекий от забот, связанных с охраной природы, стал директором заповедника? В жизни нет ничего случайного. Районное руководство ценило его активность, умение поднять с нуля и наладить новое дело.

«Я принял руководство заповедником с чистого листа. Через пять лет он был признан одним из лучших в России», — написал он в воспоминаниях. Легко ли далась эта победа? Не думаю. Это, прежде всего, победа над самим собой. Без знаний, без науки, директор понимал, не обойтись. И занялся самообразованием. Стажировался на кафедре охраны природы Казанского университета, много читал, консультировался в Москве в Главке, общался со специалистами других заповедников. Под его руководством обустраивалась территория заповедника, были организованы научные и лесные отделы, выпущена «Летопись природы», построена контора и жилые дома для работников.

Остров Врангеля

Ничто не предвещало каких-либо изменений в жизни. Но там, за поворотом, уже ждал новый Перевал. В 1981 году Леонида Федоровича включили в комиссию Главохоты РСФСР, которая разбиралась с непростой обстановкой, сложившейся в заповеднике «Остров Врангеля». Безысходность, гибель американской экспедиции, дело Семенчука, связанное с загадочным убийством и голодной гибелью коренного населения острова, — вот что определяло настроения двухсот человек маленького села Ушаковское. За пятилетку в заповеднике сменилось несколько руководителей, а последний директор держал под подушкой заряженный пистолет. И в такой обстановке Леонид Федорович вдруг принимает предложение возглавить арктический заповедник…

Восемь лет пролетели как один день. Природа острова очаровала Сташкевича, пленила душу раз и навсегда. Здесь его увлечение фотографией выросло до профессионального. Работы Леонида Федоровича публикуются в российских и зарубежных изданиях. В 1987 г. он стал членом Союза фотохудожников России.

И с островитянами ему удалось наладить взаимоотношения. Об этом говорят отзывы коллег — Игоря Олейникова, Ильи Петухова, старших государственных инспекторов заповедника «Остров Врангеля»: «Болеющий за природу романтик, учитель и писатель, всегда знавший, что в природе надо жить ее жизнью. …Правдивый и верный товарищ, на которого всегда можно было положиться (в разведку с ним идти не страшно) и получить единственно правильный совет и помощь».

Курилы

1988 год открыл на жизненном пути Л.Ф. Сташкевича следующий Перевал — он становится директором госзаповедника «Курильский». И здесь все начинается заново: строится новая контора, устраивается быт сотрудников. За короткий период комплектуется научный отдел заповедника, реализуются совместно с японскими экологами программы изучения и сохранения уникального природного комплекса Южных Курил. Он проектирует и организует первый в стране провинциальный парк «Кунашир» — прообраз будущих природных парков, чей статус законодательно был установлен только в 1995 году.

Домой!

Свое 60-летие Леонид Федорович встретил уже в Советском. «За Перевалом — знакомые пейзажи северной тайги с голубыми озерами, нитями глухих ручьев и речек», — запишет он в своем фотоальбоме. Казалось бы, вот оно беззаботное время пенсии, когда можно с упоением заниматься любимым делом, не обременяя себя делами руководителя. Но именно тогда на кухне дома Сташкевича состоялся долгий и обстоятельный разговор с Геннадием Зеленцовым, председателем исполкома районного Совета народных депутатов, главой администрации района. После этой беседы Леонид Сташкевич принял предложение заняться созданием природного парка «Кондинские озера». И вновь вихрем налетели директорские заботы…

«Белый и пушистый»?

Самая важная задача — создать команду единомышленников. А на хороших специалистов и людей у него было особое чутье. Он ценил незаурядный ум, умение отстаивать свое мнение. Но с человеком, обладающим таким жизненным опытом, как у Леонида Федоровича, ради красного словца не поспоришь — быстро поставит на место.

Однако люди его уважали и ценили. «За что? — спрашиваю я у Натальи Коротких, ведущего научного сотрудника природного парка «Кондинские озера. — Он был такой «белый и пушистый?». «Для меня вообще добрый директор — это плохой директор, — отвечает собеседница. — Руководитель должен быть объективен. Леонид Федорович умел потребовать, спросить, но всегда справедливо». Кроме того, он досконально знал работу любого сотрудника, всегда был в гуще событий. Если это экопросвещение, то он садился в лодку и ехал вместе с детьми по реке. Если мониторинговые работы — вместе с научными сотрудниками отбирал пробы снега. Что касается зверья, считает Наталья Николаевна, то тут ему равных не было. И это не праздное любопытство, а интерес человека небезразличного, который хочет все понять и вникнуть в самую суть.

В отношении людей никогда не принимал быстрых и беспощадных решений. Как-то его отец произнес такую фразу: «Леонид, ты имеешь право работать руководителем, потому что ты любишь людей». И Сташкевич действительно боролся за каждого своего сотрудника, иногда спасая человека от самого же себя.

По большому счету он искренне любил свой коллектив. Именно поэтому он написал в фотоальбоме «Мои Перевалы» следующие строки: «За последние десятилетия в окружающем нас мире сменились многие ценности. Но есть вечное, что так необходимо каждому человеку, — семья и коллектив, дружный, как семья».

Жил азартно

В быту Леонид Федорович отличался особым гостеприимством. Все — от студентов до профессоров — ночевали, обедали, ужинали дома у Сташкевича. «Никогда не оставит никого из гостей в гостинице или на вокзале, обязательно накормит, напоит чаем и поговорит о чем-нибудь интересном… — говорит Наталья Николаевна, — поэтому и отношение вышестоящего руководства было всегда особенным к нам».

«Леонида Федоровича нам, конечно, не хватает, — включается в разговор Роза Сунцева, сотрудник заповедника «Малая Сосьва», друг семьи Сташкевичей. — Он часто приглашал в гости на свои пироги. Сам пек — с семгой. Мастерски готовил мясо, да с таким удовольствием, что аж подпрыгивал возле плиты. Я сегодня попробовала сделать все по его рецепту — не то…».

Вообще он жил с азартом, с каким-то горением. Энергия из него буквально выплескивалась. Спортивный, даже в 77 лет по лестнице не мог спокойно подниматься — все бегом, вприпрыжку. Если в лес, то сам за рулем на «УАЗике» или снегоходе. Уже в преклонном возрасте освоил компьютер…

Вся жизнь Леонида Федоровича Сташкевича была яркой, насыщенной, незаурядной. Он прошел длинный и нелегкий путь, перейдя свой последний Перевал. В день прощания с ним Глава Советского района Сергей Удинцев предложил, чтобы природному парку «Кондинские озера» было присвоено имя Леонида Федоровича Сташкевича. Он этого, без сомнения, достоин.

«Человек идет через Перевал. Он оставляет за спиной теплую долину… Он уверен, что в теплой долине остался за ним добрый след…».

P.S. 25 июля 2014 года Правительством автономного округа было принято решение присвоить БУ Ханты-Мансийского автономного округа «Природный парк «Кондинские озера» имя его организатора и первого директора Леонида Федоровича Сташкевича.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика