Предпоследний Сибирский солдат

На фото: ветераны поселка Сибирский, 70-е годы

От автора. Одиннадцать лет прошло с момента написания данного материала. Нет больше в Сибирском живых ветеранов войны, нет и соответствующих проблем для местной администрации…

Давайте говорить откровенно: последнее десятилетие Югра больше всего напоминает Аляску времен «золотой лихорадки». К нам едут каменщики и профессора, милиционеры и чемпионы, врачи и лауреаты. Для многих в самое короткое время решается их отдельно взятый квартирный вопрос. Наверное, это правильно. Наверное, так и должно быть. В свете высшей целесообразности, особенностей политического момента и радужных перспектив развития округа.

Это если рассуждать умом. Но сердцем я никак не могу примириться с тем, что на фоне элитного жилья, предоставляемого приезжим специалистам, совсем не заметны убогие хибары. В которых доживают свой век те, кто закладывал фундамент сегодняшнего благоденствия Югры. Им, к сожалению, служебных еврохором никто не предоставит. Неужели получается, что эти люди — отработанный материал?!

Василий Денисович Белов родом из Челябинской области. В 30-м году их семью постигла страшная — и такая обычная в те времена — участь. Их раскулачили и отправили за Урал. «Весь Север вытаскали», — невесело улыбается ветеран. Поработали в Березово, Шурышкарах, а в 1934 году их привезли в Самаровский — ныне Ханты-Мансийский — район. Высадили на пустом берегу Иртыша и велели строить ферму. В кратчайшие сроки здесь вырос поселок Сибирский.

В следующий раз Родина вспомнила о своих нелюбимых сыновьях в лихую военную годину. Трое братьев Беловых ушли на фронт. Андриан погиб в самом конце войны, Дмитрий, сражавшийся на Курской дуге, вернулся домой на костылях. Василий с боями прошел всю Белоруссию, Польшу, Германию.

Честно воевал артиллерист Белов, поэтому на его груди одна за другой появлялись награды: орден Отечественной войны, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина». Шесть лет прослужил бравый гвардии ефрейтор, последние годы — в Подмосковье. Не раз ходил в парадах по Красной площади. Демобилизовался в 1950 году и вернулся в поселок Сибирский, ставший для него второй родиной. Десять лет работал бригадиром полеводов, потом трудился в строительстве.

Семья Лидии Андреевны была репрессирована уже после войны, в 1948 году. Из солнечной Украины их через всю страну везли на негостеприимные иртышские берега. Отплакали свое еще в дороге, а на месте лить слезы стало некогда — пришлось сразу же включаться в работу. Трудились на совесть, без наших сегодняшних бесконечных перекуров и чаепитий. Но у молодых девушек хватало сил и на то, чтобы метнуть озорной взгляд в сторону парней, улыбнуться или томно вздохнуть. А через некоторое время уже можно было встречать сватов…

Вот однажды и обменялись взглядами Василий Денисович и Лидия Андреевна, в 1953 году поженились, с тех пор уже больше полувека живут вместе, в любви да согласии. Всем миром срубили домик, завели хозяйство. А там и дети пошли.

Но время неумолимо. Незаметно для себя состарились супруги Беловы. И вот уже налились свинцовой тяжестью привычные чугунки, в десятки раз удлинилась знакомая дорога от дома до магазина, неподъемным стал топор, прежде игравший в руках хозяина. Два инсульта перенесла Лидия Андреевна, с большим трудом передвигается она по двору. Василий Денисович плохо слышит, отказывают неутомимые ранее ноги. Недавно вместе попали в больницу, оставив дом под присмотром добрых людей. А что делать, если сын живет в Сургуте, одна дочь — в Ханты-Мансийске, а другую судьба забросила аж в Чехию. У всех свои семьи…

В магазин за хлебом выбирается сам хозяин. И в общественную баню (на другой конец поселка) ходит. А вот сил на то, чтобы принести воды или дров, иногда недостает. И приходится тогда старикам… нанимать соседей. К сожалению, тимуровцы в нашей стране давненько уже вымерли…

Благо, не забывает Беловых глава территории Виктор Рысаков. Часто забегает попроведать, отправляет людей помочь по хозяйству, сейчас вот решили привезти лес и срубить ветерану баньку и туалет. «Не помогу им хоть чем-то, так ведь потом до конца жизни совесть грызть будет», — объясняет Рысаков.

К сожалению, так рассуждают далеко не все власть предержащие. Да, ветеран стоит первым в очереди на улучшение жилищных условий. Поначалу просил купить ему хоть какую-нибудь благоустроенную квартиру в столице округа. Но после астрономического взлета цен эта идея перешла, похоже, в разряд научной фантастики. Тогда Белов попросил приобрести жилье в поселке.

И надо же было такому случиться — аккурат летом подвернулся подходящий вариант — благоустроенный домик и совсем не дорого. Более того, как раз в это время в Сибирский завернула высокая комиссия из района и публично пообещала решить проблему Беловых. Вот только в результате домик купили совсем другим людям…

Почему? На этот вопрос следуют объяснения одного из чиновников районной администрации:

— Жилье ветеранам должно приобретаться на конкурсной основе, мы подавали соответствующие документы, но не успели. Но мы ведь предлагали Беловым другой вариант: купить им благоустроенную квартиру в Горноправдинске, а они отказались. Тем не менее мы обязательно решим этот вопрос — как только в поселке освободится подходящее жилье.

Только ведь нет в Сибирском благоустроенного жилья на продажу, и не предвидится. Там вообще-то с благоустройством того… не густо. A переезд в Горноправдинск для стариков к равносилен переезду на другую планету. В Сибирском у них друзья и знакомые, сюда наезжают дети и внуки, а кому они будут нужны в чужом поселке, в ста километрах от родины?

…На празднование очередного юбилея Победы Василий Денисович получил приятный подарок — он в составе ветеранской делегации съездил в Берлин. Столица Германии поразила Белова. Он-то помнил развалины Унтерденлинден, выщербленные осколками Бранденбургские ворота, дымящуюся пасть Рейхстага — а перед его взором открылся прекрасный современный город. С тенистыми аллеями, улыбчивыми жителями, красивыми домами…

Не знаю, как у самого Василия Денисовича, а у меня поневоле возник вопрос: почему побежденные давно опередили своих победителей по уровню жизни, по отношению к своим ветеранам, своему историческому прошлому? Я готов прозакладывать голову, что в Германии ни один ветеран не живет в таких условиях, как существуют тысячи наших, российских ветеранов. Неужели наши старики не заслужили лучшей участи?

В Сибирском сейчас осталось всего два ветерана Великой Отечественной. Жилищную проблему Белова районные власти пообещали решить. И обязательно решат. Если только доживет до этого счастливого события предпоследний солдат поселка Сибирский…

2007

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 комментария “Предпоследний Сибирский солдат”

Яндекс.Метрика