Зыряновы: семейная сага

Валентина Патранова

В Государственном архиве Югры хранятся личные дела участников войны. Фамилия одного из них – Георгий Зырянов – навела мысль: имеет ли отношение участник Великой Отечественной к участнику Гражданской войны Антонину Зырянову, чьим именем названы улицы в городах округа?

Родственные связи

Первая зацепка: в автобиографии Григорий Порфирьевич пишет, что «дядя Антонин Петрович Зырянов всегда служил для меня примером». В краеведческом отделе Государственной библиотеки Югры дали такую справку.

Зырянов Антонин Петрович (1892-1921) родился в д. Борки Самаровского района. Окончил Самаровское 2-классное училище. Участвовал в Первой Мировой войне. Вернувшись с войны, работал секретарем Реполовского волостного исполкома. Во время колчаковского мятежа избран на уватском слете солдат-фронтовиков командиром отряда, организованного для борьбы с колчаковцами. С 1920 года работал секретарем Сургутского уездного комитета РКП(б). Под его руководством проводилась работа по созданию органов советской власти, уездной комсомольской организации, по разъяснению коренному населению целей и задач партии большевиков. В 1921 году во время крестьянского восстания организовал отряды для борьбы с мятежниками. В марте возглавил отряд красных партизан, который сопровождал обоз с партийным архивом и семьями коммунаров Сургута, но обоз был разгромлен. Раненый А.П. Зырянов был взять в плен и казнен. На месте гибели отряда в д. Вампульгольск в 1987 году воздвигнут памятник погибшим. Именем Зырянова названа улица в Нижневартовске и Ханты-Мансийске.

Племянник героя Гражданской войны… Как он выстроил свою судьбу? В официальной автобиографии, которая хранится в Государственном архиве Югры, Георгий Зырянов упоминает только об одном дяде по отцовской линии, но были и другие – по материнской: Назар и Александр Худяковы.

Да, Георгий Порфирьевич был вправе гордиться дядей Антонином Петровичем, погибшим в Гражданскую войну, но и родственники его из рода Худяковых храбро сражались на фронтах Отечественной войны, а в тылу трудились так, что об одном из них даже упомянул в своем докладе весной 1945 года председатель окрисполкома Анатолий Комаров.

Племянник героя Гражданской войны, санинструктор, контрразведчик, любимый муж – и это все о нем…

Зоотехник стал инструктором

Казалось бы, выходцу из трудолюбивой крестьянской семьи судьба должна была приготовить совсем иную биографию. В юности большое влияние на выбор сына оказал отец. Порфирий Зырянов, призванный еще до начала первой мировой войны на службу в царскую армию, получил возможность пройти курс обучения в военном ветеринарном училище. Парень из далекого села Реполово Тобольской губернии, замеченный в любви к лошадям, стал ветеринарным фельдшером в армии, где основным средством передвижения были кони. Эта профессия пригодилась ему как в Первую мировую войну, так и в мирной жизни: вплоть до самой смерти в 1945 году Порфирий Петрович работал ветфельдшером в Самаровском и Сургутском районах.

Когда перед 16-летним Георгием встал выбор: где продолжить учебу? – он не без участия отца выбрал тобольский зооветеринарный техникум. После четырех лет занятий он с дипломом зоотехника на руках должен был вернуться домой, чтобы приступить к работе в одном из колхозов округа. Но не получилось – как раз в 1939 году Георгия Зырянова призвали на службу в Красную армию. Его определили на курсы санинструкторов при Уральском военном округе, а через год в звании старшины санитарной службы попал в танковый корпус.

Немецкий крест и знамя дивизии

Сообщение о начале войны застало Георгия Зырянова в Псковской области на железнодорожной станции Идрица, где как раз разгружался танковый батальон. В первом же бою командира санитарной роты ранило, но долго лечиться не пришлось – армия нуждалась в санинструкторах. Когда началось наступление немцев под Москвой, Зырянову пришлось и в боях участвовать, и спасать раненых. Кроме того, по собственной инициативе он проводил беседы, политинформации, и это у него неплохо получалось. Когда пришла разнарядка направить кого-то из бойцов в военно-политическое училище в Москву, командир назвал фамилию Зырянова.

Как же так, удивился тот, идут тяжелые бои, какая может быть учеба? Но учеба была – ускоренная, с полной выкладкой во время занятий по тактической, огневой и строевой подготовке. Кстати, как раз за строевую и огневую подготовку Зырянов получил отличные оценки, и, как написал в характеристике начальник училища, программу в целом Зырянов освоил хорошо.

Беседы, политинформации, выпуск боевых листков, забота о питании, обмундировании солдат легли на плечи молодого политработника. Однажды в составе минометного расчета Георгий Зырянов оказался в тылу врага. Наткнулись на подбитую легковую машину, в которой обнаружили важные документы, знамя фашистской дивизии и железные кресты, предназначенные для награждения отличившихся немецких солдат. С этими ценными трофеями Зырянову и его товарищам удалось добраться без потерь к своим. За этот рейд в тылу врага он был удостоен ордена Красной Звезды, впоследствии награжден орденом Отечественной войны, медалями.

Два друга, две сестры

Новый этап в службе Георгия Зырянова начался в 1943 году, когда его направили в школу контрразведки в только то освобожденный Воронеж. Город лежал в руинах, то, что немцы сотворили с некогда красивыми улицами и площадями, бередило душу. Но военные будни – это не только страдание, жажда мести врагу, но и новые встречи, радость общения с еще вчера незнакомыми, а сегодня такими родными людьми.

На дорогах войны встретились контрразведчик Смерша Георгий и старшина почтово-сортировочного пункта Ольга. Перед войной девушка из Мичуринска приехала к тете в Ленинград поступать в училище. Война спутала все планы – пришлось пережить тяготы блокады, ее вывозили на Большую землю по Ладожскому озеру. Ольга добровольцем ушла служить в армию. Случайная встреча двух фронтовых друзей Георгия и Александра с двумя сестрами – Ольгой и Антониной завершилась свадьбой после окончания войны. Правда, пути их разошлись – Александр уехал с женой на Запад, в Германию, а Георгий на Дальний Восток.

Дочь Георгия Порфирьевича Галина Лысова вспоминает:

— Я помню, как мы жили в небольшом поселке пограничников. Там было пять домиков и солдатские казармы. Как-то я заблудилась в камышах и меня целый день искали солдаты. Выстроившись цепью, они прочесывали местность. Я была так обессилена, что никаких звуков подать не могла. Отцу довелось служить в Забайкалье. Всего же он, человек совсем не военной профессии, отдал армии 13 лет. в 1952 году мы переехали в Тюменскую область. Он стал служить в милиции – в Тюмени, Ялуторовске, Саранпауле, Ханты-Мансийске. У нас была большая семья – трое детей, всегда с нами жила бабушка Варвара. Она хорошо знала героя Гражданской войны Антонина Зырянова, брата своего мужа. Когда ее просили рассказать о его короткой и яркой жизни, никогда не отказывала.

Карта СССР

Переезжая с места на место, семья возила с собой карту Советского Союза. Используя ее, Георгий Порфирьевич рассказывал детям о войне – как наступали, отступали и снова наступали советские войска, где был ранен в танке, где лечился. Это были интересные, полные живых деталей рассказы человека, провоевавшего все годы войны. Поэтому не случайно сын Георгия Порфирьевича стал офицером Советской армии, а дочери выбрали вполне мирные профессии – бухгалтера и строителя.

После завершения службы в милиции Георгий Порфирьевич работал в различных организациях, одно время возглавлял окружной ДОСААФ. Даже когда его перевели на другую работу, он на своем предприятии возглавил первичную организацию. Бывший руководитель окружного ДОСААФ Борис Ивановский помнит, как они ездили на конференцию в Тюмень и как горячо, интересно выступал Георгий Зырянов. В нем и через много лет чувствовался политработник, умеющий повести за собой людей.

Любовь на десятилетия

Два ветерана войны в одной семье… Георгий Порфирьевич и Ольга Ивановна жили очень дружно. Знакомые удивлялись: не может быть, чтобы чувства не остыли после нескольких десятилетий брака. Но так было – это утверждают все, кто знал эту семью. Уход из жизни в 1987 году Георгия Порфирьевича подкосил здоровье Ольги Ивановны. Едва ли не ежедневно она ходила на кладбище к любимому. «Мама умерла от тоски по отцу, — говорит дочь Галина. – Жизнь потеряла для нее смысл. Она успела собрать личный архив отца и часть передала в Государственный архив Югры, но только небольшую часть, остальное хранится дома».

Галина Георгиевна показывает увесистую папку, где собраны документы, вырезки и газет, награды, фотографии. Здесь же немало материалов и о дяде-герое Антонине Зырянове, который увековечил их фамилию. Теперь в папку Галина Георгиевна добавила еще один документ – статью из газеты «Новости Югры», где рассказывается о родственниках – Худяковых, трагической судьбе главы рода Силы Николаевича, расстрелянного в 1937 году.

Получилась настоящая семейная сага, которая охватывает период от 80-х годов XIX века и продолжается до сих пор. Зыряновы и Худяковы – старожильческие роды северян, представленные в Югре достойными, громкими и негромкими именами.

2014

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика