«Под грустное мычание…»

Фото Олега Холодилова

Люди, которые нас кормят – как они живут? Перебиваются с хлеба на квас или катаются как сыр в масле? Подвергаются ли гонениям со стороны бюрократов или ногами открывают двери самых высоких кабинетов? Давайте спросим об этом у них самих.

Знакомьтесь: Владимир Дмитриевич и Наталья Анатольевна
Колещатовы, фермеры из Пыть-Яха. Всю жизнь держали «для души» какую-нибудь живность – курочек, кроликов, корову. А в 2007 году поверили Президенту, запретившему «кошмарить бизнес» и решили заняться сельским хозяйством «по-взрослому».

Три года искали землю, вынужденно отказываясь от предлагаемых им участков – или заведомо не отвечающих требованиям СанПиН, или находящихся на берегу реки. Когда наконец им выделили подходящий пустырь, на который годами свозили и стаскивали мусор из окрестных домов и гаражей, то прошли семь кругов бюрократического ада и все-таки получили 16 подписей различных чиновников на согласование – для того, чтобы оформить землю в собственность. Потом, правда, пришлось еще идти в арбитраж и судиться с администрацией города. Никто не верил, что им удастся отвоевать свой кусок земли, а Колещатовы победили – назло всем многочисленным доброжелателям.

Трудно описать в нескольких словах те ощущения, который вызывает осмотр их хозяйства. С одной стороны оно вроде бы напоминает зажиточный советский колхоз, но удивляет отсутствием грязи и мусора. К тому же колхозники даже в самых своих смелых мечтах не жили в таких замечательных бытовых условиях, в каких живут работники КФХ Колещатовых. Для них построены современные благоустроенные домики, в которых созданы все условия для нормального отдыха.

Честно говоря, здесь вообще-то нет посторонних людей, все восемь работников – близкие или дальние родственники хозяевам. Фермеры привезли их вместе с семьями из обнищавших «родовых» деревень, дали работу, а вместе с ней — кров, стол, зарплату и уверенность в завтрашнем дне. Владимир Дмитриевич всегда готов научить, помочь и даже простить. Не прощает, правда, лишь одного – пьянства на ферме. Попался на глаза «подшофе» — все, чемодан-вокзал-Курган.

Теоретически здесь существует разделение труда. Сам хозяин в первую очередь следит за строительством и всеми основными технологическими процессами. На супруге лежит ответственность за финансы и «внешнеэкономические» отношения. Сын Вячеслав – коммерческий директор, сноха – юрист. В то же время мы застали Вячеслава, обладателя двух высших образований, за погрузкой в машину ящиков с молоком. А что тут такого?

Хозяйство Колещатовых поражает в первую очередь обилием разнообразных звуков. Со всех сторон доносится такое разнокалиберное мычание-ржание-кудахтанье-блеяние, что голова идет кругом. Стоишь себе во дворе, вдыхаешь полной грудью вкусный аромат шерсти, навоза, молока, дерева и вдруг рядом слышится… крик осла. А когда я с морозца зашел в коровник, то у меня над ухом раздался могучий рев как минимум пещерного медведя. Впрочем, когда глаза привыкли к полумраку, то «медведь» оказался крупным быком со звучным именем Граф. Он недобро смотрел на меня, выкатив налитый кровью глаз, звенел тяжелой цепью и так утробно рычал, что я посчитал бесполезным убеждать его в своей благонадежности и потихоньку ретировался.

А теперь приведу некоторые цифры. На этой ферме обитает около 50 голов крупного рогатого скота, 230 свиней, 5 тысяч кур, индюков, гусей, цесарок, перепелов, сотня овец и коз, 7 ослов, 280 кроликов, а еще есть лошади и пони. И я наверняка забыл перечислить какие-то еще виды обитателей фермы, но уже этого перечня достаточно, чтобы испытать к Колещатовым нешуточное уважение. За 11 месяцев этого года они реализовали тонну кроличьего мяса, 16 тонн птицы, 2 тонны мяса баранов и коз, 55 тонн свинины, 6,7 тонны говядины, 777 тысяч яиц и 71 тонну молока.

Все представители местной «фауны» выглядят бодрыми и приветливыми (за исключением Графа). Даже огромные среднеазиатские овчарки, несущие охранную службу по периметру хозяйства, источают гостеприимство и желание поласкаться. «Они что, всегда такие милые?» — интересуюсь у Владимира Дмитриевича.

— Да нет, — успокаивает фермер. – Только днем, и только когда хозяева рядом. А вообще-то они собачки очень даже серьезные.

Присутствие таких внушительных сторожей вполне оправдано, так как «люди до чужого добра жадные» регулярно пытаются посягнуть на то, что плохо лежит. Поэтому здесь есть и собаки, и видеонаблюдение – мышь не проскочит. Причем, в буквальном смысле. Скажем, зайцы проскакивают регулярно, что хорошо видно на мониторах, а вот с грызунами ведется постоянная и успешная борьба, посредством и регулярной дератизации, и усилиями взвода упитанных кошек, которые несут службу в каждом помещении фермы.

Кстати, о помещениях. Некоторых строений, обитых симпатичным бело-голубым сайдингом, на самом деле как бы и нет. По крайней мере, с точки зрения чиновников. По закону государство должно компенсировать фермерам половину затрат, понесенных ими на развитие своей материально-технической базы. Поэтому еще в октябре 2013 года Колещатовы направили в администрацию города пакет документов на предоставление субсидии по строительству двух помещений животноводческого комплекса общей суммой в 4,1 миллиона рублей.

Далее цитирую ответ главы администрации Пыть-Яха: «В ходе рассмотрения документов было выявлено, что КФХ Колещатов В.Д. не предоставлены документы, соответствующие перечню, установленному подпункту «а» пункта 2.2.1.6 приказа Депприродресурсов ХМАО. На строительство каждого объекта заключено по два договора подряда на строительство одного и того же объекта, в которых перечень выполняемых работ не определен. Принято решение об отказе в предоставлении субсидии».

25 декабря Колещатовы направили новый пакет документов, и после новогодних праздников получили новый отказ, потому что «…отсутствует возможность определить размер субсидии, так как на строительство каждого объекта заключено по два договора подряда на строительство одного и того же объекта, в которых не определен перечень выполняемых работ, а также в связи с заменой первичных документов».

Тогда же мэрия запросила помощи у Депприродресурсов, который ответил через два месяца. «Округ» порекомендовал Колещатовым предоставить акт приемки выполненных работ по форме КС-2 и обратиться в УКС Пыть-Яха за подтверждением объемов выполненных работ по строительству животноводческого комплекса.

Специалисты УКСа изучили документы и вынесли вердикт, что «сметы составлены с применением недействующей нормативной базы, предельный индекс изменения стоимости строительно-монтажных работ не соответствует приказу Региональной службы по тарифам ХМАО». Правда, по словам Владимира Дмитриевича, с 1 января 2013 года злосчастные унифицированные формы учетной документации не являются обязательными к применению.

Несколько запутавшись в данной ситуации, мэрия вновь обратилась в Депприродресурсов с письмом «о предоставлении разъяснений по вопросу правильного принятия решения о предоставлении или отказе в предоставлении субсидий КФХ» (исх. от 05.05.2014 № ОБ-452, от 19.05.2014 № 08-500). Но, по словам заместителя главы администрации Пыть-Яха В. Стефогло, им до сих пор так и не посчастливилось получить ответ Департамента.

Как утверждает Владимир Дмитриевич, крайне нерегулярно поступают и средства субсидии по компенсации затрат на производство сельхозпродукции. Так ли это на самом деле – неизвестно, потому что на соответствующий вопрос работники мэрии ответили весьма уклончиво: «Субсидии выплачиваются согласно перечисленных из бюджета автономного округа объемов бюджетных ассигнований». Вот и думай: то ли они поступают исправно и в полном объеме, то ли за столь расплывчатой формулировкой скрывается намек на нерегулярность подобного рода «перечислений» из бюджета округа.

Для того чтобы понять, кто прав в споре между крестьянами и чиновниками, редакция одного из югорских СМИ направила вопросы в департамент Природресурсов Югры. И получила ответ за подписью первого заместителя директора А. Киселева. Итак,

— Почему КФХ Колещатов В.Д. до сих пор не выплачены субсидии на развитие материально-технической базы (строительство животноводческого комплекса) еще за 2013 год?

«В 2013 году условием получения субсидии на развитие материально-технической базы является предоставление документов, обозначенных п. 3 Порядка предоставления субсидий, а также приказом Департамента. Главой КФХ Колещатовым В.Д. не предоставлены документы, соответствующие указанным требованиям».

Конечно, фермер сам виноват в том, что в перерывах между кормлением-дойкой-забоем-доставкой и т.д. и т.п. не привел всю свою документацию в соответствие с требованиями разнообразной отчетной документации. Это его прямая обязанность. Интересно только,

— Какие действия предприняли органы исполнительной власти региона для того, чтобы помочь фермеру получить эти средства?

«Департамент направил обращение в Депстрой Югры с просьбой оказать содействие, в рамках своей компетенции, в подготовке заключения о соответствии представленных документов нормам строительного законодательства, а также правильности оформления строительной документации заявителем для получения государственной поддержки. Полученная информация направлена КФХ Колещатову В.Д., однако руководителем хозяйства меры по устранению выявленных замечаний не предприняты».

То есть все действия заключаются в том, что один чиновник переслал другому бумажку «в рамках своей компетенции»? В этом и заключается основная функция нашего бюрократического аппарата?

Был еще один вопрос к Департаменту:

— Почему субсидии по компенсации затрат по выпуску сельхозпродукции фермерам выплачиваются не регулярно?

«Порядок выплаты субсидий за произведенную сельхозпродукцию регулируется постановлением Правительства Югры от 09.10.2013 № 420-п. Объем средств получателей субсидий зависит от объема субвенций, предоставляемых муниципальному образованию из бюджета округа… Таким образом, выплаты субсидий возможны в пределах бюджетных ассигнований, доведенных до муниципальных образований в соответствии с законом о бюджете на текущий год».

Вроде на русском языке спрашивал, и ответ получил на русском, но ничего не понял. А вы?

Вообще для Колещатовых, как и для любых других производственников, деньги – больной вопрос. Слишком уж тяжко они достаются. На вопрос о том, много ли сейчас «висит» на хозяйстве кредитов, фермеры отвечают: 13 миллионов. Плюс корма, цена на которые с учетом доставки приобретает золотой отблеск. Плюс солярка, которая вопреки всем законам логики стала дороже высокооктанового бензина.

Еще одна постоянная головная боль Колещатовых – ужесточение российского санитарного законодательства. Огромная усталость сквозит в голосе Натальи Анатольевны:

— Только что вернулась с совещания в администрации, обсуждали как нам, фермерам, выживать в этих условиях. Нас почему-то подводят под так называемый «Молочный регламент», который в общем-то был писан для крупных животноводческих комплексов. Если нас заставят соблюдать все его нормативы, то фермеров попросту пустят по миру. Представьте, что каждое маленькое хозяйство, в котором содержится смешанное поголовье, обяжут строить отдельные санпропускники по каждому виду животных, даже коровий навоз придется складировать отдельно от лошадиного!

Еще один «заклятый друг» крестьян – Роспотребнадзор, специалисты которого днем и ночью бдят за качеством продукции. Настолько пристально, что последний раз это закончилось для Колещатовых 20-дневным опечатыванием комнаты по розливу молока.

— Знаете, какие абсурдные претензии нам предъявили? – возмущается Владимир Дмитриевич, — То, что у нас не подписаны емкости – какая для чего предназначена. Так у нас розливом молока занимается один специалист, который никак не может перепутать подойник с рукомойником! Тем не менее, этих немаркированных тазиков оказалось достаточно, чтобы один из работников мэрии недавно публично назвал нашу продукцию «не соответствующей санитарным требованиям». В результате некоторые заказчики отказались от ее реализации. Многочисленных контролеров разумные доводы не убеждают, для них любая бумажка с печатью – догма.

Я бы посчитал эти слова фермера преувеличением и обидой на чиновников, если бы как раз в этот момент за окнами комнаты, где мы сидели, не разгорелась словесная перепалка. Оказалось, что это прибыла комиссия из управления по ЖКХ аж из трех человек. Контролеры предъявили распоряжение главы администрации о наведении порядка с указателями домов и улиц, спросили, почему таких указателей нет у въезда на территорию хозяйства и тут же вручили фермерам уведомление о вызове на административную комиссию, где чиновники должны будут вынести решение о наказании «злостных нарушителей».

Колещатов горько усмехается и достает копию распоряжения главы администрации о присвоении их участку почтового адреса:

— Как же так? Мы три года добивались присвоения адреса, наконец, 17 ноября его получили, а уже 12 декабря чиновники пришли наказывать нас за неисполнение! Недавно вот оштрафовали на 20 тысяч рублей за то, что наша этикетка не соответствовала правилам и на ней не был указан юридический адрес – которого мы добивались все эти годы.

Вот так вот и трудятся современные крестьяне. Стена директорского кабинета увешана разнообразными дипломами, в том числе, например, лауреата международной премии «Элита национальной экономики». Когда я спрашиваю у «представителей элиты», давно ли они вернулись с Карибов или Мальдив, в ответ получаю недоумевающие взгляды:

— Вы про отпуск? Ну, ездили как-то. В Сочи. Так… Да, точно – одиннадцать лет назад. А с тех пор нам отдыхать было некогда…

Я вообще удивляюсь, как у Колещатовых хватает сил и терпения, чтобы преодолевать все бюрократические препоны и рогатки. Другой бы на их месте давно пустил под нож все поголовье и занялся бы спекуляцией на омском мясе, тюменском яйце и курганском молоке. А они надрывают жилы, тянут свою большую телегу через непролазную чащу регламентов, нормативов, циркуляров.

 

А еще хочется спросить у многочисленной армии разнообразных чиновников: вы хотите употреблять в пищу экологически чистое и свежее мясо и молоко? Вы думаете, как в современных политических условиях поддержать продовольственную безопасность государства? И если вы утвердительно киваете в ответ, тогда почему выступаете если не врагами, то уж точно не союзниками фермерам? Придете ли вы когда-нибудь к крестьянину с распростертыми объятьями и с раскрытой бюджетной мошной?..

«Под гpустное мычание,
Под бодpое pычание,
Под дpужеское pжание
Рождается на свет
Большой секpет для маленькой
Для маленькой такой компании,
Для скpомной такой компании
Огpомный такой секpет…»

2014

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика