Щекурьинский колхоз имени Карла Маркса

«Остяко-Вогульская правда», 9.2.1940

Было это в конце XIX века. Восточнее Большеземельной тундры в одну необычайно холодную, буранную зиму вымирало стойбище манси. Спасаясь от голодной смерти, они шли по склонам Урала, дорогою ели павших от неизвестных болезней оленей, стремились итти к реке Ляпин, где бы можно было питаться рыбой. Достигнув этой реки в пяти километрах от села Саранпауль, в живописном уголке урмана, у речки Щекурья, и остановилось несколько семейств манси, образовав в последствии селение Щекурья.

Около этой деревни вскоре была построена пристань купца Сибирякова и проложен с реки Ляпин через Урал известный Сибиряковский волок — тракт, по которому за Урал сбывалась рыба, пушнина, а в обмен на них доставлялись различные товары.

Жизнь на новом месте

Безотрадная доля щекурьинцев была и на новом месте. Темное беспросветное облако заволакивало их жизнь. Голод и нужда были повседневными спутниками. Отсутствие оленей, как основного средства существования, заставляло мансийцев первое время питаться почти исключительно сухой рыбой. Хлеб был лишь лакомством и только для детей, доставлялся же он из Нарыкар за 500 километров.

Шло время. Росло население Щекурьи. С прибытием в нее зырянского и ненецкого населения, с развитием промыслов рыбы и охоты купцы стали приближать свои ростовщические щупальцы — лавки и кабаки. Так появился в селе Сартынья (за 250 километров от Щекурьи) купец Бешкильцев, а позднее Саранпаульский купец Петр Петрович, у которых покупался хлеб и другие товары. Обычно в начале они товары выдавали в долг, а потом спаивали население и собирали за долги драгоценную пушнину: соболей, песцов, горностаев и белок. По подсчетам купцов у большинства населения пушнины никогда не хватало для рассчетов за долги, поэтому и на следующий год многие оставались должниками или же уходили к купцам в батраки.

Лучшие рыболовные угодия (пески) находились во владении купцов, которые сдавались ими в аренду национальному населению за высокую плату и это закабаляло промысловиков. Рыбу купцы скупали на месте промысла по-штучно, по цене от 2 до 15 копеек. Принималась рыба и весом в полпуда за 50 копеек. Иногда вместо весов мерой был суконный гусь взрослого человека, который набивался рыбой и считался за один пуд.

Таковы факты обмана и бесчеловечной эксплоатации национального населения. Водка, дикость, нищета и темнота — вот плод многолетней «работы» купца, урядника, шамана — грабителей народа северного края.

Местный князь манси жил в Ломбовоже (в 150 километрах от Щекурьи). Это был ставленник царских приспешников из местных кулаков-шаманов. Он всецело выполнял вoлю эксплоататоров. Без его ведома и сельского старшины население не имело права использовать рыбные водоемы и охотничьи угодия. Смельчак, который нарушал этот «закон», лишался всего своего хозяйства. Так долгие годы в глухой таежной деревеньке Щекурьи, в крае огромных просторов суровой тундры, трескучих морозов стонало от невыносимой нищеты и унижения большинство мансийского, ненецкого и зырянского населения. И это характерно ни для одной Щекурьи. Так жило под гнетом царизма все население северных окраин.

Об учебе жители Щекурьи и не думали, некому было учить, все население было неграмотно, не получало и медицинской помощи. Зато оно усиленно отравлялось ядом религиозного дурмана. «Где зимовье ясачное, там и крест или впоследствии часовня»… В 1875 году здесь была построена церковь. Русские попы усердно крестили мансийцев и ненцев.

Особенно тяжела была в прошлом доля женщины. О бесправии и унижении их некий И. Иринарх в «истории Обдорской миссии» писал: «Казаки, посылаемые за сбором ясака или по другим делам службы, нередко берут красиволиких жен и девиц из инородок, будто бы в подводы, дорогою бесчестят, а застращенные ими остячки бить челом на них не смеют»…

Только советская власть, проводя ленинско-сталинскую национальную политику, вывела народы севера на светлую дорогу социализма, избавила их от угнетения, предотвратила угрозу вымирания малых народов, дала им возможность для социалистического переустройства сельского хозяйства и поднятия культурного уровня.

Плоды упорных трудов колхозников

В 1931 году 46 бедняцко-середняцких хозяйств Щекурья объединились в колхоз имени Карла Маркса. С тех пор из года в год растет и крепнет хозяйство колхоза, неуклонно улучшается материальное благосостояние колхозников.

На 1 января 1940 года в колхоз вступили уже все жители. В числе 92 хозяйств -166 человек трудоспособных. Из 393 членов колхоза 176 человек манси, 154 человека зырян и 63 ненца.

Честный труд дал широкий размах хозяйству колхоза, каждый колхозник видит теперь плоды своей работы. Если в год организации колхоза в обобществленном стаде имелось коров — 10, лошадей — 7, то сейчас крупного рогатого скота — 48 голов, лошадей — 30 и 16 овец, не считая скот личного пользования колхозников. Это дает возможность колхозу получать большие доходы от животноводства. Весь скот обеспечен полностью на стойловый период не только грубыми кормами, но также силосом и картофелем.

Из бригады, обслуживающей животноводство, следует выделить стахановку-телятницу Евдокию Васильевну Филиппову, работающую на этой работе три года. Благодаря заботливого ухода Евдокия Васильевна за последние два года вырастила 50 телят без единого случая падежа.

Растениеводство с момента организации колхоза хотя и увеличилось с 1,5 до 9 гектар, но все же не является ведущей отраслью этого коллективного хозяйства. Главные же доходы в колхозе дает пушной промысел, рыболовство и оленеводство.

Неисчерпаемы богатства лесов предгорий Урала. Каждый год в них колхозники промышляют пушного зверя. На время зимнего сезона охоты выделяется 10 бригад по 4 человека в каждой. За три последние года Щекурьинский колхоз дал среднегодовое выполнение плана по добыче пушнины — 123 процента.

Только за один четвертый квартал колхозники сдали цветной пушнины государству (преимущественно белки) на 56 тысяч рублей. Стахановец Тургачев Петр Михайлович в истекшем году добыл пушнины на 3 тысячи рублей. Такие ударники охотничьего промысла, как Сайнаховы Григорий и Иван, Панков П. и Кустышев Ф. в IV квартале 1939 года сдали государству на 1700-1800 рублей каждый.

На бескрайних просторах тундры, по берегам речек Шомы, Сертынь, Полья, Щекурья, Тэла-шор, богатых ягелем, пасутся тучные стада оленей. Обобществленное колхозное стадо с 826 голов возросло до 2874 и дает значительный доход от оленьих шкур и мяса.

Высоких производственных показателей добилось стадо №1, которым руководит Ермолай Кустышев. Пастухи Я. Филиппов, С. Сайнахов и А. Филиппов, несмотря на сильные тундровые метели, бушевавшие в истекшем году на склонах Урала, мужественно охраняли колхозное стадо от волков и гололедицы. В результате с 1090 голов оленей на 7 июня 1939 года стадо увеличилось к 1 января 1940 года до 1444 голов.

За последние годы неуклонно увеличивается вылов рыбы. В 1939 году он уже составил 348 центнеров. За 3 последних года среднегодовой процент выполнения плана колхоза выразился в 153 процента. Одно из первых мест среди рыболовецких бригад в 1939 году завоевала комсомольская бригада тов. Сайнахова. Показатели по вылову рыбы дают колхозу право участвовать на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

Наряду с успешным выполнением производственных заданий из года в год растут и доходы колхоза. В 1947 году валовый доход был 159 тысяч руб. тогда как только за 10 месяцев 1939 года он превысил 218 тысяч рублей, не считая доходов от оленеводства. Средняя стоимость трудодня за 1937-38 год в колхозе составила 4 руб. 10 коп. За 1939 год она значительно возрастет, т.к. все производственные планы в колхозе на много перевыполнены.

Культурный рост населения

За годы сталинских пятилеток коренным образом изменило облик деревни Щекурья. Вместо церкви и кабака, существовавших здесь до революции, сейчас щекурьинцы имеют прекрасный колхозный клуб, есть школа-интернат, в которой обучаются полностью все дети манси, ненцев и коми школьного возраста. О культурном росте населения говорит также и рост товарооборота в щекурьинском отделении Саранпаульского сельпо. Сейчас уже не новость, когда колхозники приобретают хорошие костюмы, шелковые шали, патефоны и т.д. и т.п. Только за последний год товарооборот возрос со 126 тысяч до 269 тысяч рублей.

С каждым годом все больше и больше растет грамотность населения. Колхозники кончают с наследием проклятого прошлого -неграмотностью. Газеты и журналы стали повседневной необходимостью. Их выписывают почти все грамотные колхозники. В средних учебных заведениях округа из деревни Щекурья учится 8 человек, в высших учебных заведениях — 2 человека, на курсах — 2 человека, закончили среднее педагогическое образование и работают учителями — 3 человека, в числе их комсомолец Лядков и другие. В Красную Армию шекурьинцы ежегодно посылают по несколько человек. Многие колхозники выдвинуты на руководящую партийную и советскую работу, как в Саранпаульском совете, а также и в Березовском районном центре.

Сейчас, как и раньше. Щекурью окружает со всех сторон стройный дремучий лес. Также в нем водятся птицы и звери, шумит, как и прежде, густой бор, но жизнь колхозников Щекурьи стала иной счастливой, обеспеченной культурной. Днями все заняты работой, а по вечерам молодежь и взрослые посещают клуб, красный уголок. Читают книги, журналы, играют в биллиард, слушают последние известия из Москвы.

Радостно живут колхозники сегодня, но еще более светлое будущее ожидает их в дальнейшем. За новые производственные успехи щекурьинцы борются в этом году, за право участия на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика