За хорошую дорогу!

«Остяко-Вогульская правда», 21.12.1937

Седок беспомощно и с испугом озирался кругом, ища место, где бы можно выскочить из саней. Но все тщетно. Кругом пни, острые ветви деревьев ударяют в лицо. Лошади взяли в галоп. Неожиданная случайность приходит на помощь седоку. Сани задевают за куст, лошадь останавливается. Облегченно вздыхает седок. И тут только начинает бранить возницу за то, что последний не дал ему возжей. Ему нечем было управлять, он подвергался быть разбитым.

Или другой случай. Крутой спуск с горы. Задние лошади топчут передние сани. И неизбежны случаи, когда задние лошади заскакивают ногами в задок передних кошевок-саней.

Такие случаи вы можете встретить почти ежедневно на наших, так называемых «веревочках». И беда в том, что многие из этих безобразных случаев проходят бесследно, не замечают их, сжились с ними.

А их можно я нужно предотвратить. Как это сделать?

Во-первых нужно добиться, чтобы «веревочка» была вверена надежным людям от возницы до бригадира. Как правило, большой обоз необходимо сопровождать не одному, а нескольким возчикам. Надо решительно воспретить, чтобы «веревочку» сопровождали подростки. Обязанность колхоза — отремонтировать все сани-кошевки, сбрую.

Есть такие перегоны, где пассажира поминутно мучают задние лошади. Они беспрерывно головой, оглоблями толкают пассажира в спину, голову, плечи. Если бы кошевки оборудовать сзади пялами, то этого бы не получалось. Безусловно, один из седоков кошевки должен управлять лошадью. Надо, наконец, прекратить такую практику, когда лошадь идет без возжей. Десятки новых вопросов возникают. Их необходимо хорошенько продумать правлениям колхозов.

Но исключительное внимание надо обратить на благоустройство наших дорог. Все дороги, как правило, должны быть обвешены. Надо добиться, чтобы первые изыскания дорог, тотчас после восстановления пути, и последующее торение дорог после буранов, заносов, доверялось людям опытным, проверенным. Надо и расчищать дороги от пней, сучьев, валежника. Это прямая обязанность советов, колхозов.

Надеемся, что вопрос дорожного строительства будет в ближайшие же дни объектом обсуждения на президиуме окрисполкома и райисполкомов. Исключительная беспечность в этом вопросе проявляется советскими органами округа до сих нор. Надо, наконец, Окрисполкому издать обязательное постановление, обеспечивающее безопасность движения, культурное н образцовое состояние дорог в округе. Надо строго следить за выполнением этого постановления. Надо, наконец, в округе создать организацию, (пусть это будет гужтрест) которая бы отвечала за состояние дорог.

Во власти «веревочки»

«Сталинская трибуна», 9.1.1941

Замызганная тощая кляча, по бокам которой уныло болтались клочки упряжи, запряженная в отдаленное подобие кошевки, вывезла нас из дер. Новые и медленно потащила по направлению к Б. Атлыму. Мы выбыли из Новых точно по графику, установленному для «веревочки», но прибыли в Б. Атлым с значительным опозданием.

Протирая заспанные глаза, бригадир Хуланхов насмешливо оглядел нас и сказал: «Придется вам подождать… согласно графика». После долгих пререканий нам всеже удалось выбраться из Б. Атлыма и сравнительно спокойно добраться до Карымкар.

Здесь нас заставили несколько часов ожидать попутчика и отправили дальше до Сосновых. Не понравились нам эти Сосновы. На заезжей квартире неимоверная грязь и холод, хуже чем в Белогорье. Достать что-нибудь покушать не удалось. Правда, запрягли нам лошадь скоро, но узды на нее не надели, не обвожжали, и в результате она возила нас по деревне около часа, перебегая из одного двора в другой. Наконец, с немощью всех сосновских жителей мы кое как выбрались на прямую дорогу в Кеушки.

В Kеушках нам пришлось сидеть полсуток. «У нас коней нет. Ждите, когда привезут из Урманного пассажиров, с обратными ямщиками уедете», — заявил бригадир кеушинской «веревочки». Всякими правдами и неправдами раздобыли мы кое-что покушать. И вот настал желанный час отъезда. Нас ожидает замухрышистая, опять необвожженная лошадь, лениво положившая морду на правую оглоблю. В розвальнях — ни клочка сена. В ответ на нашу просьбу положить в сани сена, получаем грубый ответ: «Поезжайте без разговоров, а то коня выпрягем». Пришлось ехать. – «Ну, теперь вырвались. Скоро доберемся и до Хаиты-Мансийска!» — радостно воскликнули мы. Но не тут-то было. Наше продвижение застопорилось в Богдашке.

Бригадир богдашской «веревочки» Егор Ведров даже отказался с нами раз говаривать. Рявкнув по-медвежьи: «если хотите ездить, то ездите по графику, иначе мы не возим» и ядовито усмехнувшись добавил: «таких можно и подзадержать». С этими словами он бесследно исчез. Мы решили вызвать председателя колхоза. Услышав наши разговоры, сидевшие в избе ямщики заявили в один голос: «У нас хозяин — бригадир, а не председатель колхоза. Сказано вам ждите, значит и сидите. Завтра утрем увезем». Только через сутки мы выехали из Богдашки. На путешествие из Кондинска в Ханты Мансийск мы затратили 5 суток.

Испытывая все мытарства, связанные с передвижением по «веревочке», невольно хочется задать ряд вопросов начальнику автогужтреста т. Лисненко. Почему он не интересуется состоянием «веревочки» на трактах по Оби и Иртышу? Почему составлен так график, исполнение которого требуют только с пассажира ? Почему пассажир должен ехать на необвожжанной лошади, подвергая риску свою жизнь? Почему на некоторых станках к проезжающим относятся грубо и не считают нужным заботиться хотя бы о простейших удобствах в пути? Почему сельпо и колхозы при наличии у них продуктов питания не могут наладить буфеты на заезжих квартирах? Почему расстояние между двумя станциями в одном направлении больше, чем в другом (от Елизарово до Богдашки — 28 км., от Богдашки до Елизарово — 32 км. И т.д.)? Почему не применяется такса, установленная для проезда двух человек на одной лошади? Почему не выполняется постановление исполкома окрсовета по обслуживанию пассажиров на «веревочке»?

Пора прекратить произвол, царящий на некоторых станках. Люди, едущие по «веревочке», вправе требовать, чтобы их доставляли быстро и удобно. Ведь они едут по делам, связанным с интересами государства. Автогужтрест обязан навести большевистский порядок на «веревочке» и дать нам исчерпывающие ответы на наша вопросы.

А. Косолапов

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика