Оксана Шуман, фото автора
Он – скульптор по дереву, художник и даже модельер, одним словом – творческая личность. Пожалуй, не осталось в Ханты-Мансийске человека, который не знает Александра Николаевича Резанова. Его работы украшают не только регулярные окружные и городские выставки, фестивали, праздники, но и международные спортивные соревнования. Кроме того, совсем недавно стало известно, что нашего героя пригласили на реставрацию «Собора Парижской Богоматери» осенью этого года.
Первое впечатление от Александра Резанова неоднозначное. Гениальная личность, хотя сам про себя он говорит: «Чудак-человек». Столько энергии и жизненной силы, что диву даешься. Он постоянно в движении: показывает, рассказывает, делится творческими планами, а у него их громадье. И что самое интересное, многое успевает, работа в его руках «горит». И хотя, по его словам, почти все не доделано и требуют изменений, я прекрасно понимаю, что так происходит почти с каждым творческим человеком, всегда не доволен сделанным, все время хочется что-то добавить, переделать.
Сейчас Александр Николаевич занимается оформлением музея леса, собирает экспонаты, многое делает сам. Периодически ездит по городам округа и проводит мастер-классы для сотрудников лесхозов – учит делать бензопилой скульптуры их дерева.
От штурвала к швейной машинке
По первому образованию наш герой техник-механик.
– Закончил Выборгское авиационное училище и много лет летал на вертолете МИ-8, – рассказывает он. – Поначалу обслуживал вертолеты, а после переучился на бортмеханика, научился летать на вертолете. И мне все нравилось, но особенно когда не было погоды, и полеты были запрещены, а я времени зря не терял. На работе у меня была швейная машинка, шил всему экипажу кожаные куртки. Тогда только командирам звеньев давали столь удобную и прочную экипировку, обычным сотрудникам было не положено. Обшил весь летный состав, раздаривал друзьям и знакомым. Позже заочно поступил в Московский университет изобразительных искусств на декоративно-прикладное отделение.
Когда Резанов закончил летную карьеру, ушел на пенсию, то устроился дизайнером в «Самаровский чугас». Все лесенки в лесопарковой зоне, «Шапшинское урочище» декорированы его руками.
– Работа интересная, затягивает, все время хочется сделать что-то новенькое. Делаю-делаю и никак не могу остановиться.
«Тронный» мастер
По словам нашего героя, самое сложное, но и главное – придумать. Какое-то время назад в Ханты-Мансийске проходила шахматная олимпиада. Резанову было поручено сделать что-то этакое.
– Шахматные чемпионы обычно сидят на стуле за столом, награждают их лавровым венком. И придумал я сделать шахматный трон. Почти полгода делал. В итоге трон произвел фурор, на нем расписались 250 шахматистов мира: Карпов, Каспаров, Крамник, а еще председатель ФИДЕ Кирсан Илюмжинов. В итоге, мне заказали трон и для биатлонистов. Подлокотники сделал в виде бивней мамонта, спинка из винтовок, знаменитый оранжевый мост как на Биатлонном стадионе, сбоку кедр, с лыжней. На нем расписались более трехсот биатлонистов со всего мира. Женская сборная Франции кресло перевернула и с торца расцеловала губами, накрашенными помадой. Президент IBU Андерс Бессеберг забрал его в Осло в музей биатлона. Вот так я стал «тронным» мастером. После мне заказывали еще несколько тронов, над одним работаю в данный момент.
В одной из дальних комнат мастерской обнаружилось еще одно кресло, на трон мало похоже, но чувствуется, что оно не простое. Оказывается, креслицу уже почти тридцать лет, несколько раз его реставрировали, а еще оно путешествовало в столицу нашей страны.
– Это кресло ямщика с топорами, изготовлено в 1990, – уловил мой взгляд Александр Николаевич. – Когда в Москве, в Совете Федерации была выставка, посвященная 80-летию Югры, кресло стало одним из экспонатов. В нем сидели многие известные люди: Владимир Путин, Дмитрий Медведев, ученый-океанолог Артур Чилингаров, Сергей Миронов, ну, конечно, и наш первый губернатор Александр Филипенко.
Кстати, с «легкой» руки последнего, у кресла появилась своя легенда. Кто в него сядет и загадает одно желание, оно всегда сбудется. И легенда оправдалась. После выставки в Москве кресло ямщика вернулось домой. Его перевезли в офис парка «Самаровский Чугас», и народ, прознав про это, пошел с желаниями. В итоге кресло пришлось восстанавливать.
– А вы сами то желание в нем загадывали? Сбылось? – не удержалась я.
– Да у меня и так все желания сбываются, мне не надо кресло, — заметил наш герой с лукавой улыбкой.
Врачу вручу или история про скамеечку
По словам Резанова, он — фантастически здоровый человек, никогда ничего не болит, энергии масса.
– Говорят нельзя хвастаться, но я хвастался. Есть у меня один станок, решил на нем доску стругануть, ножи были тупые, и… всю руку перемолотило. Привезли меня в ОКБ, положили на кушетку, вызвали врача. Пришел такой здоровый большой, руку мою зажал, делает свое дело, две медсестры обезболивающие уколы ставят, а они не помогают. И я ору и ору. Понятно, что он клятву Гиппократа давал, но терпение его не выдерживает: «Ах ты, скотина, как дам сейчас тебе». Я сразу заткнулся. Наложили мне 74 шва, забинтовали и отпустили домой. И через пару дней улетел в Китай. И вот великая китайская медицина и врач травматолог из ОКБ «отремонтировали» руку, и стала она лучше, чем новая. Думаю, надо бы нашего врача как-то отблагодарить. А как обычно благодарят врачей? Дарят бутылку коньяка и коробку конфет. У них, наверное, уже сахарный диабет и цирроз печени, поэтому решил сделать что-то особенное. Смастерил абсолютно белую скамеечку на четырех ножках, и красный крест на сидении нарисовал. А раз это подарок врачу-травматологу, то три ножки нормальные сделал, одну человеческую в гипсе, и розовые пальчики из-под повязки торчат. Приехал в больницу, вызвали этого моего врача, он уже и не помнит меня, вручил ему скамеечку. Он как увидела, как засмеялся, остановиться не может. Думаю, не обидел ли человека таким своим подарком и спрашиваю: «А что смешного то?» Он и говорит: «Какое счастье, что я врач – травматолог, а не гинеколог.
Черная точка на холсте
– У вас много картин, вы еще и живописью занимаетесь. А какие самые любимые, самые удачные, может чем-то гордитесь?
– Да вы что? Какая гордость? Для меня это просто мазня, не больше. Ну какая это живопись… Одно время я работал в музее реставратором, узнал, что один житель Ханты-Мансийска сейчас знаменитый художник во Франции. Раньше он жил на улице Островского. Видел его работы, с точки зрения авангардистов – это вершина мастерства. И вот однажды этот художник приехал в гости к матери, которая осталась здесь. В то время пока он гостил, встречался с разными людьми. И вот однажды директор Музея природы и человека попросила его нарисовать ее портрет. Он берет белый холст, ставит на нем в середине точку и проводит линию в сторону как хвостик у кометы и говорит: «Это вы, и свет всей вашей жизни». Я смотрю и думаю: «Ну, надо же, вот как так? Он реально написал великое произведение, очень оригинальное. Прямо как «Черный квадрат» Малевича». Поэтому что бы я ни нарисовал, то между известным художником N и Резановым, всегда выберут первого, потому что это имя и мировая известность.
Запасной глаз или житель будущего
– Я слышала, что вы много путешествуете? Где бы вы хотели еще побывать? О чем мечтаете?
– Я объездил уже весь мир, мечтать не о чем. Очень нравится в Испании, Италии. Был в Ватикане и видел там Распятие Христово Леонардо да Винчи. Меня оно поразило. У мастера было две стамески и два помощника, как можно сделать такое руками? А у меня столько инструментов, но так не делаю никогда. И мне стало так обидно, купил куб липы, и вот теперь делаю Распятие Христово. После, его отвезут в Донецкую республику, чтобы установить в один из разрушенных гражданской войной храмов. Уже третий год пытаюсь успеть к Пасхе, все никак не получается. Раньше думал, что буду жить в 21 веке, люди на Марс летают, все органы человеческие будут выращены из собственных тканей. Открыл холодильник, взял запасной собственный глаз или почку, заменил. И вот, 2019 год наступил, открываю холодильник и вижу то, что и тридцать лет назад. Все же хочется стать жителем будущего…