От покоса – к хайпу

Каким же все-таки примитивным и бедным становится современный русский язык! Вслушайтесь, на чем изъясняются сегодняшние властители дум – самые популярные в среде молодежи блогеры и шоумены, уши в трубочку сворачиваются! «Хайп», «го», «юзать», «лол», «бьюти», «апгрэйд», «вау», «пруф», «эпик», «драйв», «лайфхак» – наши детки превратились в каких-то квакающих гуманоидов, а их комментарии в бесчисленных «пабликах» больше всего напоминают беседу зулусов с папуасами.

А птичий канцелярский язык, на котором общаются «люди в деловых костюмах»? Откуда вдруг рождаются в их лексиконе все эти «реновации», «дорожные карты», «конгломерации», «стратегические сессии», «коучинги», «колл-центры», «бренд-буки», «аутсорсинги», «месседжи», «дедлайны», «ньюсмейкеры» и т.д. и т.п.? Если напрячь извилины, то на замену им легко можно вспомнить массу если не исконно русских, то хотя бы просто привычных синонимов.

Вот только тогда ты не услышишь «месседж», выпадешь из «тренда», отстанешь от «мейнстрима» и продемонстрируешь «нулевой бэкграунд»…

Вместе с традиционным укладом жизни бесследно исчезает из нашего повседневного обихода множество некогда привычных понятий и – как следствие – чудесных слов. Простой пример: если во времена наших бабушек-дедушек корова являлась неотъемлемой частью бытия и содержалась в каждом уважающем себя хозяйстве, то в русском (в том числе сибирском старожильческом) лексиконе существовал огромный пласт слов, посвященных корове и связанным с ней процессам.

Возьмем, скажем, сенокос – пожалуй, самый важный вид крестьянской страды. А теперь вспомните, сколько с ней связано «особых» словечек, обозначавших каждую фазу работы и каждую функцию работников: покосник, валок, вершить, скирда, стог, копна, кошенина, пласт, воз, прокос, бастрык, литовка, грабить, грести, закоситься, метать, копнить, ладить, поставить, отбивать, пластать, править, шевелить – и это далеко не полный перечень.

Какие же это «вкусные» словечки, как приятно катать их на языке! Сколько замечательных воспоминаний связано с каждым — целый космос!

Особенные звуки: льдистый звон отбиваемой на специальной бабке литовки, слитный шелест ложащихся на землю трав, натужный скрип носилок-жердин, изнывающих под тяжестью многопудовых копен, которые мужики волокут к зарождающемуся стогу, угрожающий гул пикирующих волнами паутинных эскадрилий, «блеянье» бекаса в расплавленном жарой поднебесье…

Особенные запахи: густой хлебный — от бидона с квасом, притулившемся в тени старых тальников, упоительно свежий – от срезанных куртинок цветущей душицы, резкий агрессивный – от пропитанных смесью дегтя и скипидара кусков старой мережи…

Особенные краски: ослепительно белые ситцевые платочки баб, медная патина спин мужиков-косарей, сочная зелень мягко перекатывающегося под ветром безбрежного океана разнотравья, нежная киноварь озер иван-чая, разбрызганного среди пырея, мурка и клевера – нет пока у нас своего Клода Моне, чтобы запечатлеть это сибирское очарование…

…Бессмысленно пытаться повернуть время вспять, меняется жизнь, куда-то уходит на пути эволюции человек. И на этой дороге надо лишь не потерять то важное, хорошее, красивое и полезное, что осталось от предков. И язык – в том числе.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика