Нарыкарские самодуры

Нарыкары — небольшие национальные юрты, расположены в 130 километрах от районного центра — Березово по р. Оби. Они хотя и стоят по пути (зимой через Нарыкары проходит путь в далекие северные районы, летом Нарыкары являются пристанью курсирующих пароходов на низ), но почему-то являются заброшенным глухим уголком.

Но так уж повелось, что именно в таких захолустных тихих уголках находят себе приют самые свирепые, самые шумные администраторы, вместе с тем воры и спекулянты. Роль таких администраторов в Нарыкарах выполняют председатель правления кооперации Змановский и его бухгалтер Новиков.

Ознакомление с «выдающимися» делами этих двух людей мы начнем с квалификации работы предправления Змановского. Змановский работает там, примерно, с июня 1935 года. Он не выборное лицо, а назначенец райсоюза. Заглянем в историю появления этого «мужа» в Нарыкарах.

Для начала Змановский привозит с собою водки. В то время вольной торговли вином не было и он сумел свой товар реализовать по 40 рублей литр. Но это было только началом. Настоящая «работа» начинается позднее. На протяжении всего времени работы Змановский, как и все остальные правленцы, беспрерывно снабжается из склада разнообразными товарами в бесчисленном количестве. Какой бы товар не поступил в интеграл, в первую очередь прямо со склада разбирается правленцами, остальное — остатки похуже уже выбрасываются в магазины для снабжения потребителя.

В июне этого года привезли в интеграл большое количество мануфактуры. Счета на нее не были получены, стало быть, она была без цены. Но для Змановского это неважно. Он хозяин. Сразу забирает он целыми кусками из склада материал разнообразного ассортимента. Змановский отправляется в отпуск. В городе Тобольске, через своего родственника Слинкина П.Я., сбывает на рынке наворованные за время работы товары из общественной собственности.

Змановский не в долгу у Слинкина. Последний решил побывать в Нарыкарах у родственничка. По распоряжению Змановского членам пайщикам выдавали мануфактуры от 2 до 5 метров на книжку, а Слинкин сразу получил 3 куска из склада.

Слинкин очень удобный человек и вполне подходящий «агент» для пополнения кармана Змановского. Змановский не мало заработал через Слинкина на Тобольском базаре.

Но Змановский на этом не успокаивается, он во-всю использует свое служебное положение. Он создал целый букет своих людей в кооперации. Это — люди давно выброшенные за борт, только в Нарыкарах у Змановского нашли приют. Змановский вызвал из Тобольска в Нарыкары на работу продавца шурина Слинкина (брат его жены), выплатил ему подъемные, проездные и т.д. Некий Кайгородов, неизвестное лицо, будучи зав. разъездным ларьком, привозит Змановскому и бухгалтеру Новикову осетров. Поэтому неслучайно, что Кайгародов получает зарплату 270 рублей в месяц, тогда как зав. заготпунктами и зав. центролавкой получают лишь по 180 рублей. Сидоров — продавец растратчик — тоже любимец Змановского.

Таково лицо Змановского — вора и спекулянта, пролезшего в наше общественное учреждение. Теперь коротко остановимся на работе бухгалтера Новикова. Этот «молодец» тоже немало натворил пакостей, он тоже умеет хорошо поднажиться. Новиков, вместе с тем, отъявленный шовинист и бюрократ. С националами он никогда без криков и оскорблений не обходится. Национал Ендырев, зав. Мулигортским интернатом, с председателем нацсовета Шадриным обратились к Новикову, замещавшему председателя интеграла, за получением мануфактуры для интерната. Новиков их оскорбил, называя их бестолковыми и т.д.

В. Тавлатов

«Остяко-Вогульская правда», 12.10.1936

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика