Лидия Завьялова. На фото: жители села Елизарово, 1956 год
В своих исторических проявлениях, в многообразии событий, фактов, имен Ханты-Мансийский район бесконечен… Образованный 90 лет назад на основании Постановления ВЦИК от 3-12 ноября 1923 г. и вошедший в состав Тобольского округа Уральской области, наш район и до даты образования имел многовековую историю.
В конце 16 – начале 17 вв. для организации ямской гоньбы государственные власти утверждают в Сибири первые ямы (станы для перемены лошадей) и ямские слободы (поселения ямщиков). В соответствии с указом 1635 г. между Тобольском и Сургутом были устроены два яма. Один в Демьянской волости Тобольского уезда, другой – в Сургутском уезде «под Самаровыми горами». Из вольных людей на Вологде, Тотьме, Устюге Великом, Соли Вычегодской и Чердыне было собрано по 50 ямских охотников для каждого яма. Так, в Самаровском яму появились прародители ныне живущих в г. Ханты-Мансийске потомков Мухиных, Ершовых, Чукреевых, Змановских, Кайгородовых, Пачгановых, Карандашовых, Корепановых, Хозяиновых… В поисках лучших пашенных земель ямщики скупали земли у хантов, постепенно обосновываясь около остяцких юрт, таким образом, положив в 18 веке начало образованию русских деревень: Батово, Луго-Филинск, Елизарово, Зенково, Нялина, Реполово, Селиярово, Троица, Тюли, Цингалы, Шапша. В списке этих населенных пунктов не хватает с. Базьяны и д. Сухоруково, некогда игравших значительную роль в развитии Самаровской волости, и исчезнувших официально с карты района в 2013 г. следует отметить, что такая же судьба постигла и многие другие населенные пункты Ханты-Мансийского района в 1950-70-е гг.: Деньщики, Сумкино, Косари, Чебыково, Елыково, Мануйлово, Фролы, Саргачи, Семейка и др., причинами которой явилось объединение колхозов, уменьшение рождаемости, сильные наводнения и как результат переезд жителей в другие места жительства.
Территория современного Ханты-Мансийского района до установления Советской власти была распределена между уездами: Тобольским, Березовским, Сургутским.
Особенностью нашего края являлось то, что проживающие на одной территории жители относились к разным волостям: остяки – к инородческим, русские – к русским. К примеру, инородческая Темлячевская существовала в Самаровской волости, Тарханская – в Филинской.
Согласно данным 5 переписи ревизских душ (1816 г.), куда вошли Темлячевская, Нарымская и Тарханская инородческие волости, численность населения достигала 776 мужских и 795 женских душ. На территории встречались фамилии инородцев: Каюковы, Чагины, Самарины, Еремеевы, Киселевы, Кышиковы и др., которые и сейчас имеют хождение в районе.
Один из документов Государственного архива в г. Тобольске свидетельствует, что в 1872 г. на территории Самаровской волости, являющейся в то время частью будущего Ханты-Мансийского района, в 3 селах, 10 деревнях и 14 юртах присоединённой Темлячевской волости проживало 1473 души мужского пола и 1486 душ женского пола. В основном это были представители сельского сословия – крестьяне (146 мужчин и 1172 женщины). Остальную часть составляли инородцы оседлые (178 и 188), ссыльные, разночинцы, представители «духовенства Белого» (священники, обслуживающие приходские храмы), военного сословия – бессрочно отпускные и отставные. В течение последних пяти лет население увеличилось на 53 души обоего пола.
Священнослужители четырех церквей, расположенных в крупных, по меркам того времени, селах: Самаровском, Реполовском, Селиярском (так в документе) и Базьяновском, проводили для жителей всех селений церковные обряды: крестины, венчание и уход в другой мир. В Самаровском приходском училище училось 40 мальчиков. И как пишет исполняющий дела писарь Поляков, «одна треть состоит с хорошими успехами, одна треть с порядочными успехами и одна треть со слабыми успехами. В течение 1872 г. наставниками находились священник Нестор Вергунов и девица Анна Соколова…»
На всех жителей Самаровского общества существовала от казны аптека и один старший лекарский ученик Станкевич. Весьма успешно производил оспопрививание детей оспенный ученик Корепанов. Волость испытывала недостаток санников, тележников, колесников, коновалов, шерстобитов, шорников, бондарей.
С установлением Советской власти, район начал претерпевать резкие изменения в экономике, образовании, здравоохранении, культуре. Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная, не менее тяжелое послевоенное время, подъем сельского хозяйства, перестройка всего советского общества – все эти периоды не миновали и Ханты-Мансийский район.
В числе важнейших задач перед страной стояла ликвидация безграмотности (ликбез) – массовое обучение неграмотных чтению и письму. Самаровскому району также необходимы были грамотные крестьяне, специалисты для поднятия экономики, развития сельского хозяйства. Результаты ликвидации безграмотности были еще далеки от желаемого. Как отмечается в архивных документах Госархива Югры, в 1930-31 гг. «округ характеризовался низкими показателями общей грамотности русского и особенно национального населения. …показатели общей грамотности ханты (так в документе) 5-6%, манси 6-7% , русские 42-47%». Данное обстоятельство ставило перед общественностью округа как одну их основных задач «окончание ликвидации неграмотности в пределах второй пятилетки».
По данным на 1933 год по району было учтено «неграмотных 1275, из них туземцев 127, и малограмотных 1159, из них туземцев 89. Охвачено учебой неграмотных 739, из них туземцев 79, малограмотных 725, из них туземцев 65. Имеется платных ликвидаторов 16 и культармейцев 197».
В 1934 году сеть образовательных учреждений в Самаровском районе состояла из 32 школ 1 ступени (в 1918-34 гг. начальные 5-летние общеобразовательные школы СССР. Впоследствии реорганизованы в начальные), 12 школ для детей спецпереселенцев, Самаровской фабрично-заводской 7-летки, Реполовской и Сухоруковской ШПМ (школа промысловой молодежи), городской фабрично-заводской 9-летки, Самаровской туземной 70летки, и подготовительного отделения педтехникума.
В конце 1920-х – начале 30-х гг. в Самаровском районе началась коллективизация сельского хозяйства. Большую часть в колхозах составляли спецпереселенцы, оказавшиеся на самаровской земле волею злой судьбы. Постановлением «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» от 30 января 1930 г. были четко определены районы высылки русских крестьян и их семей – «необжитые и мало обжитые местности с использованием высылаемых на сельскохозяйственных работах или промыслах (лес, рыба и пр.)». в 1931-32 гг. ряду хозяйственных организаций Самаровского района в числе других районов Остяко-Вогульского округа было передано: леспромхоз – 1112 семей, рыбтрест – 76, интегралсоюз – 95.
На 1 апреля 1932 г. в колхозах района (коммуны, северно-смешанные промысловые артели, рыбартели, простые производственные объединения) было коллективизировано 1308 хозяйств, членами колхозов стали 2258 человек. Вплоть до XXII съезда КПСС (1961 г.) лозунгом руководителей колхозного строительства стали слова тов. Сталина «сделать колхозников зажиточными, а колхозы большевистскими». Колхозы района получали «говорящие» названия, за которыми стояла эпоха, конкретные исторические события или лица – «Новый труд», «Путь к социализму», «Красная звезда», имени Молотова, Ленина, Сталина, Калинина и т.д.
По данным переписи 1936 г. в Самаровском районе, входившем с 1934 г. по 1944 г. в состав Омской области, находилось 12 сельских советов: Базьяновский, Батовский, Елизаровский, Коневский, Назымский, Реполовский, Самаровский, Троицкий, Тюлинский, Филинский, к которым было приписано 80 населенных пунктов. Кроме того, на территории района находилось 15 спецпоселков с количеством проживающих свыше 6,0 тыс. человек. Всего, таким образом, не считая с. Самарово – районного центра, в районе насчитывалось 95 населенных пунктов.
В период военного времени на территорию начали прибывать новые партии депортированных. На 1 августа 1944 г. в районе проживало: 14620 чел. Русских, ханты и манси – 2068, остальную часть населения представляли: татары, калмыки, немцы, поляки, румыны, финны, украинцы, евреи, кабардины, эстонцы, словаки, молдаване и др. В целом население достигало 20256 чел. 28 национальностей 9в сравнении: в 1933 г. округ в своем составе имел 5 национальностей). В этот период на территории находились: 61 колхоз, 21 сельскохозяйственная артель, 38 рыбартелей, 2 промколхоза.
Находящиеся далеко в тылу страны жители Самаровского района сполна почувствовали тяготы военного времени: каждый вносил свою посильную ношу в дело Победы. Уместно привести слова из доклада зав. районо Гансвинд Е.К. на одном из совещаний в 1943 году: «Основной морально-политической задачей школы в условиях Отечественной войны является воспитание учащихся в духе патриотизма. Недостаточно чувствовать, что я люблю свою Родину. Нужно знать, за что я её люблю, что мне в ней дорого, что я защищаю, ради чего отдам ей, если понадобится, свою жизнь».
В послевоенное время в районе развивалось звероводство. В 1955 г. в числе участников Всесоюзной сельскохозяйственной выставки были представители и от Самаровского района: звероводы Вайветкина С.Г., Першин К.Л., Фатеева А.Ф., заведующий зверофермой Молоков. Отмечу, что первые 30 серебристо-черных лисиц были завезены в 1936 г. в рыбартель «Искра» и им. Ворошилова нашего района из Тобольского зверосовхоза. И уже первые 43 шкурки клеточных лисиц были сданы государству в 1939 г. на сумму 40,0 тыс. рублей.
Основным видом охотпромысла являлись пушные заготовки горностая, лисицы, выдры, соболя, ондатры, американской норки, водяных крыс. В 1940-е годы райпромкомбинат, расположенный в с. Тюли, выпускал кирпич, пиломатериалы, открытую деревянную посуду, смолу, скипидар, колеса, швейные и столярные изделия.
По состоянию на 1947 год в 66 школах Министерства просвещения (средняя – 1(Самарово), 7-летних – 1, начальных – 50) обучалось 4452 учащихся, сеть культпросветучреждений включала: районных клубов – 1, изб-читален – 20, Красных чумов – 1, библиотек – 3, киноустановок – 5. Не ушли еще в прошлое и немые кинопередвижки – 3.
Необходимо отметить, что культпросветучреждения на всем протяжении своей работы принимали участие в решении хозяйственно-политических задач, расширении и развитии культуры и грамотности среди населения района, участвовали в развитии социалистического соревнования и в выполнении государственных планов. Этому была подчинена вся просветительская работа, проводимая через беседы, стенгазеты, фотомонтажи и лозунги.
Лечебно-профилактическая сеть в районе состояла из 54 учреждений, в их число входило 4 участковых больницы, 11 ФАПов, 10 детских постоянных яслей.
Самаровский район всегда числился в лидерах рыбодобычи. Так, постановлением бюро Ханты-Мансийского окружкома КПСС исполкома окружного Совета депутатов трудящихся от 19 января 1968 г. «Об итогах соцсоревнования среди районов и предприятий рыбной промышленности округа по добыче рыбы за 4 кв. 1967 г.» победителем был призван среди районов – Ханты-Мансийский (председатель райисполкома Хозяинов А.Г.) с вручением переходящего Красного знамени округа.
К 50-летию Советской власти среди совхозов и колхозов округа лидирующие места заняли: коллектив совхоза «Реполовский» с занесением на окружную Доску почета (выполнил годовой план по производству молока, надою молока, продажи его государству); среди отделений совхозов округа коллектив работников Урманного отделения совхоза «Урманный», получивший по 2483 кг молока от коровы (увеличение надоя по сравнению с прошлым годом на 525 кг); среди животноводческих ферм округа: коллектив работников Шапшинской фермы колхоза им. Чапаева, Мануйловской фермы. Была отмечена хорошая работа по увеличению производства и продажи государству продуктов сельского хозяйства Ханты-Мансийского района: коллектив работников совхоза «Цингалинский», «Ханты-Мансийский», колхоза «Рассвет».
В списке 34 доярок-победителей в социалистическом соревновании по итогам работы за 2 квартал 1967 г., занесенных на окружную Доску почета: гаврилюк О.С., Катанина К.А. («Рассвет»), Зятькова А.И. («Родина»), Змановская Т.С. (с/х «Ханты-Мансийский»), Струсь Т.Ф. (с/х «Реполовский»).
Через 50 лет Советской власти Ханты-Мансийский район обслуживали 8 рыбкоопов Райрыболовпотребсоюза, ОРС Ханты-Мансийского леспромхоза, Ханты-Мансийской сплавконторы, Белогорского ДОКа, стройучаствка, СМУ, Правдинское отделение УРСа. Торговая сеть райсоюза включала 96 магазинов и школьных буфетов. В районе имелось 4 совхоза мясо-молочного направления: Цингалинский, Реполовский, Ханты-Мансийский, Урманный, содержащие крупный рогатый скот, серебристо-черных лисиц, а совхоз «Ханты-Мансийский» выращивал и норок. По-прежнему важную роль играли лесозаготовки и деревообработка. В конце 1980-х г. в районе заготавливали по 800тыс. кубометров древесины в год, четвертая часть которой превращалась в пиломатериалы и детали домов на Белогорском деревообрабатывающем заводе, расположенном в п. Луговской.
1990-е годы, принесшие разочарование многим жителям России, безусловно, были трудным периодом в истории Ханты-Мансийского района. но, еще великий французский философ Вольтер в свое время произнес слова: «Никогда н бывает больших дел без больших трудностей».