История 763-го истребительного авиационного полка

Источник

Потепление отношений со странами Запада в середине 1950-х годов, поездки Хрущева в США, курс на разоружение и ограничение использования ядерного оружия, казалось бы, должны были навсегда превратить Север в далекий тыл. Но, 1 мая 1960 года пилотируемый Пауэрсом «U-2» пересёк государственную границу СССР, был сбит под Свердловском. Президент США официально заявлял, что пилот заблудился, выполняя задание метеорологов, однако советская сторона быстро опровергла эти утверждения, представив всему миру обломки специальной аппаратуры и показания самого пилота. Такие прогулки вдоль старого уральского промышленного района и возможности американской дальней авиации сделать нечто подобное с северной стороны над новым западносибирским промышленным районом заставляли задуматься военных и руководство СССР.

Для укрепления рубежей нашего государства, охраны воздушного пространства с севера правительство СССР приняло решение о строительстве в пос. Мансийский Ханты-Мансийского автономного округа военного аэродрома — Мансийский-63. В августе 1963 г. на маленькой железнодорожной станции «Мансийский» остановился эшелон с двумя военно-строительными отрядами и оборудованием. Перед батальонами была поставлена задача — построить взлётно-посадочную полосу, рулёжные дорожки, стоянки, склад ГСМ и другие объекты.

На месте предполагаемого аэродрома уже имелся небольшой гражданский аэродром и вертолётная площадка (которые в последующем были перенесены на постоянное место в пос. Советский). Там стояли маленькие самолёты, такие как Ан-24. Военные строители расположились рядом, и стали готовиться к зиме — вырыли землянки, заготовили дрова. В 1964 г. начали вырубку леса, выкорчёвку пней для строительства взлётно-посадочной полосы. Первый десант работал до 1967 г., а затем уже новое подразделение военных строителей начало строить казармы, жильё, прачечную, пекарню, баню, столовую, одним словом — всё, что должно было обеспечить нормальную жизнь военного городка.

Но начиналась история создания 763 ИАП с февраля1952 года в д. Савино Молотовской (Пермской) области, входивший в состав истребительной авиационной дивизии ПВО Уральского района. С 17 марта 1953 г. в 763 авиационный истребительный полк на вооружение начали поступать боевые самолёты «Миг-15 бис».

5 июля 1953 г. Командующим Войсками ПВО Уральского района генерал-лейтенантом А.В. Щегловым 763 авиационному истребительному полку было вручено Боевое знамя части. В 1955 г., в связи с предстоящим перевооружением, одна авиационная эскадрилья 763 АИП перешла на новую штатную единицу. В полк поступили первые 4 самолёта «Як-25».

С 1 декабря 1965 г. личный состав полка начал переучиваться на самолёт-перехватчик «Як-28 п». В апреле 1966 г. в полк поступили первые 5 боевых самолётов «Як-28 п».

15 декабря 1968 г. лётчики одной из эскадрилий 763 авиационного истребительного полка заступили на первое боевое дежурство в гарнизоне Мансийский Тюменской области. Позднее гарнизон получил название «Комсомольский-2» В 1969 г. весь 763 авиационный истребительный полк войск ПВО перебазировался на территорию Ханты-Мансийского национального округа . На этот момент полк занимал первое место в войсках ПВО по своей боевой готовности. «Когда американцы подлетали к нейтральным водам, взлетали самолёты с Карского побережья, располагавшиеся в Амдерме, следом наш Комсомольск-2 сажали «в готовность». Мы сидели в тесных кабинах даже в 45-градусный мороз. В унтах, высотно-компенсирующем костюме с гермошлемом и меховой курткой. Через 25 минут сменялись, потому что можно было замерзнуть до смерти, — вспоминает лётчик-истребитель, подполковник запаса Алексей Губин. — Главной нашей целью, в случае нападения неприятеля, были американские сверхдальние стратегические бомбардировщики-ракетоносцы B-52. Они представляли особую опасность — несли на себе 24 ракеты с ядерными боеголовками и могли вместить даже 2 термоядерных бомбы. Ракеты, выпускаемые на высоте 600-700м., очень сложно было обнаружить нашими локаторами. Это возможно, когда «крылатая угроза» уже в 45 километрах от цели. Но ракета летит со скоростью 800 км в час и преодолевает это расстояние за 3 минуты… Поэтому в случае нарушения границы мы должны были открывать огонь на поражение». Уже отсюда в 1969 году 22 экипажа на самолетах ЯК-28 с частями обеспечения под руководством Б. В. Быкова отправлялись на полугодовое боевое дежурство в Забайкалье во время известного советско-китайского противостояния.

За всю историю существования полка его 9 раз награждали переходящим Красным Знаменем Уральского военного округа, он был занесён в Книгу Почёта округа. В апреле 1970 г. полк был награжден Ленинской юбилейной Почетной грамотой.

В 1983 г. полк награжден переходящим Красным Знаменем 4 Отдельной армии ПВО. С 1984 по 1985 гг. полк награждался переходящим Красным Знаменем Краснознаменного Уральского военного округа. В 1986г. полк награжден Вымпелом Министерства обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть», проявленные на войсковых учениях « Арктика-86». В 1988г. 763 авиационный полк награжден переходящим Знаменем Военного совета Уральского военного округа «Победителю в социалистическом соревновании». В 1988г. — переходящим Знаменем Военного совета Уральского военного округа «Победителю в социалистическом соревновании».

За время существования полка личный состав награждался следующими орденами и медалями:

  • 6 Орденов Красного Знамени;
  • 24 Ордена Красной Звезды;
  • 2 Ордена Отечественной войны 2 степени;
  • 18 Орденов за службу Родине в ВС СССР 3 ст.;
  • 3 Ордена «За личное мужество».
  • 1 медалью «За отвагу»;
  • 64 медалями «За боевые заслуги»;
  • 4 «За освобождение Вены»;
  • 1 «За освобождение Будапешта»;
  • 49 «За победу над Германией»;
  • 2 «За победу над Японией»;
  • 41 медалью «30-летие Советской армий»;
  • 61 медалью «40-летие Советской армий»;
  • 179 медалью «50-летие Советской армий»;
  • 299 медалями «За безупречную службу»;
  • 263 медалями к «20-летию победы в Великой Отечественной войне»;
  • 262 медалями к «60-летию ВС СССР»;
  • 1 медалью «За трудовую доблесть»;
  • 120 медалями к 100-летию В. И. Ленина «За воинскую доблесть»;
  • 305 медалями к «70-летию ВС СССР».

В 1983 г. полк начал переучивание на самолёты с большими боевыми возможностями — «МиГ-31» и «МиГ-25».

За освоение новой техники лётчики Чернов, Попов, Васильев, Губин, Малыгин, Ларин были награждены орденами «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени. Появление новых самолетов совпало с развертыванием в США стратегических авиационных крылатых ракет ALCM. Из воспоминаний ветерана полка, автора книги «Жизнь — только МиГ» О. А. Баргилевича: «Новый истребитель явился своевременным и адекватным ответом на новую американскую угрозу. Он стал фактически единственным средством, способным перехватить самолеты-носители В-52Н на большом удалении от границ Советского Союза до того, как они запустят свои ракеты (а каждый «Стратофортресс» нес 12-20 КР). МиГ-31 с многоканальным комплексом «Заслон» мог бороться и с самими крылатыми ракетами (не только ALCM, но и «Томагавками», запускаемыми с борта атомных многоцелевых подводных лодок), которые были «не по зубам» другим перехватчикам ПВО».

Взлётно-посадочная полоса длиной 3500 метров и шириной 44 метра была способна принимать любой тип самолётов. С обоих концов в направлении середины по 800 метров имела двойной слой плит. Садиться на неё мог любой транспортный самолет или стратегический бомбардировщик. Технико-эксплуатационная часть обеспечивала своевременный ремонт и обслуживание самолетов и двигателей. Были собственные автопарки, склады, развитая инфраструктура.

Постепенно, ко второй половине 1980-х, 763 ИАП стал одним из самых подготовленных и лучших полков России, что неоднократно подтверждалось на учениях. Экипажи 763 ИАП единственные в стране летали отрядами ночью. По воспоминаниям командира 763 АИП тех лет полковника Ф.В. Зайнетдинова, «перед полком стояла главная боевая задача — не допустить ударов вероятного противника по объектам добычи и транспорта нефти и газа от Ямала до Урала. Самолеты вероятного противника необходимо было перехватить на максимально доступной дальности, поэтому оборона у нас была построена по зональному типу. Мы выходили до Карского моря, для чего использовали аэродромы «подскока» Березовка (под г. Печора) и Надым».

Но настали лихие «девяностые», которые промчались по судьбам многих людей. Не стало той страны. И в мае 1998 г. 763 авиационный истребительный полк расформировали. Многие лётчики перевелись в другие части для прохождения дальнейшей воинской службы. Некоторые лётчики и техники так и остались в гарнизоне, выйдя на «гражданку» работают в г. Югорске, который раньше назывался п. Комсомольский.

За время существования 763 истребительным авиационным полком командовали:

  • П/п-к Галиушин Ибрагим Зайнулович, 1952.
  • Полковник Гребенников Александр Емельянович, 1952-1956.
  • Полковник Ольгин Василий Алексеевич, 1956-1958.
  • Полковник Харламов Алексей Николаевич, 1958-1963.
  • Полковник Богданов Константин Владимирович, 1962-1965.
  • Полковник Быков Борис Владимирович, 1965-1970.
  • Полковник Хомяков Георгий Демьянович, 1970-1973.
  • Полковник Васильев Иувеналий Степанович, 1973-1977.
  • П/п-к Притула Виктор Леонтьевич, 1977-1980.
  • П/п-к Титов Владимир Степанович, 1980-1984.
  • Полковник Криволапов Константин Георгиевич, 1984-1986.
  • Полковник Зайнетдинов Фарит Вениаминович, 1986-1990.
  • Полковник Сапроненков Владимир Михайлович, 1990-1996.
  • Полковник Васильев Евгений Иванович, 1996-1998.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 комментария “История 763-го истребительного авиационного полка”

Яндекс.Метрика