Анатолий Рябов
Иван Родионович Кузнецов прошел славный боевой путь, освобождая многие города и села нашей страны от фашистских захватчиков, О его воинской отваге свидетельствуют ордена Красной Звезды и Славы III степени, медали «За отвагу», «За освобождение Ленинграда», «За освобождение Кенигсберга», «За победу над Германией».
А медаль «Ветеран труда», значки «Победитель социалистического соревнования», занесение в областную Книгу почета спецсвязи и Почетные грамоты областного управления связи — награды за долголетний безупречный труд
Авторитет нашей партии в годы войны неизмеримо возрос, еще теснее сплотились ее ряды. В самые решающие моменты боев воины стремились вступать в партию, связать с ней свои судьбы.
— Обычно перед трудными боями приток заявлений в партию увеличивался, — рассказывает И.Р. Кузнецов. — Хочу в бой идти коммунистом! — такими словами закончил и я свое заявление в осажденном городе Ленина в 1943 году. 35 лет назад в траншее, во время сильного артиллерийского обстрела меня принимали в партию.
До мельчайших деталей запомнились командиру радиотехнического взвода младшему лейтенанту Кузнецову это партийное собрание и напутственные слова начальника политотдела Зуба:
— У нас, коммунистов, есть единственное преимущество перед беспартийными; быть там, где всего труднее, на самом решающем участке.
— Свой партийный билет мне довелось только подержать в руках и сдать его на хранение, — неторопливо продолжает вспоминать гвардеец. — Всего через три часа после поздравления молодых коммунистов в составе группы разведчиков мы пробирались болотами на другую сторону линии фронта. Перед прорывом блокады на участке обороны надо было выявить все огневые точки противника и его резервы.
С задачей справились. Разведданные передали, но были обнаружены. На нас со всех сторон стали наседать до двух рот гитлеровцев. Патроны быстро кончились. Другого ничего не оставалось, как прибегнуть к помощи своей артиллерии: по рации передали координаты, вызвала огонь на себя.
Сколько раз за четыре года боев попадал солдат в самые критические ситуации. Порою, казалось, и выхода-то нет. Так было в одном из боев, когда войска вышли на государственную границу СССР. С тыла вдруг стал прорываться враг. Командир взвода вместе с солдатами хозяйственных подразделений заняли круговую оборону. В подходящее время бойцов в атаку поднял ставший крылатым в годы войны призыв: «Коммунисты, вперед!»
Сколько раз эти слова высокого патриотического накала поднимало бойцов с земли, несмотря на огонь.
Коммунисты, вперед! И под ураганным обстрелом форсировали реки, преодолевали проволочные заграждения, захватывали и удержи вали плацдармы. С этим призывом бойцы шли в рукопашные схватки. Вот и в этот раз призыв поднял бойцов в атаку.
…Фронтовики знают, как трудно оторваться первому от земли, встать во весь рост. Иван Родионович сумел. И даже успел пробежать несколько метров, бросить гранату. И тут же упал с автоматной пулей в груди. Очнулся воин в госпитале. После лечения вновь разыскал свою часть. Воевал до победы.
В 1946 году демобилизовался, вернулся домой, женился. И с тех пор всю жизнь проработал в окружном узле связи. Воспитал сыновей. Сейчас вместе с супругой Ольгой Федоровной — на заслуженном отдыхе. Но и сегодня коммунист И.Р. Кузнецов в строю. Заслуженный ветеран войны и труда часто выступает с рассказами в школах и училищах города. Ивану Родионовичу есть о чем поведать подрастающему поколению.
…Суровыми дорогами войны прошли наши отцы. Выстояли перед фашистским натиском под Москвой и Ленинградом, Мурманском и Сталинградом. И не только выстояли, но и изгнали врага с родной земли, освободили от неволи всю Европу. И одним из многих освободителей был коммунист Иван Родионович Кузнецов.
1979