Анатолий Рябов
Великая Отечественная война вместила в себя многое: горечь поражения и пьяную радость побед, волнующие моменты судьбы и… курьезы. Как говорится, не начудишь, так и не прославишься. Об одном из зигзагов судьбы поведал участник обороны Москвы, житель поселка Кедровый Василий Евдокимович Латенков, дважды награжденный медалью «За боевые заслуги».
Только семь месяцев провоевал механик-водитель прославленной «тридцатьчетверки». Зато проявил себя геройски, ибо отмечен знаками солдатской доблести, двумя медалями «За боевые заслуги». Затем после тяжелого ранения его начисто списали. Пришлось с танка вновь пересаживаться на лесовоз.
Когда наша беседа коснулась фронтового прошлого гвардейца, Василий Евдокимович припомнил о самом первом наступлении под Москвой и связанное с этим курьезное событие.
— Немцы – такие педанты, каких поискать, — начал рассказывать бывалый солдат. – И когда шли на Москву, то для порядка и поднятия духа писали на указателях: «Нах Москау – 20 км». А когда мы их отбросили назад, то стали менять указатели: «До Берлина — … километров». Мол, не отчаивайтесь, фронт выравниваем. Тысячекилометровые расстояния за спиной – вон сколько покорили.
В нашем славном экипаже заряжающим был молодой паренек не без криминального прошлого Алексей Гвоздев. Увидев очередной указатель, Лешка не удержался и приложил руку: «Ни …, дойдем!»
— Неужто оставил такой «автограф»?
— А чего смущаться? На фронте не до сантиментов. Самую малость отошли от указателя, как на переправе через речушку пришлось задержаться, прозвучала команда: «Построиться!». Глядим, елки зеленые, среди штабных сам Жуков! Мы опешили. Зачем? Откуда? Георгий Константинович прошел вдоль разнородного войска и спросил: «Кто автор слова из трех букв на указателе?» Наш Лешка, не задумываясь, шагнул вперед. Мол, дальше фронта не пошлют, а передовая – вот она.
Реакция всенародного любимца оказалась непредсказуемой:
— Так твердо веришь, что дойдем?
— На все сто, товарищ генерал армии!
— Спасибо, солдат, за глубокую веру в Победу!
Жуков взял у адъютанта медаль «За боевые заслуги» и вручил ее нашему матершиннику.
Сдержал ли лично Лешка свое обещание? Неизвестно. Кто остался в живых – те дошли.
2005
Послесловие. Василий Евдокимович Латенков начинал службу в запасном лыжном полку, на передовую попал в 1942 году. После войны более 30 лет проработал в леспромхозе водителем лесовоза, мотористом.