фото Светланы Трифановой
Сегодня о жизни, традициях и родном языке рассказывает Софья Владимировна Онина, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии Югорского государственного университета.
Выбор пути
Родилась Софья Владимировна в семье рыбака-охотника и оленевода, в небольшой деревне Тильтим, что находится в Шурышкарском районе Ямала. Это старинное хантыйское поселение, где издавна живут потомки сынских ханты рода Талигиных. Отец, Владимир Данилович, умел мастерить все — нарты, лыжи, лодки, рыболовные ловушки. Мать, Мария Гавриловна, шила красивую одежду и обувь, работала с берестой, вела все большое семейное хозяйство.
В 1987 году, после окончании школы, Софья Владимировна поступила в Ленинградский педагогический институт имени А.И. Герцена. Сегодня на вопрос о причинах такого выбора она разводит руками и улыбается:
— Так получилось. Всегда хотела учиться только в вузе. Собиралась поступать на юридический, но так сложились обстоятельства, что в результате оказалась в педагогическом. И впоследствии о том нисколечко не пожалела.
Постепенно она всерьез увлеклась изучением родного языка, что не осталось незамеченным в среде национальной интеллигенции народов Севера. На 4-м курсе к девушке подошла директор Научно-исследовательского института возрождения обско-угорских народов Евдокия Андреевна Нёмысова, поговорила с ней и сказала: «Хочу, чтобы ты приехала к нам, в Ханты-Мансийск. В педагогическом училище открываем новые специальности, эта работа как раз для тебя».
Так в ее жизни появился Ханты-Мансийск.
С корабля – в аудиторию
Софья Владимировна вспоминает, как ясным летним утром 1993 года впервые увидела его с палубы теплохода:
— Ханты-Мансийск понравился с первого взгляда. Охватило какое-то потрясающее радостное чувство, которое сохраняется до сих пор.
Совсем другие ощущения появились у молодого педагога на пороге аудитории, где ее ждали несколько десятков пар изучающих глаз:
— Но первый страх публики мне удалось перебороть еще на практике, в ленинградском колледже искусств, — доверительно рассказывает героиня. — Жуткое дело – столько учеников, наши педагоги, и все от меня чего-то ждут! Когда наклонилась под стол, чтобы поднять упавшую ручку, хотелось только одного — подольше там остаться… Впрочем, волнение перед дверями аудитории до сих пор осталось…
Но с ним Ониной удалось успешно справиться: «зашла и почувствовала себя полноправной хозяйкой». Тем более, что ей сразу же доверили еще и классное руководство – видимо, чтобы в полной мере дать понять все сложности педагогического труда…
— В 90-е годы уровень отношения детей к учебе был иным, чем сегодня, более ответственным, — считает Онина. — Учебников и программ по некоторым предметам, которые я вела, например, этнографии, прикладному искусству обских угров, в принципе не существовало. Поняла, что надо учиться самой.
С большой теплотой рассказывает собеседница о той атмосфере, что царила тогда в среде творческой интеллигенции города. Так, неоценимую помощь молодому исследователю оказали сотрудники окружной библиотеки, в частности, Татьяна Владимировна Пуртова:
— После занятий я каждый день бежала в библиотеку, где как раз по всей стране начали собирать материалы по угроведению, и сидела над книгами до ночи. Потрясающее общение! Мне повезло, всегда рядом находились хорошие люди, готовые поддержать в трудную минуту.
Этапы большого пути
Работая в Ханты-Мансийском педучилище, ставшем вскоре технолого-педагогическим колледжем, Софья Владимировна поступила в аспирантуру. И продолжала заниматься наукой. Значительным этапом в ее жизни стала защита кандидатской диссертации по теме «Оленеводческая лексика в хантыйском языке» в 2002 году. Сформировалась ее основная деятельность, направленная на лингвистическое исследование и сохранение уникальных традиционных знаний и культурных ценностей обско-угорских народов.
Более четверти века преподает она хантыйский язык и другие предметы этнокультурного цикла в образовательных учреждениях Ханты-Мансийска. Вскоре она перешла на работу в НИИ обско-угорских народов, где постепенно доросла до высокой должности заместителя директора по науке, позднее трудилась старшим преподавателем в Институте повышения квалификации педагогических кадров. С 2003 года Софья Владимировна становится доцентом кафедры хантыйской филологии Югорского государственного университета, а с 2018 года работает в должности ведущего научного сотрудника.
За годы научно-исследовательской и преподавательской работы Онина опубликовала более 100 учебно-методических и научных трудов по лексике, морфологии, семантике, словообразованию, проблемам сохранения, методике преподавания хантыйского языка, провела лекции по десяткам дисциплин, к которым составила авторские учебные программы, подготовила множество монографий. Она принимает активное участие в научно-исследовательских проектах, способствующих сохранению, развитию и распространению языков, культуры обско-угорских народов.
Благодаря своей деятельности Софья Владимировна приобрела и международную известность, активно участвуя в научных конференциях и семинарах. В течение четырех лет работала лектором хантыйского языка в Будапештском университете им. Лоранда Этвёша, кроме этого она постоянно сотрудничает в разных исследовательских проектах вместе с венгерскими и финскими исследователями. В Венгрии вышли в свет ее книги «Грамматический очерк и глоссарий сынского диалекта хантыйского языка» (на венгерском языке) и «Сынские тексты».
«Язык – дар Божий…»
Не мог не задать собеседнице каверзный вопрос: может быть, в век всеобщей глобализации и повальной информатизации совсем не обязательно заниматься изучением «малых» языков, лучше сосредоточиться на более приземленных темах и направлениях? Но она считает иначе:
— Объясню, почему так важно учить родной язык. Родной язык – дух, стержень человека, это то, что удерживает его в этом мире. Человек всегда хочет познать что-то другое, иное, выйти за пределы привычного круга, познакомиться с культурой других народов. А только язык позволяет это узнать. Язык – дар Божий!
Взирая с вершины своего опыта на современную систему образования, Онина делает выводы:
— Сейчас образование осталось не менее качественным, чем было ранее. Просто само общество изменилось, трансформировались подходы, требования, средства и способы, формы передачи знаний. Сегодняшние студенты не менее пытливы, чем были в свое время их родители, но слишком уж надеются на гаджеты. Без них они часто становятся беспомощными. А я еще застала ребят, которые ходили в библиотеку…
И немного о личном
Столь весомых научных достижений ученому удалось достичь в первую очередь благодаря самодисциплине, к которой приучила себя с детских лет. Еще в школе Софья Владимировна успешно занималась спортом, выступала на районных и окружных соревнованиях, и даже получила второй взрослый разряд по лыжам. И сегодня о здоровом образе жизни она не забывает:
— Встаю в 5-6 утра, делаю зарядку и сажусь за книжки.
Муж, Александр Иванович, в свое время работал инженером телевидения и радио, сейчас на заслуженном отдыхе, сын «реализует нереализованную» мечту мамы — учится на юриста в магистратуре.
На вопрос об увлечениях героиня улыбается:
— Заслуга моего супруга – он запретил мне работать по выходным. Поэтому воскресенье – это мой день с обязательной прогулкой. Скажу по секрету: лет пять уже, как увлечением стала уборка леса в Долине ручьев. Беру из дома пустые пакеты, гуляю и складываю в них мусор. Радует, что все чаще вижу вокруг других горожан, которые также заняты уборкой мира, в котором мы живем…