Анатолий Рябов
В стремительном темпе повседневной жизни многое ускользает от нашего внимания. Но существуют и вечные, непреходящие события и даты, которые не могут, не должны забываться потомками. Такой краеугольной вехой в истории второй мировой войны явилась Сталинградская битва, шестидесятилетний юбилей которой отмечается в эти дни.
Неисчислимые беды принесла людям война, развязанная немецко-фашистскими захватчиками. Из Ханты-Мансийского округа ушло на фронт почти восемнадцать тысяч защитников Отечества. Больше половины из них не вернулось… В обороне Сталинграда, проявляя образцы массового героизма, сражались и воины-сибиряки. Около четырёхсот из них погибло на берегах Волги.
Несокрушимой твердыней вписан Сталинград в летопись Великой Отечественной. Мамаев курган — святое место русской земли, где, как поётся в песне, была «…похоронена война». Здесь каждый метр обильно полит солдатской кровью. На одной из мраморных плит кургана высечено имя нашего земляка Героя Советского Союза Матвея Мефодьевича Путилова. Смертельно раненый связист сумел в последние мгновения своей жизни зубами сжать перебитые концы проводов и тем самым обеспечить связь с батареей. Фронтовая листовка той поры призывала: «Сталинградцы! Будьте такими, как Матвей Путилов!».
Среди одиннадцати наших земляков — кавалеров Золотой Звезды Героя Советского Союза был и защитник Сталинграда Николай Иванович Сирин. Стойкости ему и его товарищам было не занимать. Иначе чем объяснить тот факт, что имея значительное преимущество как в живой силе, так и в технике, враг не прошёл?
— А уж как наседал, — вспоминает хантымансиец Яков Иванович Пермяков. Волнуется ветеран, перебирая выцветшие фотографии военных лет. На одной из них видны груды гильз и осколков снарядов и мин — то, из чего состояла земля Сталинграда того времени.
— Где-то через месяц, в конце ноября 1942 года, — продолжает свой рассказ Яков Иванович, — началась операция «Сирена». Тогда в одночасье три с половиной тысячи орудий и миномётов на узком участке прорыва обрушили на головы неприятеля десятки тонн металла. Зрелище, я вам доложу, не для слабонервных. Страшный грохот сотрясал землю, на вражеских позициях бушевала лавина огня. Как потом выяснилось, удар такой сокрушительной силы в ходе войны наносился впервые. В результате узконаправленных прорывов всего за пять суток 330-тысячная армия Паулюса оказалась в крепком «колечке»…
Кроме медали «За оборону Сталинграда» до конца войны Я.И. Пермяков был удостоен двух орденов, двух медалей – «За отвагу», «За боевые заслуги».
Шесть десятилетий прошло с тех героических событий. В округе осталось всего восемьдесят участников той битвы, пятеро из них сейчас проживают в Ханты-Мансийске. Это трижды орденоносец Константин Данилович Фомин, кавалеры двух орденов — Александр Никитич Зорин и Георгий Иванович Пьянкин, Галина Фёдоровна Носова и Таисия Алексеевна Гаврина. Вспоминает лейтенант запаса Гаврина:
— Службу начинала в санитарном поезде. Порою за сутки принимали до тысячи и более раненых. С лета 42-го оказались под Сталинградом, там становилось всё жарче. Волна за волной накатывался противник на наши позиции. стремясь сбросить в Волгу. Как только захлёбывалась очередная атака, появлялись «юнкерсы» и начинался артобстрел…
Насколько силён был натиск врага, говорит простой пример: за три дня боёв из восемнадцати санинструкторов погибло пятеро. Командир санитарного взвода журил своих подчинённых:
— Дорогие мои девчонки, нельзя же лезть в самое пекло. Если вас не уберегу, кто же тогда бойцов спасать будет?
Несмотря на все предостережения, девушки продолжали самоотверженно оказывать первую помощь, выносили раненых из-под огня, днём прятали в воронках, а ночами переправляли катерами на левый берег Волги. К концу снятия блокады Сталинграда во взводе, как поётся в песне, «нас оставалось только трое…»
Неимоверными усилиями сдерживали советские войска неприятеля. С 1 октября по 4 ноября 1942 года только 308-я Сибирская стрелковая дивизия отразила 117 ожесточённых атак, отбиваясь на волжских кручах. В ходе боёв дивизия, в которой воевало много уроженцев Югры, уничтожила до 20 тысяч захватчиков, 143 танка, 22 артиллерийские и 72 миномётные батареи, множество другой военной техники. О высочайшей самоотверженности и высокой стойкости духа свидетельствует решение летучего собрания бойцов: «Пропуском на левый берег может служить только тяжёлое ранение. За Волгой для нас земли нет…»
Сколько бы времени ни прошло с той поры, но поколения никогда не перестанут восхищаться героизмом советских воинов в Сталинградской битве, где насмерть стояли и воины из Ханты-Мансийского округа.
2002