«Отраженное удовольствие» Николая Молчанова

фото Светланы Трифановой

Как в представлении обывателя должна выглядеть территория обычного муниципального предприятия? Выкрашенные масляной краской стены, давно списанные столы, тесные помещения, грязная техника и чумазые рабочие. А вот в МП «Водоканал» все крайне непривычно: современная офисная планировка, качественная отделка, начищенные колесные диски экскаватора, уютные кухня и столовая, в кабинете директора не портреты руководства, а пейзажи, всюду чистота и гармония. Видна большая забота о работниках, продуманный и организованный комфорт каждого сотрудника. Поэтому не случайно сегодняшним нашим героем стал директор предприятия Николай Молчанов.

«Водопроводчиком быть не мечтал…»

Родился Николай в небольшом городке Асино Томской области. Отец работал агрономом, мама – учителем игры на фортепьяно. Вырос, по собственному признанию героя, «на окраине рабочего района в лихие 90-е», но школу закончил с хорошими отметками. Когда встал вопрос выбора профессии, то собирался поступать в Томский государственный архитектурно-строительный университет на экономиста – в те годы это была, пожалуй, самая «модная» специальность. Но — не прошел по конкурсу, слишком много оказалось желающих.

— И тогда добрые люди посоветовали подать документы на водоснабжение, а потом перевестись. Честно скажу, что водопроводчиком быть не мечтал, но уже в процессе учебы втянулся. И нисколько не жалею о выборе дальнейшего пути, — признается Молчанов.

Период учебы в университете, начало девяностых годов – это время тотальных неплатежей и повсеместной безработицы. Герой вспоминает:

— Люди у нас зарплату не видели, мама ее не получала нормально, по-моему, года три. Поэтому уже со второго курса университета я на полную ставку работал на кирпичном заводе, на  укладке обожженного кирпича. Во мне было тогда шестьдесят пять килограммов веса, а приходилось перекидывать за смену по сорок-пятьдесят тонн…

Приехав  в далекий северный город, зашел на «Водоканал» и на всякий случай поинтересовался наличием рабочих мест для новоиспеченного специалиста – привык, что дома все, даже самые маленькие, должности давно и прочно заняты.

— В ответ меня спросили, кем я хочу работать, и сразу предложили несколько вакансий. Я был в шоке – неужели на свете есть места, где можно ВЫБИРАТЬ РАБОТУ? Не раздумывая, согласился на должность мастера водопроводных сетей…

Что же это такое — «Водоканал»?

На этот вопрос директор предприятия ненадолго задумывается и отвечает:

— Если отвечать коротко, то сегодня «Водоканал» – это стабильное, развивающееся предприятие. Это большая часть моей жизни, ведь позавчера исполнилось ровно двадцать три года, как я на нем работаю.

С 2014 года Николай Молчанов является здесь директором. По его словам, у него никогда не было карьерных амбиций, а стать руководителем просто уговорили:

— Я тринадцать лет являлся начальником цеха, всё у меня было хорошо, всё устраивало, и из «зоны комфорта» выходить не хотелось. Но потом именно пришлось пойти на повышение, других кандидатов не нашлось, а потом ещё и ещё. И сейчас, случается, предлагают занять более высокие должности, но я не хочу. Уверен, что нашел свое место работы, которое мне нравится, и где я могу принести больше пользы.

Не секрет, что в представлении значительной части населения России у коммунальных предприятий сложился негативный «бэкграунд». Но Николай Молчанов прилагает большие усилия, чтобы изменить это мнение:

— По степени любви населения работники ЖКХ находятся где-то между коллекторами и гаишниками. Последние годы мы всячески пытаемся переломить этот стереотип и изменить суждение обывателей, доказать, что «управдом – действительно друг человека». На мой взгляд, «образ врага» действительно существовал еще года четыре назад, но сегодня ситуация изменилась.

Одним из эффективных рычагов, способных перевернуть представления граждан, является управляющая компания «Водоканал», которая  признана одной из лучших не только в городе, но и в России.

– УК – это вид деятельности, не приносящий предприятию особой прибыли. По итогам года выходим «в ноль», тратим на управление домов столько, сколько заработали. В большей степени это пиар-проект показывающий как можно и нужно управлять домами. Простое доказательство: жители домов, обслуживаемых нашей управляющей компанией, оставляют самые положительные отзывы, а примерно раз в неделю поступает очередная просьба взять какой-то дом. Сейчас мы обслуживаем в городе двадцать домов, — с обоснованной гордостью говорит Молчанов.

Должники и арт-объекты

А еще «Водоканал» славится всякими новаторскими идеями и проектами. Чего стоит организация конкурсов для жителей Ханты-Мансийска «Мой подарок любимому городу» и «Мисс ЖКХ-2020», «Ночи приема платежей» с выдачей презентов в виде фирменных «водоканальских» шоколадок, установка замечательных  художественных скамеек в разных уголках окружной столицы и многое-многое другое.

Возникает закономерный вопрос: а зачем все это узкоспециализированному муниципальному предприятию, где у каждого работника и без того забот – полон рот? В ответ Николай Молчанов улыбается:

— Любой человек рано или поздно понимает, как важно создавать что-то прекрасное. Хочется подарить окружающим немного радости, заставить иначе взглянуть на привычную обстановку, найти новые подходы к решению проблем. Признаюсь, что «виновником» большинства необычных проектов и генератором идей являюсь я. Такой вот «креативный директор»… А если рассуждать, зачем нужно тратить средства на проведение подобных акций, то, во-первых, лавочка с фонтанчиком радует глаз людей, во-вторых, приносит конкретную пользу.

Не мог не поинтересоваться такой весьма болезненной для всей сферы ЖКХ темой, как борьба со злостными неплательщиками за услуги «коммуналки». В этом вопросе на «Водоканале» давно отработана определенная стратегия:

— Количество безответственных граждан всегда остается на одном и том же уровне, где-то процентов пятнадцать населения. Бывают, конечно, разные причины возникновения задолженности, в некоторых случаях мы можем пойти навстречу и выработать устраивающую обе сторону схему погашения. Карательные меры чаще всего начинаем применять с 1 января, для тех, кто не вник мудрости пословицы «В новый год без долгов – плохая примета». Для меня удивительно, но очень часто случается, что в разряд неплательщиков попадают люди, у которых есть деньги и возможности, но в силу каких-то причин они не хотят вовремя платить. Телефон за сто тысяч рублей у них есть, а двадцати тысяч, чтобы уплатить долг – нет…

Сделай сам!

Одна из наиболее громких акций, инициатором которой были мы с женой, стала нашумевшая прошлой зимой «Хватит ныть – бери лопату!». Вот как рассказывает о причинах ее возникновения сам автор:

— Однажды утром мы всей с семьей с детьми ехали в кино и увидели группу рабочих, отдыхавших во время расчистки заметенного по пояс тротуара. Остановились, поговорили, а потом спонтанно предложили помощь, взяли воткнутые в сугроб лопаты и сами принялись расчищать тротуар. Поработали какое-то время,  отправились дальше, и пока ехали до кинотеатра «родили» эту акцию, придумали призовой фонд с билетами в кино, придумали слоган, и тут же разместили пост. И, знаете, «поперло» – акция набрала обороты, появились спонсоры, в результате и город помогли очистить, а для активных участников выдали пятьсот бесплатных билетов в кино и памятные магнитики.

У Николая Молчанова нет профилей в соцсетях, по его словам, «на ведение соцсетей нужно тратить слишком много времени, а заниматься чем-то лишь бы как он не любит». И не слишком следит за «информационным пространством»:

— Знаете, надоело, когда о найденном в лифте окурке тут же пишут пост, вместо того, чтобы просто его поднять. Все дают советы, как следует делать другим, и никто не меняет себя — сокрушается наш герой.

Нестандартные хобби

В ответ на вопросы об увлечениях и хобби надолго задумывается:

— Ну, квадроцикл у меня есть старенький, китайский. Но езжу на нем крайне редко, гораздо чаще вместе с женой ездим на велосипедах вокруг города. На участке возле дома есть мои личные три грядки с морковкой и луком. Много лет назад увидел в интернете очень красивый домик для птиц, понравился – заказал, и теперь там живут пять кур. Каждый день они приносят пяток яиц, больше для того, чтобы показать ребенку, что яйца не на деревьях растут.

А еще в свободное время он третий год учится… на гештальт-терапевта: «Интересно, помогает и в работе, и себя развивать». Затем, поразмышляв минуту, Николай Молчанов начинает показывать фотографии в телефоне. На первой запечатлен обычный среднестатистический «мужской» гараж – с разбросанными на верстаке инструментами и всякой хозяйственной мелочовкой. На второй – тот же гараж, но полностью преображенный: стилизованный, с дизайнерскими полочками, у каждой отвертки есть свое место хранения, каждый шуруп лежит в специальном ящичке, вместо привычных глазу кусков ветоши и пустых канистр – картины на идеально чистых стенах.

Хозяин разводит руками:

— Наверное, я – перфекционист, у меня по жизни все должно быть разложено по полочкам. Это и называется — бережливое производство! Время, которое каждый раз приходится тратить на поиск нужного инструмента, бесценно, а ящики для хранения совсем не смертельно дороги.

Такой вот он, современный директор муниципального предприятия — нестандартный и интересный, который с иронией заявляет, что его главная цель – «приносить пользу неопределенному кругу лиц», а жизненная задача – «сначала осчастливить близких, а потом – себя».

Это явление носит название «отраженное удовольствие» — умение человека наслаждаться радостью, которую приносит другим.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика