Отверженные победители

Владимир Струсь, на фото: Колхозники колхоза имени Розы Люксембург. Зенково, конец 40-х

(Отрывок из краеведческого повествования «Летопись села Зенково и окрестных деревень»)

6 июня 1945 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении тружеников тыла медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Указ был долгожданный и заслуженный. Но находили эти награды своих героев спустя многие годы. Капитолина Фёдоровна Черемных, всеми любимая наша сельская учительница, смогла получить эту медаль только в 1980 году, потратив на поиски затерявшейся награды немало сил и нервов.

Моей матери Струсь Анне Петровне эту награду вручили лишь 16 июля 1992 года. примеров такого «оперативного» награждения как по Зенково, так и в целом по стране, превеликое множество. Где-то, может, были и вполне объективные причины запоздалого вручения, где-то была обычная бюрократия, где-то национальная русская безалаберность – «Не до этого, потом…». Но были и иные препоны…

В тот весенний мартовский день 1946 года колхозная курьерша положила на стол председателя Зенковского сельсовета Самаровского района очередной список членов колхоза, выбранных и представленных общим колхозным собранием к награждению медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Председатель внимательно просмотрел список, состоящий из 20 фамилий колхозников. Многих из этого списка, утвержденного председателем колхоза Николаем Ивановичем Пачгановым, он знал не понаслышке. Со многими, ещё в начале 1930-х годов, начинал поднимать колхозное движение в деревне.

Александрой Аксенья Афанасьевна, передовая доярка колхоза «им. Розы Люксембург, имеющая «постоянную прописку» на сельской доске Почета, так и не дождалась заслуженной награды. с. Зенково. 2002 год.

На первую фамилию, стоящую в списке, председатель вычеркнул, не задумываясь.

— Та-а-к-к, — председатель перешёл к следующим кандидатурам на медаль. – Гиганова Анна Николаевна… Замятина Хрестина Филипповна…, сельхозработницы, вступили в колхоз в 1933 году. зарекомендовали себя добросовестными работниками…Т-а-а-к-к… Анна, работящая баба, как мне помнится, любую порученную ей работу выполняла на совесть. А Хрестина, как пишет председатель колхоза, ежегодно перевыполняла план заготовки кормов. Проявила себя и на сельхоз работах…

— Достойны! – председатель со знанием дела поставил галочки.

Не забыл председатель и сестёр-близняшек Пачгановых – Аксинью Первую и Аксинью Вторую. Бок о бок с ними и ему приходилось «горбатиться» на колхозных заготовках сена. И с самого начала войны и по сей день сёстры показывали себя на заготовке кормов, выполняя отведённые им планы на 100%.

— Достойны! – уверенные галочки.

Колхозные доярки – Завьялова Хрестина Селивёрстовна, Першина Ирина Ивановна, Спиридонова Анна Александровна, как во время войны, так и сейчас «…добиваются 100%-ого выполнения по надою молока от каждой продуктивной коровы своей группы. С ответственностью относятся к своей работе по сохранению молодняка…»

— Ну что тут сказать…Достойны бабёнки!…

— Та-а-к-к…, а этих вычеркиваем! – председатель, обмакнув перо в чернильницу, уверенно зачеркнул три, стоящие друг за другом, фамилии.

Следующей по списку была Захарова Павла Васильевна.

— Огородница. В колхозе с 1936 года. Дисциплинированная. Добилась высоких показателей, выращивая колхозные огородные культуры…, — председатель немного задумался…

— Ну что ж, может и достойна?!.. Но чуть погодя, во вторую очередь…

— Косыгина Людмила Арсентьевна, телятница. За последний военный год на 120% выполнила план по выращиванию молодняка, вырастив 72 головы телят. Как такую не наградить? Видно, что человек всей душой болеет за колхоз.

— Кононов Михаил Фёдорович. Ну, этот опытный стрелок, матёрый охотник! За все годы войны ежегодно выполнял план по пушнине на 130-150%. Надо отметить!

— …Спиридонов Никандр Екинфович, в колхозе с 1933 года, инвалид Отечественной войны, колхозный шорник. Поручения выполняет в срок и качественно…

Дядю Лекашу председатель знал с давних лет, как мастерового колхозника. Немного задумался…

— А…, бог с ним, пусть получает, но во вторую очередь…

Затянувшись «беломориной», председатель продолжал рассматривать список…

— Пачганова Хрестина Николаевна… Понятн-а-а!

В этом списке среди «матёрых» колхозников председатель колхоза Пачганов Николай Иванович указал и свою дочь Хрестину. И надо признать, указал не по «блату», а вполне по заслугам. Здесь, далеко в тылу, под руководством его дочери – 14-летней школьницы, в 1944-1945 годах бригада школьников от рассвета до зари работала в колхозе на уборке сена и хлеба.

Отличилась в этой школьной бригаде и школьница Фомина Дуся, также представленная к награде.

— Вот ведь, соплюхи, а туда же…, — председатель, немного подумав, утвердил девчонок.

— А ты куда, морда?! – он, не задумываясь, перечеркнул пером очередную «недостойную фамилию».

В этом списке, представленном на утверждение, шесть человек председатель вычеркнул машинально, ни секунды не колеблясь… Его совершенно не интересовало, что доярка Александрой Аксенья Афанасьевна за время работы с 1942 по 1946 годы ежегодно выполняет планы по надою молока. Стопроцентно сохраняет приплоды молодняка.

Не задумывался он, зачёркивая и фамилии супружеской пары Семенюк Марии Семёновны и Семенюка Владимира Климентьевича, опытного полевода и хозяйственника, с детских лет занимающегося земледелием. И здесь в колхозе Владимир Климентьевич в полевые сезоны 1944-1945 годов ежегодно вспахивал в день по 1 га земли, проявляя себя высокими показателями  по сенокошению. Не отставал от Владимира Климентьевича по работе и колхозник Раца Василий Николаевич, ежегодно в годы войны накашивая грубых кормов сена на 120%. Все они пришли в колхоз в одно время, в мае 1942 года.

С 1944 года работали в колхозе калмыки Лиджиев Церез Манджиевич и Тагиев Сухан Замбаевич, представленные председателем колхоза к вручению медали за добросовестную работу по хлебо- и сеноуборке, и также вошедшие в неугодную «шестёрку».

Никого из вычеркнутых людей председатель сельсвета толком не знал и знать не хотел. Хотя еще осенью прошлого года, когда, вернувшись с войны, пришлось принять руководство колхозом, ему доводилось по работе сталкиваться с ними. Но председатель прекрасно знал другое… Все они были из «чёрного списка», лежащего у него в папке. Списка «спецконтингента» — спецпереселенцев, или, как говорили в деревне, сосланных.

Окинув взглядом окончательно утверждённый список представляемых к вручению медали, председатель удовлетворённо потянулся… Потом вытащил из видавшего вида сейфа сельскую печать, пришлёпнул её рядом с печатью правления колхоза и размашисто расписался…

Государственный архив Югры

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика