Фото Светланы Трифановой
В преддверие празднования Дня учителя мы беседуем со Снежаной Александровной Вербич, заместителем директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Созонова Ю.Г.», «Почётным работником общего образования РФ».
Я поведу тебя в музей…
— Видите, в каком удивительном месте мы с вами находимся? Недаром каждый год первого сентября мы приводим детей сюда, в музей, и знакомим с историей школы. Здесь обычно всегда много посетителей, причем, не только школьников. От «детсадовцев» до тех, кто много старше, проявляют большой интерес. Знаете, какие неподдельные эмоции были у помощника Президента Аркадия Дворковича, когда он осматривал нашу экспозицию и вдруг увидел пионерский горн и барабан! В жизни все имеет свое особое значение…
Наш разговор проходит в огромном, светлом, «информационно насыщенном» помещении – музее школы №1. Многочисленные витрины заполнены документами, фотографиями, редчайшими экспонатами, начиная от оружия, извлеченного «поисковиками» на местах боев Великой Отечественной, и заканчивая давно забытой советской атрибутикой.
И с каким увлечением Снежана Александровна рассказывает об этой составляющей школьной жизни!
— Музей позволяет оценить, насколько значим вклад нашей школы в историю города, сравнить жизнь людей разных поколений и понять незыблемость главных человеческих ценностей. Здесь можно убедиться в том, что, несмотря на все новации, хорошие традиции сохраняются и умножаются.
Много десятилетий назад директор школы Юрий Георгиевич Созонов вместе с коллегами создал этот музей, начал поисковую работу, организовав выезды ребят на места боев, где сражались и героически погибали выпускники и педагоги школы №1. Наша героиня говорит об этом с плохо скрытым внутренним трепетом:
— Огромное значение имеют Смоленские походы к местам захоронений наших ребят. Например, дочь одного из них, выпускница школы, В.И. Пятакова, никогда не видела своего отца Ивана Давыдова и не знала, где он был упокоен. Но в восьмидесятые годы могилу фронтовика отыскали наши поисковики, и в шестьдесят лет Валерия Ивановна вместе с нашими ребятами и педагогами впервые смогла ее посетить. В благодарность она подарила музею отцовский аттестат зрелости. Поверьте, каждый экспонат здесь удивителен и уникален!
На основании найденных документов, фотографий и переписки с родственниками погибших заведена «Книга Памяти», в которой собраны копии извещений о гибели, краткие биографические сведения, фотографии погибших.
— Но в то же время это — Музей школы, а не Великой Отечественной войны, — подчеркивает педагог. — Потом была эпоха гигантских мирных свершений, прославивших и школу, и город, и страну. И сегодня экспозиция пополняется новыми примечательными и знаковыми предметами. Вот, например, статуэтка международного кинофестиваля «Дух огня». Ее подарил наш выпускник Саша Евсеев – режиссер Александр Хант, режиссер фильма «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», удостоенного приза Зрительских симпатий «Золотая тайга». И подобного рода раритетов у нас много.
Верность традициям
Увлеченно рассказывает Снежана Вербич о достижениях и победах своих – а для нее в Первой школе все являются «своими», «чудесными» и «славными» — учеников:
— Не верю, когда говорят, что сейчас «другие дети», «другая школа». Общие, главные ценности для всех поколений остаются неизменными. Да, какие-то явления приходят на смену прежним, но суть человека всегда одинакова. Когда двадцать лет назад первый раз переступила порог этой школы, М.В.Дернова сказала: «Делай что хочешь, но традиции не забывай!» В полной мере оценить, о чем идет речь, смогла лишь тогда, когда на Линейке Памяти дети вынесли портреты погибших выпускников. Казалось бы, столько лет прошло с той первой Линейки. Но каждый раз эмоции переполняют…
Немало слов благодарности собеседница высказала в адрес администрации города, всегда оказывающей посильную помощь образовательному учреждению:
— Мы благодарны за диалог, который всегда возникает с Ириной Александровной Черкуновой. Как правило, это разговор единомышленников, когда вопрос: «А что, может, у нас и получится?» становится убеждённостью: «Не может не получиться!» Мы — не исполнители, мы — команда. Важно, что заинтересованность в конечном результате общая.
И действительно, школа №1 – это одна команда, объединяющая тысячи людей всех возрастов и живущих в разных концах света. С какой гордостью рассказывает Снежана Александровна о той неразрывной связи, которая объединяет людей, учившихся или работавших в этих стенах!
— Вы знаете, что на Встречи выпускников приезжают бывшие ребята, которые окончили школу тридцать, сорок и даже пятьдесят лет назад? Не только со всех уголков страны, но и из-за рубежа, это настоящая перекличка поколений. Нередко случается, что когда-то первого сентября малыша привозили в коляске, а сегодня он стоит среди выпускников. Через много лет после окончания школы дети приходят, пишут и звонят, делятся эмоциями о значимых событиях – победах в конкурсах, профессиональными достижениями, рождением ребенка. Думаю, дети искренне любят нашу школу.
Во всем – первые!
У заместителя директора по учебно-воспитательной работе помимо педагогической деятельности множество самых разнообразных и очень важных обязанностей. А потому слушать ее – одно удовольствие:
— Концерты — это тоже неотъемлемая часть образовательного процесса, ведь сцена меняет человека в лучшую сторону. Сегодня, к сожалению, из-за «ковидных» ограничений мы лишены возможности в полной мере использовать актовый зал и проводить массовые мероприятия. А дети волнуются, то и дело теребят: «А КВН в этом году будет? А Посвящение в старшеклассники? А конкурс агитбригад?» Не знаю, как ответить на эти вопросы…
И тут же убежденно заявляет:
— Мы все равно не собираемся отказываться от традиционных мероприятий: долгожданного концерта «Две звезды», когда выступают учитель и ученик, праздника Восьмого марта с мужским коллективом на сцене. Будем пробовать новые формы работы. Тем более, что ребята со своими идеями сами приходят. Посмотрите, какими темпами эволюционирует наш школьный кинофестиваль. Когда-то дети начинали с простой нарезки видеосюжетов, а что сейчас творят! Используют такие замечательные приемы, такие профессиональные программы – просто фонтанируют идеями! Жизнь мчится…
Ох, и непросто беседовать со Снежаной Александровной! Она ни в какую не хочет рассказывать о себе, снова и снова переводит разговор на таких замечательных коллег, учеников и их родителей:
— Я – счастливая, потому что очень часто встречала в жизни хороших людей. Горжусь нашими детьми. Посмотрите, какие у них умные лица! Однажды увидела незнакомую малышку-первоклассницу с ранцем, которая вприпрыжку бежала по улице. Решила подождать ее у школы, узнать – наша или нет? Прискакала – краснощекая и щасли-и-ивая! Ну конечно – наша!
Вновь вспоминает педагог примечательные, показательные или забавные факты, свидетельствующие о лучших человеческих качествах и талантах, присущих воспитанникам «первой».
— Помню, как один мальчик огорчил родителей, спрятав после окончания музыкальной школы свой саксофон. Мама думала: больше в руки не возьмет. А он достал его перед выпускным. И когда вместе с другими ребятами исполнил песню, зал рыдал. Много лет прошло с того выпускного. Но мы встречаемся каждый год. И ждем этих встреч.
Главное в педагогической работе, по мнению нашей героини, услышать и понять своего ученика:
— Они же все замечательные! Например, приходят ко мне две девочки: а давайте вечером закроемся в актовом зале и будем стихи читать! И потом до ночи одна из них наизусть читала «Облако в штанах», а вторая – «Черного человека». Поверьте, это было для меня настоящим потрясением… Недаром наши выпускники поступают в серьезные вузы на бюджет, на олимпиадах разного уровня пальма первенства тоже остается за нами. Поэтому на Последнем звонке и традиционно и звучат строки «Вас выпускала Первая, а значит, быть вам первыми!»
О возможности выбора
С большой неохотой Снежана Александровна переходит к разговору о своей биографии и личных пристрастиях. Родилась и выросла она в Шадринске, в большой интеллигентной семье.
— Папа – преподаватель института, член Союза писателей, мама – учитель изобразительного искусства, поэтому мои сестры, естественно, закончили музыкальную и художественную школы. Ну, а младшей предоставили возможность выбора, — признается наша героиня.
– В результате в первом классе в родной дом, где всегда царило фортепьяно, я притащила… домру, тем самым чрезвычайно удивив родителей. Правда, меня ненадолго хватило. Во втором классе решила заняться конькобежным спортом. Никогда не видела таких коньков. Потом на горизонте возникла пионерская дружина. Ну, а после школы я собиралась идти в журналистику. Я благодарна родителям за то, что оставляли решение за мной. Папа единственный раз сказал «нет», когда я вдруг увлеклась дизайном и собралась переводиться из педагогического института в архитектурный…
И Снежана Александровна опять принимается рассуждать о путях развития российского образования и новых школьных проектах:
— Педагог вмещает в себя все ипостаси — и дизайнера, и поэта, и музыканта. Хочешь реализоваться – иди в школу. Главное, надо относиться к своему делу всерьез. Если на уроки ребенок начал зевать – можешь себе двойку поставить.
Двенадцать лет отработала наша героиня в Шадринске, в спецшколе для слабовидящих детей, приобретя тем самым колоссальный опыт. А в 2001-м году приехала в Ханты-Мансийск.
— Наверное, тем самым вытянула счастливый билет, – улыбается Снежана Вербич. – Подвигла на то моя подруга, перебравшаяся сюда ранее. На новом месте поначалу пришлось непросто — совсем другие условия, требования, подходы. Но я безмерно благодарна коллегам, которые помогли и поддержали.
Ханты-Мансийск удивил, прежде всего, трепетным отношением к истории, к людям, которые создавали и создают наш город.
— Полностью согласна с мнением Любови Александровны Чистовой, которая предлагает сохранить в неприкосновенности прежний облик хотя бы одной старой улицы. У нашего города богатая история, которую надо сохранить для будущих поколений.
Немногословно, но с огромной любовью и признательностью говорит наша героиня о своей семье:
— Мужу Александру следовало бы присвоить звание «лучшего супруга», ведь он взвалил на свои плечи большинство хозяйственных забот по дому. Недаром когда-то наш маленький сын Арсений признавался, что «у папы пироги вкуснее». А у сына школа отняла маму. Помню, как-то приходит он домой, а прихожая завалена обувью. Узнав, что в гости пришел одиннадцатый «Г», ужаснулся: «Как?! И здесь?!». Сейчас он давно вырос, работает юристом.
Отдушиной для Снежаны Александровны является дача:
— Она у каждого должна быть! Правда, каждый раз, когда заканчивается дачный сезон, у меня развивается комплекс неполноценности. Видимо, не стоит ждать урожая, если вместо грядок — сухой ручей.
…Честно говоря, в глубине души я завидую выпускникам Первой. Здесь царит дух подлинной, настоящей Школы, в которую хочется возвращаться вновь и вновь.