А. Сургутсков
Способы передвижения по рекам Иртыш и Обь были разнообразны. В одних случаях лодки тянули с берега с помощью лямки, в которую впрягались лошади или люди. В других шли на веслах или на шестах. Наконец, при наличии попутного ветра шли с парусом. Перевозили одежду, обувь, хлеб, меха, рыбу, кожу, инструменты и т.д. Были и плоскодонные, длиною в 20 и более метров дощаники, и маленькие шитики, и средних размеров шнявы и струги. На ладьях и баркасах плавали служивые люди: приказные, стрельцы и сборщики податей.
Тобольск, занимавший ключевую позицию на пути по Иртышу к Оби, стал центром, где строились и оснащались такелажем дощаники, идущие в далекие северные края. Строились они также в Тюмени и Туринске.
Кроме постоянных плотников, к «судовому делу» привлекались на основании обязательной повинности жители городов и крестьяне. Всех их к тому же заставляли работать на судах гребцами или бурлаками при тяге с берега, а также выполнять погрузку и разгрузку товаров. Транспортная повинность тяжелым бременем ложилась и на плечи коренного населения — хантов, манси, ненцев. Пароходы в Обь-Иртышском бассейне появились только во второй половине XIX века.
В один из жарких июльских дней 1834 года в Нижний Новгород прибыл из Тюмени купец ll-й гильдии Наум Тюфин. Он тотчас же направился к своему родственнику, местному купцу I-й гильдии Сомову. Человек решительный, весьма предприимчивый и снискавший особую популярность приверженностью к различного рода новшествам, Тюфин и на этот раз остался верен себе. В Нижний Новгород его привело желание как можно скорее осмотреть построенный Сомовым пароход «Выкса», снабженный машиной мощностью в 28 лошадиных сил. Пароход этот уже сделал несколько рейсов по Волге. Тщательный осмотр «Выксы» убедил тюменского купца в том, что подобный пароход был бы крайне полезен для перевозки различных товаров по рекам Туре и Тоболу.
Строительные работы затянулись и только в начале 1837 года в Туринской Слободе, близ Тюмени, развернулись работы по сооружению деревянного корпуса будущего судна. Было определено, что его будет приводить в движение машина в 30 л.с. Тюфин, видимо, хорошо понимал смысл того, что он решил сделать, так как заранее дал своему будущему детищу название — «Основатель». Достраивался этот пароход уже весной 1838 года и обошелся Тюфину в 8 тысяч 270 рублей серебром, что по тем временам было очень дорого.
Любопытно и то, что в последний момент работы над пароходом произошли два изменения. Машина была заменена на более мощную — 50 л.с., и неожиданно пароход получил другое название. Это случилось при довольно курьезных обстоятельствах. Монах, которому было поручено написать краской название парохода на колесном кружале («сияний»), не имея опыта в подобных делах, не смог рассчитать размеров букв. В результате последние четыре буквы у него не вошли, и, таким образом, случайно получилось новое наименование — «Основа».
Пароход имел много недостатков, прежде всего он обладал плохой остойчивостью, был валкий. Это происходило из-за того, что в котлах вода расходовалась неравномерно. Поэтому для повышения остойчивости парохода к кожухам его гребных колес были приделаны деревянные плавники-бревна. А позже крен стали устранять грузом в тачке, катая его то на левый борт, то на правый. Ручной штурвал представлял огромное деревянное горизонтальное колесо, открыто стоявшее прямо на палубе. Никакой штурвальной рубки не было. Топливом служили дрова. Пароход передвигался со скоростью пешехода. Из-за поломок плавание парохода оказалось неудачным, поэтому в течение нескольких навигаций «Основа», находясь в аренде у разных купцов, перевозила их товары вблизи Тюмени. Затем пароход купил Поклевский-Козелл — видный чиновник главного управления Западной Сибири. Новый владелец значительно его усовершенствовал, и с 1844 года он стал совершать дальние рейсы.
Хотя пароход появился в Сибири на 23 года позже, чем в Европейской части России, но коммерческое (грузовое) пароходство возникло почти одновременно: в Европейской России — в 1842 году, в Сибири — в 1843. В одной из газетных статей того времени выражалась такая мысль: «Польза пароходов многозначительна и очевидна. Пароходы не останавливает ни противный ветер, ни противное течение воды, ни буря. Для парохода с баржами нужен только фарватер». Ввиду этих достоинств число лиц, заинтересовавшихся пароходами, резко возросло. В 1860 году был совершен первый рейс от Туринска через Тюмень в Тобольск и далее по Оби в Березово. В 1861 году курганский купец Ф. Шишкин совершает на 25-сильном пароходе дерзкое плавание вверх по реке Северная Сосьва до Ляпина, расположенного в 750 км от Березова. Перевозка пассажиров производилась на баржах, везли преимущественно арестантов и переселенцев, ехавших в Сибирь в поисках лучшей жизни.
С 1871 года некоторые компании начали перевозить пассажиров непосредственно на буксирных судах. В связи с этим началось разделение пароходов на буксирные и буксиро-пассажирские. Именно о такого рода перевозках пассажиров неоднократно писали газеты того времени. В одной из них говорилось: «Пароход был набит битком пассажирами разных полов, возрастов и званий, была теснота и давка. Холодный ветер с дождем пронизывал всех насквозь. Искры от пароходной трубы обжигали головы и руки пассажиров. В 10 часов вечера была поставлена бутылка из-под зельтерской воды со вставленным в нее сальным огарком — это освещение парохода». Некоторые буксиро-пассажирские суда имели пассажирские каюты в трюмах.
В 1892 г. по заказу купчихи Мельниковой был построен первый пассажирский пароход «Кормилец», предназначенный только для перевозки пассажиров. Скорость его была 20 верст в час. В 1899 г. начал плаванье еще один пароход В.Е. Ельденштейна «Евгений», который был двухэтажным. Каюты были I и II класса, находились на втором этаже. В носовой части имелся роскошно отделанный салон и столовая I класса, в кормовой — столовая и салон II класса. Это был первый пароход американского типа. Наиболее крупными пароходовладельцами являлись товарищество Курбатова-Игнатова (15 пароходов), фирма «Корнилова наследницы» (11 пароходов), торговый дом «Плотников и сыновья» (9 пароходов), товарищество Богословских горных заводов (9 пароходов).
25 января (8 февраля) 1918 г. был подписан декрет о национализации флота. Флот перешел в руки государства. После национализации всем судам были присвоены новые наименования. Например, «Святой Николай» был переименован в «Коммуниста», позднее в «М. Калинина», «Иван Корнилов» — в «Карла Либкнехта».
Все пароходы до 1938 г. работали на дровах, затем на угле и после, примерно с 1957 г. — на жидком топливе (мазут). Дрова зимой для пароходов специально заготовлялись. Такой пароход, как «М. Калинин» (800 л.с.), жег 120 кубометров в сутки. Запаса хватало на 2-3 дня. Этот же пароход сжигал за сутки угля 18 тонн.
Журнал «Югра», 1993, №8