Церкви и судьбы Березова

И. Шабалина

Сто лет тому назад путешественник и писатель К. Носилов, как, впрочем, и многие другие, подъезжая к Березову, любовался его красивым видом, ясными и отчетливыми серенькими домиками, издали белеющей казначейской будкой, невысокими, старинной простой архитектуры, церквями.

Многое изменилось с тех пор в современном облике Березова. Снесена часовенка, разваливается казначейская будка, разрушены храмы, оттеснен жилыми постройками кедровник, ранее живописно окаймлявший городок. Да и от самого названия столицы обского края остался лишь отзвук: Березово — то ли село, то ли деревня, то ли поселок. Мне более нравится то название, которое еще употребляют старожилы: «Березов», как я и буду называть его в дальнейшем.

Четыре века прошумело над Березовом. Сотни судеб волею или неволею связаны с его историей. А проходили эти судьбы через березовские церкви. Сюда шли исповедаться, скрепить брак, поставить свечу перед иконой, да и просто ощутить тепло людей в горестном изгнании.

Первую церковь основали казаки, дав ей имя Воскресения Христова. Была она деревянная. Сюда казаки принесли икону с изображением Георгия Победоносца. Здесь же хранили и свое знамя. Недолго простояла церковь, во время одного из опустошительных пожаров сгорела. Другая церковь простояла до 1719 года и также сгорела. На ее месте в 1728 году А. Д. Меншиков строит церковь во имя Рождества Богородицы с приделом Ильи Пророка. Местные легенды утверждают, что эту церковь Меншиков строил своим иждивением и лично участвовал в работе. В нее князь ходил каждодневно. В летнее время Меншиков до богослужения садился на беседку, построенную на берегу, разговаривал с жителями о суете мирской, душеспасительных предметах. Близ этой самой церкви 22 октября 1729 года князь Меншиков и был похоронен. Позднее над его могилою была устроена часовня, куда дети его собирались каждодневно молиться об упокоении души родителя. Эту церковь зарисовал в 1740 году Кенигсфельд, адъютант французского астронома Делиля, экспедиция которого прибыла на север, чтобы вести наблюдение за движением Меркурия по диску Солнца. Позднее эти рисунки опубликованы в книге Делиля, которая вышла во Франции в конце XVIII века.

Меншиковская церковь простояла недолго, по вине пьяного трапезника в 1764 году сгорела.

В Березове того времени упоминаются также Одигитриевский собор, который находился на территории острога, и деревянная Спасская церковь, куда князем Меншиковым было пожертвовано много дорогих икон, украшенных жемчугом, священнических одежд и разной утвари.

Позднее построят березяне каменные храмы: в 1786 году на месте сгоревшей меншиковской — Богородице — Рождественскую церковь в 1792 году на месте деревянной Спасской – Воскресенскую церковь Казанской божьей матери. Впрочем, именовали последнюю березяне проще: Воскресенский собор.

Немалые богатства хранили те церкви. Из «Описания Березовского края» бывшего смотрителя березовских уездных училищ, члена Русского Географического общества Н.А. Абрамова (в книге «Записки Императорского Русского Географического общества», Санкт-Петербург, 1857 г.) мы находим среди достопамятных вещей Воскресенского собора иконы архангела Михаила и святителя Николая «древняго письма, принесенные первыми казаками… при основании Березовского укрепления. Образ архангела писан на доске длиною три четверти, шириною около десяти вершков, которая так ссохлась, что сделалась очень легкою. По краям и особенно по углам она истерлась и «призатрухла». Один нижний угол с обратной стороны, неизвестно в какое время, обгорел». На иконе изображен Предвечный — младенец и трапеза с хлебом приложения, потир и копье, которым он поражает поверженного «диавола» — крылатого льва с человеческим лицом; в левой руке евангелие, поднятое кверху: внизу изображен город с крепостью. «На иконе риза из серебряного листа с полинявшею уже позолотой древнейшей отделки не кованная, но резцом вычерченная с обратной стороны ризы. Оклад серебра золоченный шириною около 1 1/4 вершка чеканной работы».

Еще более сей иконы другая — Николая Чудотворца. Святитель изображен в рост, в одной руке держит церковь, в другой меч; на святителе риза сереброзолоченная. Кроме того, находились в Воскресенском соборе две парчевые священнические ризы, на оплечьях коих по звезде ордена св. Андрея Первозванного. По преданиям и описям церковным известно, что одна из риз была шита дочерьми князя Меншикова, а другая Долгорукова.

Хранились в Воскресенском соборе, кроме того, Апостол и Молебник. На первой из них собственноручно княгинею было записано: «1764 года сентябрь 1 дня, сию книгу дала вкладу в церковь Всемилостиваго Спаса, что в Сибири, в Березовом острове, на поминовение своих родителей, представившихся тамо. Княгиня Елена, князь Алексеева дочь, Долгорукова».

Да простит мне читатель это отступление, но уж очень близко оно по стилю к надписи на серебряной чаше из краеведческого музея Березова: «В церковь Рождества пресвятые Богородицы приложил в поминовение своих родителей». Запись эта сделана четырьмя годами позже первой. Кем? Увы, пока не знаем.

В той же (Воскресенской) церкви хранился золотой медальон превосходной отделки, на лицевой стороне его, в самой середине, под выпуклым стеклом на белом атласе лежала свитая в кольцо прядь тонких светло-русых волос. По преданию, этот медальон принадлежал Марии Меншиковой и был передан церкви Федором Долгоруковым. Мария умерла от родов двумя близнецами и похоронена в Березове. (Там же был похоронен и Федор, не надолго переживший свою жену).

Пожалуй, наиболее полное представление мы имеем в настоящее время о Богородице — Рождественской церкви благодаря трем книгам, которые были бережно сохранены березянами и позднее переданы музею. Это книги описи имущества, записей о браке и исповедальная. Немало интересного найдете в них при чтении.

Церковь каменная построена иждивением отставного унтер-офицера Данилы Афанасьева Кинкорова и на пожертвования прихожан. Рядом с церковью «тщанием бывшаго приходскаго священника Заборовского» был заложен двухэтажный дом священника. Особую помощь оказал при этом прихожанин отставной казак Андрей Алексеевич Кокоулин.

«Главы на той церкви с крестами железными, позолоченными. Листовым золотом покрыты и две главы, третья покрашена зеленой краской. Одиннадцать окон с железными решетками, крашенными красной краской, и стеклянными оконницами. В холодной церкви 6 окон, в каждой по одной раме, кои окрашены зеленой краской. Еще пять окон в теплой церкви, в каждой по две рамы, крашены белой краской. Пять дверей, первая с западной стороны при входе с крыльца. Двери распашные деревянные, частично до половины слюдяные, плотницкой работы, на железных крючьях. Внутри деревянный пол, печь одна в приделе «длиною три аршина, а впоперечь два, голландская на железных сваях с одной трубою и вьюшкою, заслонка в печи железная, снаружи выбелена известкою».

Колокольня каменная связана с церковью. Вход на нее из паперти с западной стороны. Вход закрыт деревянной дверью тоже плотницкой работы. В «слухах» решетки деревянные.

На колокольне есть и диковинка: у основания креста колокольни из листового железа вырезан архангел и живописан красками, «при всяком ветре оборачивается около креста».

На колокольне шесть медных колоколов, из коих большой весом 54 пуда, второй 24 пуда 20 фунтов, третий 1 5 пудов 8 фунтов, четвертый 9 пудов 20 фунтов, пятый 32 фунта, шестой 1 пуд 8 фунтов.

В 1843 году, когда составлялась опись церковного имущества, была Богородице – Рождественская церковь не такая уж бедная. Хотя несколько икон было продано и деньги поставлены на приход. Но то были иконы в основном медные.

Внутри оной церкви два престола, главный престол находился в холодной церкви во имя Рождества Богородицы, а в теплой престол носил имя преподобных отцов Антония и Феодосия Печерских.

Образов по описи мы насчитали более 100. Образа были «живописны», многие украшены драгоценными каменьями, жемчугом, а у некоторых «риза и венец серебряные с подзолотом». Помечены в описи иконы старинной работы, среди них образ Божьей Матери.

В описи перечисляется многочисленная и разнообразная одежда из бархата и др. дорогих тканей, украшенная золотом, серебром (ризы, поручи, набедренники, священнические пояса, плащаница).

Разнообразная церковная утварь: сосудов серебряных более чем 4 фунта, ковшичков на 32 золотника, тарелок — 53 золотника, а также кадила, подсвечники, лампады.

При церкви имелись книги, некоторые из них печатаны аж при Елизавете Петровне. Наряду с книгами церковного содержания были и исторические: «О просвещении инородцев в Березовском краю» — сочинение штатного смотрителя березовских училищ Абрамова 1846 года, «Материалы для истории христианского просвещения Сибири» того же автора 1854 год. и др.

Церкви белокаменные были разрушены в 30-40 гг. Воскресенский собор — до основания, снесены колокольни, растащены колокола. Часть имущества увезена в Тобольск, часть сгнила в кладовой бывшего райисполкома, часть исчезла.

Сейчас ведется речь о возвращении храма Богородице — Рождественской церкви (точнее, его останков) православной общине, но конца тем разговорам не видать. А землю около церкви общине уже передали. На этом месте заложили символическое захоронение Марии, дочери А.Д. Меншикова, скончавшейся в Березове, и фундамент для памятников генералиссимусу, сподвижнику Петра 1 А.Д. Меншикову.

Журнал «Югра», 1993, №4

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика