Александр Зеленин
Охотники говорят: «Где заяц-беляк, там и рысь». Однако это не совсем так. В нашей тайге и пойме Оби зайцев много, а вот рысь — редкость. Хищник этот крупный, достигает веса 30 килограммов и более. Питается преимущественно зайцами, добывая их скрадыванием или поджидая на валежине под тропой. Прыжок всегда рассчитан точно — промахов почти не бывает. Нападает и на молодняк крупных копытных животных и, вонзив острые когти в спину, едет верхом, пока не перегрызет шейные артерии. Подходить к сидящей на дереве рыси нужно осторожно: она может прыгнуть на плечи, сбить с ног, вонзить острые когти и клыки.
В Октябрьский район эта кошка заходит случайно, вдоль железной дороги Ивдель — Обь. Из-за глубоких снегов голодные рыси держатся вблизи поселков, поэтому становятся легкой добычей охотников.
Приведу несколько примеров, когда встреча с хищниками могла для людей окончиться трагически по их собственной оплошности.
ПОДАРОК ВНУКУ
Старый ханты Иван Кузьмич Сумкин за свою долгую жизнь добывал много разных зверей. Когда выросли и разъехались дети, а он — ветеран войны, бывший защитник Сталинграда — остался один и вышел на заслуженный отдых, решил охотой больше не заниматься.
Как-то под Новый год, будучи в гостях у дочери в Старой Нягани, пошел он в лес, окружавший поселок со всех сторон, чтобы принести внуку елку. Скользя тихонько на лыжах и рассматривая деревья, по укоренившейся привычке читал «лесную книгу» о таинствах жизни таежных обитателей. Вдруг его внимание привлекли незнакомые, необычно крупные круглые следы какого-то зверя. Таких он никогда прежде не встречал, поэтому из любопытства решил немного пройтись рядом с ними. Следы привели к елке.
В густых ветвях в двух метрах от земли с оскаленными зубами сидела большая пятнистая кошка.
Не успел Иван Кузьмич путем и рассмотреть ее, как рысь метнулась на него. Маленький ростом старик быстро уклонился в сторону, а хищник зарылся в глубоком снегу. Когда на его поверхности показалась голова зверя, Иван Кузьмич ударил по ней топориком.
Рысь оказалась очень истощенной и ослабевшей. С трудом дотащил он зверя до дома, ободрал, а шкуру подарил внуку на шапку.
СТРАННЫЙ ЗВЕРЬ
Случай этот произошел в ста километрах севернее Полярного круга. Промысловик Аксарковского рыбозавода (где я тогда работал) Михаил Павлович Валитов (зырянин по национальности), передовик рыбного промысла, после работы запряг в нарточку пару собак и поехал по берегу Оби проверять установленные на песцов капканы неподалеку от поселка Товопогол.
Когда часть их уже была проверена, обнаружил, что очередного капкана на месте нет. От него к ближайшим густым кустам низкорослого тальника уходили круглые следы неизвестного зверя.
Привязав собак, Михаил с топориком на лыжах направился туда. Каково же было его удивление, когда, поднимаясь по склону оврага, увидел в одном из кустов необычайно крупного кота с прижатыми к голове ушами. В своей небольшой деревеньке он знал всех соседских кошек, поэтому решил, что кто-то привез его из райцентра и выпустил на верную гибель. Михаил хотел освободить его из капкана и забрать в поселок, но в это время «кот» молниеносно бросился на охотника и сжал свои острые клыки на кисти правой руки, поднятой для защиты, зацарапал задними лапами по малице, стараясь выпустить противнику кишки.
Хорошо, что промысловик не растерялся. Он моментально подмял зверя под себя, свободной левой рукой с трудом вытащил топорик из правой и ударил хищника по черепу.
Вечером в деревне никто не мог угадать, что это за диковинный зверь. Поэтому утром приехали ко мне со шкурой и узнали, что это рысь, с которой раньше я неоднократно встречался неподалеку от Тобольска.
В течение последних 20 лет мне стали известны еще около десятка случаев заходов этих кошек в наш район. Все они были пойманы в капканы (одна даже на огороде на окраине поселка). Был случай, когда рысь бросилась с дерева на проходившего мимо по тропинке охотника, но промахнулась. Другую лайки загнали на дерево. Все звери были сильно истощены.
В нормальных условиях существования рыси предпочитают с человеком не встречаться и моментально скрываются от него. Но в сельскохозяйственной зоне частенько нападают на овец, гусей, заходят зимой на бойни и даже перебираются через заборы, ограждающие зверофермы с пушными зверями.
Журнал «Югра», 1993, №3