История антирелигиозной пропаганды довоенного периода на территории Остяко-Вогульского округа

Екатерина Тайлакова

Газета «Новости Югры» является самым старым региональным информационным изданием, в 2011 году она будет праздновать свой восьмидесятый юбилей. Это сейчас в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра можно говорить о достаточно хорошо развитой сети средств массовой информации – в ней зарегистрировано более 350 единиц, из них постоянно действующими остаются более двухсот.

Газета «Новости Югры» прошла свой путь под разными названиями. Образовавшись практически на общественных началах в 1931 году, она получила название «Ханты-Манчи шоп (шой)», основная задача которой определялась рамками пропаганды идеологии советской власти на территории коренных малочисленных народов Севера. 7 июля 1931г. вышел первый номер этой пока что единственной окружной газеты. В 1940г. газет, публикующих материалы на русском и хантыйском языках, станет уже шесть, но первенство на долгие годы всё же придётся на долю «Ханты-Манчи шоп (шой)» (в архивах отмечено огромное по тем дням количество выписываемых газет и журналов – 84 экземпляра на каждую тысячу человек!).

Сменив название в 1935 году на более созвучное другим советским изданиям того времени — «Остяко-Вогульская правда», газета тем самым расширила круг своих читателей и зарекомендовала себя продолжателем столичных информационных традиций.

Через два года в газете печатается первый поэтический материал — начинающий поэт Г. Лазарев восхваляет вождя пролетариев. Начинается новый публицистический процесс, имеющий яркое отображение в следующем названии издания – в 1941 году оно станет называться «Сталинская трибуна». По силе воздействия на читателя это было самое эмоциональное наименование – требовалось сплочение народов перед военными событиями. «Сталинская трибуна» просуществовала гораздо дольше своих газет-предшественниц.

Многие номера со временем были утеряны – этому способствовал факт частого возгорания жилых деревянных помещений. Работники окружного архива (который располагается в г. Ханты-Мансийске) имеют множество интересных историй о возвращении печатного наследия – и, действительно, на полях печатных страниц оставлены записи личного характера их владельцев – многие газеты были переданы окружным библиотекам старожилами округа. Буквально в последние годы была произведена работа по переносу печатной информации на ленты, что, казалось бы, должно повысить интерес к изучению архивных материалов, однако, никакая исследовательская работа так и не была проделана.

Серьёзных материалов, посвящённых первой региональной газете практически нет. Пока что в публикациях нашло отражение лишь несколько тем – темы, касающиеся коренного промысла народов севера (рыболовство, охота) или «нефтяная» тема региона. Изучение текстов духовного содержания, к которому можно отнести антирелигиозную пропаганду и культурную деятельность, проводимые в округе членами коммунистической партии, не совершалось, поэтому данная работа является первой в своём направлении исследования.

Активно проводимая антирелигиозная пропаганда на территории Остяко-Вогульского округа в газете совершалась путём внедрения советских идей специально посланных для агитации населения добровольцами. Итогом первого времени существования издания было появление большого количества анонимных писем в редакции, содержащие подробные рассказы, даже с личными подробностями, об антисоветском поведении определённых членов общества. Результатом такого поведения считалось наличие веры в Бога, в шаманство, приметы.

Продолжалось символическое уничтожение культурного достояния (церкви использовались не по назначению, книги изымались, иконы сжигали). Наиболее известное положение Ф.Энгельса о том, что «религия возникла в самые первобытные времена из самых тёмных первобытных представлений людей о своей собственной и окружающей природе» появлялось на страницах издания чрезвычайно часто и понималось в качестве повода для насильственного насаждения цивилизованных принципов вглубь необразованной северной местности. Ленинское выражение «Религия есть опиум народа» являлось лозунгом времени, поэтому становление антирелигиозного сознания даже в малочисленных массах становилось идеологической потребностью.

Вера в новые идеалы, что удивительно, образ которой дословно оказался прописан в полном собрании сочинений В.И. Ленина и прочих советских политических и художественных деятелей, крепилась косвенно в случайных печатных материалах о работе классовых врагов: мракобесов, шаманов и кулаков. Редко в какой статье можно было встретить чью-либо фамилию, чаще всего факты оказывались безымёнными. Важно было само наличие пропаганды – воздействие на читателей. Таким образом, у них формировалось отношение к окружающему антисоветскому миру, в котором следовало остерегаться попов-торговцев, зверски мучающих людей, власти князьков и родовых старшин, особых кадров, готовящихся для подпольной шпионской работы, при этом даже ударник социалистического труда являлся не меньшим врагом, за которым следует наблюдать.

Появление на страницах газет негативного материала вблизи с именами Христа, Иеговы, Аллаха, Будды и всего, что было связано с ними, относилось к прямой борьбе против порабощения трудящихся и крестьян. Звучал призыв повсеместно уничтожать православные церкви, католические костёлы, лютеранские кирхи, иудейские синагоги, ламаистские дацаны, старообрядческие и сектантские молельни. Добавить к этому статьи с доказательством материальности мира – и портрет типичной газеты готов. Но в самом начале публицистической деятельности «Ханты-Манчи шоп» статьи оказывались в смысловом плане противоречивы – не все работники газеты (в личных документах встречаются факты, вскрывающие истинную сущность их деятельности – приписывание мыслей другому автору, компелляции материалов и т.д.) могли грамотно объяснить то, что было навязано им «сверху».

Появление антирелигиозных записок в газете не носило упорядоченный характер: так три года подряд на страницах издания существовали только статьи о сборе и посадке урожая, информация о Конституции и войне в Испании. Первыми попытками организовать антирелигиозную рубрику считается появление надписи над статьёй — «На антирелигиозные темы» в №752 (1937 г.). Она осуществилась через два года после смены названия на «Остяко-Вогульскую правду», успеха не имела. И только в 1939 году началась активно вестись рубрика под названием «Антирелигиозные беседы» (№1410, №1725, №1726, №1728, №1760, №1928). Главными авторами были И. Румянцев — впервые 14 сентября 1940 г. (№1410, №1725, №1794, №1854) – и М. Искринский (№1425, №1728, № 1780), чьё тематическое и стилистическое содержание было до удивительности схоже — ими описывалась борьба против церковных праздников, обрядов и суеверий.

1932 – 1

1937 – 6

1933 – 0

1938 – 17

1934 – 0

1939 – 6

1935 – 0

1940 – 8

1936 — 1

1941 — 4

До 22 июня 1940 г. написанных и найденных нами в окружном архиве статей на антирелигиозную тематику — 43. Всплеск литературной борьбы с врагами советской власти пришёлся на 1938 год, за 12 месяцев было опубликовано 17 статей.

Всего к антирелигиозной пропаганде в довоенный период газеты был привлечён 21 автор (вопрос об истинном авторстве так и остаётся открытым, т.к. материалов о проживании большинства из этих людей в архивах округа пока не найдено): Д. Тушин и В. Титов (№718), Ф. Олещук (№752; №983), В. Васильев (№825), Ф. А. Щепин (№829), И. Гудков (№995), Е. Завьялов (№1084), Б. Кандидов (№1159), Е. Ярославский (№1160), Г. Иванов (№1189), Бабиков (№1248), Завьялов и Тынзяков (№1300), И. Румянцев (№1410, №1725, №1794, №1854), М. Искринский (№1425, №1728, №1780), Б. Шаревская (№1726), В. Шишаков (№1760), В. Обыденнов (№1761), Ф. Путилова (1825), К. Баев (№1928), А. Ефимов (№1919, №1920). Из них трое являются научными деятелями: профессоры Ф. Путилов и К. Баев, кандидат биологических наук В. Обыденнов. А. Ефимов назван действительным начальником Надымской землеустроительной экспедиции Омского облзо.

В газете также использовались материалы выступления политических деятелей, например, товарища Зырянова, сведения Тобольского и других (в статьях забывали указывать каких именно) архивов, статьи, перепечатанные из изданий «Комсомольская правда», «Известия», материалы, посвящённые другой выпускаемой антирелигиозной газете «Безбожник».

Преследуя одну цель – искоренение пережитков прошлого, газета обхватила все сферы деятельности человека, начиная от эксплуатации рабочего класса, заканчивая описанием научной сферы, но рассматриваемые вопросы всегда касались предрассудков религии и истинного понимания жизни. Проанализировав собранный материал, мы смогли разбить его на несколько тематических групп: «О выборе и установлении религии», «О религии и эксплуататорском классе», «Религия и материализм», «Религия, наука и труд», «Религия и церковь», «Религия и экономика».

В №103 (624) от 3 октября публикуется статья «За яркую, полнокровную партийную жизнь», в которой задаётся тон всем последующим материалам: «Как никогда сильна, могуча и монолитна партия Ленина-Сталина. Она воздвигла гигантские здания социализма на одной шестой земного шара. Она окружена миллионными массами народа, беззаветно преданного делу социализма, безгранично любящего своего вождя товарища Сталина». Кто оказывался внепартийности, объявлялся врагом народа, но ссылать дальше округа не имело смысла, это давало повод вести на страницах газеты жестокую травлю вредных для строительства коммунизма элементов: «…Когда общество начало разделяться на классы, на богатых и бедных, на эксплуататоров и эксплуатируемых, тогда колдуны и шаманы стали превращаться в «служителей бога» — жрецов (то же, что и попы), играющих роль «посредников» между богом и людьми. Жрецам приписывали чудодейственную силу. Это давало им возможность властвовать над рядовыми членами общества. «Служители бога» использовали своё влияние для укрепления власти эксплуататоров, для обмана народа. Нынешние «жрецы» — попы, ксендзы и т.п. – являются первыми помощниками капиталистов, помещиков. Не даром и сейчас в капиталистических странах церковники находятся на содержании у эксплуататоров…».

Подобный метод сравнения западной и советской идеологии (а также результаты её деятельности) будет активно применяться во всех последующих номерах газеты. Так мероприятия партии и Советской власти по укреплению обороны СССР будут обязательно расходиться с мероприятиями церковников и сектантских проповедников, т.к. последние прикидываются «тихонями» и «святошами», пытаются втереться в доверие отсталых колхоз­ников и подорвать дисцип­лину труда в колхозах. Нередко под маской служителей культа скрываются шпионы и диверсанты.

По мнению создателей газетных статей, религия постоянно учит, что труд — «проклятье господне». Она мешает воспитанию людей в духе социалистического отношения к труду. Религия освящает рабство женщины, внушает вражду к представителям другой национальности. До революции, пользуясь религией, попы натравливали в угоду царизму православных на мусульман и евреев, вдохновляли резню между народами Кавказа, прикрываясь заповедями «не убий» и «возлюби ближнего своего.

Но нападкам со стороны газеты подвергаются не только служители культа Бога, но и обычные люди, верящие в бытовые суеверия, которые «попы всех религий использовали для освещения классового неравенства». Например, вера человека в счастливую звезду, под которой он ходит с рождения. «Наука самым решительным образом, — говорит некий В. Шишаков, — опровергает поповско-сектантские сказки о чудесной якобы сущности небесных явлений».

Вера в приметы, по мнению авторов, имеет много общего с верой в колдовство и религией, т.к. и там и здесь признаётся существование сверхъестественного, фантастического мира. «Вера в приметы усиленно культивируется эксплуататорским строем, который стремится затемнить сознание трудящихся, насаждает гадание, ворожбу и т.п.», ведь всякому «здравомыслящему человеку» ясно, что никакой действительной связи между приметой и явлением, которой оно якобы предвещает, нет…

Вторым по важности для уничтожения религиозной пропаганды становится вопрос о вымышленной попами вере в душу, которая якобы является основой всякой религии. Описанием «религиозной бессмыслицы» занимается В. Обыденнов в статье «Существует ли душа?»: «Верующим внушают, что, когда человек умирает, душа его улетает в «загробную жизнь». Там она якобы предстаёт перед страшным судом…». Вывод, который делается в прошлом номере газеты В. Шишаковым, дублируется (что даёт нам повод усомниться в существовании двух авторов): «Наука окончательно разрушила религиозно-суеверные представления о том, что в человеческом организме живёт какая-то нематериальная душа». Далее в статье приводится совершенно немыслимое доказательство – плод фантазии, обусловленный советским фанатизмом: «Ещё в 1902 году русский учёный проф. Кулябков впервые оживил сердце ребёнка через 20 часов после смерти. Советский учёный Брюханенко производил опыты по оживлению головы, отрезанной у собаки. Голова открывала рот, двигала глазами, отзывалась на кличку и т.д…».

Против науки идут и религиозные праздники, такие как Рождество, Пасха, Покров, Воздвижение, Петров день и проч., т.к. они вредны для трудящихся и вызывают обычно лишь прогулы, тормозящие «своевременное выполнение производственных планов» — об этом смело заявляют многие из рубрики «Антирелигиозные беседы». Практически в каждом доказательстве (а объём этих статей наибольший в сравнении с другими за весь довоенный период) присутствует фраза «Наука доказала, что на самом деле Христа нико­гда не существовало, а, следова­тельно, он и не рождался». Бессмысленности подвержена и идея человеческой веры в силу религиозной молитвы (№54 (1854) от 6 марта. Антирелигиозные беседы. «Кому служит молитва». Н. Румянцев), которая зародилась «ещё в первобытной религии дикарей». В своём первоначальном виде молитва была ничем иным, как колдовским заклинаньем. «Разумные люди говорят попам: если ваши боги «всеведущи», они и так должны знать, что людям нужно; если ваши боги «всеблаги», то зачем вымаливать у них, чтобы то ни было. Молитвы, как и прочие обряды, потому и нелепы, что на самом деле никаких богов не существует…».

Кто стоит за установлением такой вредоносной социализму вещи как религия? На этот злободневный вопрос читателям газеты отвечает профессор Ф. Путилова, обвиняющая всех религиозных деятелей в следовании сектантским движениям царской России, имеющие целью помочь закабалить помещикам крестьян. «В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции, воспользовавшись развалом православной церкви, проповедники баптистов, евангелистов, адвентистов провели настойчивую вербовку в секте. Они сулили всякому, вступающему в секту, денежную и продовольственную помощь «американских братьев». Шкурникам и дезертирам они обещали похлопотать об освобождении от военной службы. Проповедуя всеобщую любовь и примирение классов, они попытались проникнуть во все слои населения (…) Кое-где, во главе сектантских организаций, стояли опытные шпионы и диверсанты. Это и не удивительно. Ведь сектантские организации издавна возглавлялись эксплуататорами, матёрыми врагами трудящихся, такими, как староверы – миллионеры: Морозовы, Рябушинские, Бугровы; миллионеры – баптисты Мазаевы; аристократы, принявшие «евангелийскую веру», — полковник Пашков, граф Корф, княгиня Гагарина и другие. Руководящими проповедниками баптистов были: меньшевик Павлов, эсер Иванов-Клышников и другие им подобные лица, связанные с иностранными разведками».

Вспомнив слова В.И. Ленина, о том что «Религия есть один из видов духовного гнёта, лежащего везде и всюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством» и «Кто утешает раба, вместо того, чтобы поднимать его на восстание против рабства, тот помогает рабовладельцам», удивляться фразе «Советская власть избавила трудовое крестьянство от кабалы попов, кулаков и помещиков…», опубликованной в №175 (831) от 26 сентября («Вредные опыты») не приходится.

«Шпионы в рясах» — так озаглавлена уже другая статья, помещённая в №258 (1159) от 15 ноября, её автор — Борис Кандидов. В ней говорится, что фашистские поджигатели войны имеют многочисленных союзников в рясах, сутанах и мантиях. Именем мифологических Христа и Иегова, Аллаха и Будды служители различных культов благословляют все провокации фашистских агрессоров, разжигающих новую мировую бойню за передел мира и организации нападения на СССР. Далее Кандидов развивает мысль, что именно услужливый слуга Гитлера — руководительская верхушка католических епископов в Австрии — помогла Германии захватить Австрию и тем самым создать новый очаг войны. Подобным союзом можно считать союз между Муссолини и папой Пием XI. Картина, которую автор статьи рисует читателю, полна страшных фактов о шпионской деятельности, крупно развернувшейся по всему миру, которая грозится в полной мере проявиться и в СССР, если внезапно ослабится бдительность советских граждан, которая всегда спасала положение. «В нашей стране ещё существуют недобитые советской разведкой церковные и сектантские контрреволюционеры. Всячески помогая фашизму, они стремятся ослабить обороноспособность и боевую мощь СССР», «Славная советская разведка при помощи и поддержке всего советского народа вылавливает всю эту бандитскую братию, а советский суд уничтожает её».

Во многих православных церквях, католических костёлах, лютеранских кирхах, иудейских синагогах, ламаистских дацанах, старообрядческих и сектантских молельнях авторам статей всего довоенного периода видится систематическое ведение вражеской деятельности. Так, среди духовенства – сплошные выходцы из прежних эксплуататорских классов и антисоветских партий, которые имеют значительный опыт подрывной работы. На страницах газеты их напрямую называют «паразитами» и «тунеядцами», жестоко ненавидящие советский народ. Среди них «обнаружено» немало шпионов, диверсантов, террористов, отравителей и убийц из Германии и Японии, Польши, Англии. К числу подобных присоединяют и «заклятых врагов народа, подлых вожаков из антисоветского «право-троцкистского блока»: Бухарина, Рыкова и Ягоду с их разветвлённой сетью сообщников. Как можно вести против них борьбу? – Быть атеистом. К такому мнению Ем. Ярославского, прозвучавшего в №259 (1160) от 16 ноября («Воинствующий атеист. О жизни члена большевистской партии Ивана Ивановича Скворцова (Скворцов – Степанов). Биографическая заметка о советском культурном деятеле») присоединяется большинство газетных авторов.

Вся вера, следуя пониманию советской пропаганды, – это метафизика, понять которую невозможно простому трудящемуся. Гораздо удобнее оказывается уповать на живого человека — Сталина, способного к устранению каких-либо жизненных препятствий. Разум и вера — несовместимые понятия для тридцатых и начала сороковых годов, наступление научного ощущаемого прогресса лишь подрывало несостоятельность «сил природы» (бога). Целью просветителя атеизма стало получение «из друзей бога – друзей человека, из верующих – мыслящих, из молельщиков – работников, из кандидатов потустороннего мира – исследователей посюстороннего мира, из христиан, «полуживотных, полуангелов» — людей цельных». Борьба с религией становилась чем-то вроде азбуки материализма, прочно прикрепившемуся к понятию марксизма. Но марксизм пошёл дальше, утвердив состояние религиозной работы как отсутствие материалистического объяснения источника веры и религии у масс. Поэтому выдержки из советской газеты «Безбожник» (с самого первого номера) постоянно печатались в окружном издании.

Антирелигиозная пропаганда велась во всех направлениях, в том числе и в организации сотрудниками газеты антирелигиозных встреч. В №9 (1206) от 11 января встречается заметка («Антирелигиозный вечер»): «8 января в фельдшерско-акушерской школе был проведён антирелигиозный вечер. Учащийся первого курса т. Репин на вечере сделал интересный доклад о происхождении религии. После доклада отдельные ученики продекламировали антирелигиозные стихотворения. Ученик первого курса т. Половодов хорошо исполнил стихотворение Демьяна Бедного «Темнота». А в №95 (997) от 27 апреля читаем следующую заметку («Антирелигиозные вечера молодёжи): «В антипасхальные дни в посёлке Остяко-Вогульск состоялись антирелигиозные вечера молодёжи. 23 апреля состоялся вечер в перековском клубе, 24 апреля в Доме народов Севера. На вечерах были сделаны доклады «Об антирелигиозной работе в связи с выборами Верховного Совета РСФСР». Лекции на эту же тему были прочтены на собрании мансийской колхозной школы и кооперации, а так же в совпартшколе».

Надо сказать, что воспитанию молодёжи, маленьких детей в духе социалистической пропаганды отводилось довольно много места на страницах региональной газеты. Нельзя было допустить, чтобы «головы наших ребят были забиты такими вредными суевериями. Юные граждане страны социализма, будущие борцы за коммунизм, должны быть убеждёнными безбожниками». Как обычно роль родителей в таком правом деле сводилась до чрезвычайно низкого уровня: «Даже среди родителей, уделяющих немалое внимание воспитанию своих детей, притом родителей, не верящих в бога, есть люди, которые ничего или почти ничего не делают, чтобы предохранить детей от влияния религиозных суеверий и воспитать их сознательными безбожниками. Объясняется это тем, что многие родители не понимают, как вредят эти суеверия детям». Главными школьными методами воспитания юных атеистов были приняты: чтение художественной и научно-популярной антирелигиозной литературы, беседы, доклады, лекции и экскурсии на антирелигиозные темы, демонстрации физических и химических опытов, разоблачающих поповские «чудеса» (вроде «самовозжигания» свечей, «плача» икон ит. д.), постановка антирелигиозных спектаклей, создание антирелигиозных кружков.

По мнению некоторых авторов статей, хитроумные попы не упускают возможности приобщить маленьких детей к мракобесию, опутав их религиозной паутиной! Случаи, о которых упоминают писатели, до абсурдности смешны: то поп затевает игру с детьми в «чижика» или в лапту, в течение которой начинает обрабатывать ребят в религиозном духе, то поп заманивает к себе группу детей делать скворечники, то взращивает в саду цветники, чтобы заинтересовать ими подростков, попы даже приманивают детей лакомствами, ёлками и детскими утренниками!

В №119-120 (1919 – 1920) от 22-23 мая даётся газетный материал уже взрослым читателям в помощь изучающим марксизм – ленинизм («Мир материален». А. Ефимов, начальник Надымской землеустроительной экспедиции Омского облзо), где раскрывается суть материализма – видимое построение вещей, над которыми главенствует разум и научное сознание. В противовес материализму приводится подробный рассказ о религии, как основе нарушенного сознания. Вообще, поясняет неизвестный автор, борьба «атеизма и христианства» необходима была для полного возобладания материалистического сознания у масс, веры в собственные силы, привязывание народа к труду.

Помещённая в №62 (718) от 27 апреля («Неустанно вести антирелигиозную пропаганду») статья Д. Тушина и В. Титова представляет собой перепечатку личного письма, посланного в редакцию газеты, в котором вскрываются злостные нарушения советского антирелигиозного порядка. Под взгляд кляузников попадают два верующих брата-ударника производства Змановских Н.П. и Ф.П. из деревни Скрипуновой, Зеньковского совета. У односельчан вкрадывается сомнение, как же они верят в «бога», «уж не «липовый» ли это герои труда?». Оправдание Змановским Тушин и Титов находят в обличении агитатора деревни — бездарного, неграмотного, отсталого и невежественного человека – Ерёмина, «который носит громкое звание «массовик». Работа Ерёмина не направлена против религиозных предрассудков и мракобесов – попов. Ерёмин не рассказывает верующим о вреде религии, о том, что это наследие капиталистического общества!

Другой образ массовика рисует нам некий Бабиков в №51 (1248) от 4 марта («Активисты антирелигиозной пропаганды»), который смог сплотить вокруг себя множество людей-атеистов и наладить работу целой организации Безбожников. «До января нынешнего года первичная организация Союза Воинствующих Безбожников в Пимском национальном совете, Сургутского района, состояла только из трёх человек. Благодаря большой массово-разъяснительной работе сейчас эта организация выросла аж до 19 человек, причём 3 из них – хантэ. За сравнительно небольшой период – около двух месяцев первичной организацией СВБ проведено три лекции и шесть бесед. Каждый член организации, кроме того, ещё проводит индивидуальные или групповые антирелигиозные беседы среди населения. Хорошими активистами здесь по праву считаются учителя школы для взрослых т. Хмелев и т. Калаванова. На своём родном языке, приводя факты из жизни пимских жителей, рассказывает т. Калаванова и вреде религии, об обмане и мошенничестве шаманов и попов».

Очень интересно, по мнению того же Бабикова, сумела провести в обществе Безбожников лекцию на тему «Церковь на службе фашизма» ученица т. Мошлёва. «Так вглубь тайги и тундры идёт культура, — заключает он.

Однако, такое чувство, будто никто не видел какими способами эта новая «цивилизованная» культура заселяла территорию – ценой безжалостного уничтожения исторических памятников и их значения. В №173 (829) от 23 сентября («На поводу церковников») Ф.А.Щепиным описывается ситуация в с. Зенково, Самаровского района. Дело в том, что в селе нет клуба, т.к. избач Звягина бездельничает. Отсутствие клуба приводит к пьянкам у молодёжи. Высказываемое предложение Щепина о переделывании церковного здания в «хороший клуб» находит положительный отклик у работников редакции газеты: «От редакции: сводится к тому, чтобы «…»уделять значительно большее внимание культурной и антирелигиозной работе на селе». Аналогичная ситуация в с. Батово (№288 (1189) от 22 декабря. «Антирелигиозная работа в загоне». Г. Иванов).

Важно также отметить, что до конца тридцатых годов статьи в газетах были не насыщены национальным компонентом – возникал вопрос о реальном месте проживания авторов статей, об отношении статей к именно окружной территории, о принадлежности авторов к коренным малочисленным народам Севера. Одной из немногих статей, где был зафиксирован «национальный компонент» была статья, напечатанная в №169 (825) от 18 сентября «Чему возрадовался поп…», автор — В.Васильев. Подобные статьи мы приводим в данной работе полностью, т.к. они представляют непосредственный интерес для изучения исторической ситуации Остяко-Вогульского округа.

«Председатель Базьяновского совета Галкин решил не ссориться больше с богом, авось пригодится под старость. Но бог оказался упорным и злопамятным, а по сему запросил у Галкина взятку. И Галкин, не мудрствуя лукаво, решил: «Издам-ка я почти здание избы-читальни». Решил и продал, а избу читальню ликвидировал. Сильно возрадовался этому случаю поп Петухин. Учтя, что культурно-просветительской и массово-политической работой теперь некому нести на селе, поп принялся оживлять свою работу: начал понемножечку, потихонечку агитировать за срыв колхозного строительства. Вот уже четыре месяца, как работник поп, и 4 месяца, как знает об этом Самаровский райисполком. Трудящиеся с Базьяны возмущены бездействие райисполкома и годами спящего совета «воинствующих безбожников». Эти горе-вояки помогаю врагу народа творить свои гнусные дела».

Следующая попытка описать происходящее в округе была предпринята в №103 (1300) от 8 мая («Антирелигиозная работа забыта». Завьялов, Тынзяков):

«При Остяко-Вогульской просветительской школе несколько месяцев назад была создана первичная организация Союза Воинствующих Безбожников. Учащиеся, вступившие в члены СВБ, желали заняться антирелигиозной работой, чтобы дома, в родных местах, повести борьбу с религиозными предрассудками. И действительно, у нас в школе было проведено несколько антирелигиозных лекций. «О вселенной», «О происхождении религиозного праздника пасхи», и др. но на этом и окончилось всё дело. Мы решили обратиться за помощью в окружной комитет СВБ. Сколько мы не ходили, но никак не смогли найти председателя окркомитетов СВБ т. Марамдина. Сейчас он уехал на курорт, не передав никому дела. В нашей организации многие члены не имеют членских билетов, неоткуда получить указания и инструкции по работе. Мы в недоумении, — такой важный и ответственный участок, как антирелигиозная пропаганда, оставлен без внимания».

Религия была не угодна Советской власти и с точки зрения экономики. Ф Олещук в №96 (752) от 22 июля. (Рубрика «На антирелигиозные темы», «Чем владели монастыри и попы до революции») говорит читателям о немалых доходах православной церкви в России, об огромных тратах на поддержание жизни «рясоносных паразитов», случайных доходах церкви, о том, какие средства скоплялись в руках «святых отцов». Все доводы Олещук строит на каких-то заоблачных цифрах 1913 года.

С ретроспективным подходом выступает статья «Шире развернём антирелигиозную пропаганду» из №5 (908) от 6 января. Здесь взгляд направлен на сохранившиеся и распространённые источники: статьи «Попы-торговцы» (о сургутском духовном правлении в 1783 г.), «Рабство» (о сибирском купечестве), «Борьба народов против миссионеров» (про обдорских дикарей без веры), «Насильственное крещение», «Результаты миссионерской деятельности» — выдержки из книг Шатилова М.Б. «Ваховские остяки» и П. Словцова «Исторические обозрения Сибири». «Воинствующие мракобесы» (о избиении в Нюкосовичевской волости, Сургутского уезда) — по материалам Тобольского архива. Смысл всей обширной статьи, занимаемой газетный лист прост – все церковные колонизаторы, вооружённые крестом и мечом, шли на Север и здесь, сомкнувшись с местными мракобесами, шаманами и кулаками зверски грабили, эксплуатировали народ, доводили до нищеты и вымирания. «Октябрьская социалистическая революция сбросила власть буржуазии, помещиков, кулаков, попов и шаманов. Угнетённые ранее северные народы вздохнули полной грудью».

Но какими бы антирелигиозными доводами не наполнялись газетные материалы, по силе высказывания нет ничего равного статье И.Гудкова, помещённой в №93 (995) от 24 апреля («Усилим антирелигиозную пропаганду»). Это своеобразный апофеоз всей фактической антирелигиозной борьбы газетчиков и прочих агитаторов Севера довоенного периода с «мракобесием» советского общества:

«Шаманы, попы являются ярыми врагами всего нового, советского, которое укорачивает их сроки существования. Они выступают противниками медицины, науки, культуры, против мероприятий советской власти (…) Для своей преступной работы шаманы ищут и находят верных союзников в лице остатков кулачества, сибирских бывших колчаковцев, «православных» попов, сектантов и прочих антисоветских элементов. Это охвостье не окончательно выкорченных классов является защитником всякой вражеской идеологии. А их в свою очередь поддерживают фашисты. Шаманы поддерживают всё, «что даёт им надежду на восстановление старых порядков капитализма, монархии, власти князьков, родовых старшин, кулаков» (Ем. Ярославский «Об антирелигиозной пропаганде на Севере» «Антирелигиозник» 1937г.). Вот почему при развёртывании массовой работы по выборам в Верховный Совет мы одновременно должны вести борьбу с религией в нашем округе (православием, сектантством и особенно с шаманством).

Проповедникам и агитаторам нужно помнить, что выборы Верховного органа РСФСР является активной политической кампанией, что враждебные элементы из среды кулаков, шаманов, попов будут нам мешать и пакостить. (…) В Паштырских юртах, Нарыкарского национального совета (Микояновский район) шаманы пытались сорвать выборы в Верховный Совет СССР, а в Сапу станских юртах, Полноватского национального совета, накануне выборов в Верховный Совет СССР организовали медвежью пляску с той целью, чтобы отвлечь избирателей от выборов, идеологически настроить враждебно против партии и советской власти. В Сургутском районе были случаи, когда подосланные переводчики старались переводить беседы в своих контрреволюционных целях. «…» Не ограничиваясь одной агитацией, шаманы во время выборов применяли террор.

В день выборов в Верховный Совет СССР с 12 на 13 декабря в юртах Васькиных, Берёзовского района, кулаками-шаманами был зверски убит член учебной избирательной комиссии манси Н.И.Шеколков, который разоблачал врагов, вёл большую агитацию среди национального населения выдвинутых кандидатов Верховный Совет. (…) Шаманство как религия само по себе не умрёт, как это думают некоторые. Оно умрёт лишь тогда, когда против него мы поведём планомерную борьбу. В эти дни, начиная с сегодняшнего, комсомольские, советские и культурно-просветительские организации проводят антирелигиозную кампанию. Надо, чтобы эта кампания послужила началом развёртывания большой агитаторской работы в массах».

Антирелигиозная борьба на страницах самой первой окружной газеты являлась тихим отголоском революций в России, длящаяся долгие десятилетия. Результаты этой борьбы наблюдаются в современном обществе в появлении и утверждении агрессивных молодёжных группировок, потере уверенности в завтрашнем дне, усилении деятельности вновь «открытой» церкви и того ажиотажа, связанного с бумом обращения в православие населением нашей страны… Лишь отдалённость от центральных более заселённых территорий Остяко-Вогульской местности может быть причиной столь слабого проявления последствий подобной пропаганды, но столь длительный этап духовного эксперимента над человеком ещё не окончился, скорее всего, мы только начинаем пожимать плоды этой антирелигиозной действительности советского времени.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика