Н.Б. Патрикеев
Начало развития авиации на Обском Севере связано с недолгим существованием (1933-1934 г.г.) Обь-Иртышской области с центром в Тюмени. По просьбе ее руководства Главное управление гражданского воздушного флота (ГУГВФ) решило открыть авиалинию Тюмень—Обдорск (Салехард) и выделило несколько самолетов с экипажем.
Есть и более ранние сведения о временной базировке в Березово в 1931 году пилотов Карской экспедиции Бабушкина, Алексеева, Чечина, Кржижановского, а в 1933-34 годах экипажей, участвовавших в спасении челюскинцев, в частности будущего Героя Советского Союза А. Ляпидевского.
В связи с подготовкой к открытию первых авиатрасс вдоль рек Оби и Иртыша в конце 1934 года у Остяко-Вогульска (старое название Ханты-Мансийска) уже существовал маленький Самаровский аэропорт Главного управления Северного морского пути при Совете Народных Комиссаров СССР (ГУСМП). К тому времени Президиум ВЦИК возложил на управление функции хозяйственного и культурного обслуживания районов Крайнего Севера.
Как сообщала окружная газета «Остяко-Вогульская правда», в начале января 1935 года здесь впервые приземлился самолет. Это был небольшой АИР-6, управляемый известным полярным летчиком Николаем Александровичем Целибеевым. Его полет от Тобольска до Самарово продолжался два часа 17 минут.
Затем Целибеев с бортмехаником Николаем Коровиным слетал на север до Полярного круга, чтобы обследовать будущую трассу до Обдорска. Примерно через месяц (по сообщению ТАСС) первый рейсовый полет по новой линии Тюмень-Обдорск, проходящей через Самарово, совершили летчик С. И. Антюшев и борт-механик Текушев.
23 марта открылась воздушная линия Самарово-Сургут. На борту самолета были летчик Щитков и начальник Самаровского аэропорта Николай Щербак.
Сохранился мартовский отчет аэропорта, где сообщалось, что в Тюмень и Тобольск перевезено с начала работы 24 пассажира и 217 килограммов груза, а обратно десять пассажиров и 944 килограмма груза.
Романтика авиации привлекала к молодежному коллективу аэропорта юношей и девушек окружного центра. 23 мая окружная газета писала: «Самаровский райком комсомола в ночь с 23 на 24 мая проводит комсомольскую вылазку на лов рыбы неводами. Все деньги, вырученные от продажи рыбы, пойдут на постройку самолетов». В последующей информации говорилось, что двадцать участников вылазки добыли 240 килограммов рыбы в пользу Воздушного флота страны.
В августе 1935 года пришло сообщение из Центрального совета Осоавиахима (предшественник ДОСААФ) об отгрузке с авиационного завода самолета «Остяко-Вогульский комсомолец», приобретенного за 25 тысяч рублей, собранных молодежью округа. Он предназначался не только для осоавиахимовской работы, но одновременно и для перевозки почты и грузов.
В начале 70-х годов мне посчастливилось (вместе с профессором Л. Е. Киселевым) одним из первых полистать интереснейшие документы фонда Политуправления ГУСМП. Там были и материалы обследования работы аэропорта «Самарово», проведенного в конце 1935 г. Политическим управлением ГУСМП.
Ответственный инструктор Политуправления Якубович сделал вывод, что «Самаровский аэропорт является наиболее культурным и лучшим портом всей линии». Здесь проявляется большая забота о пассажирах и летном составе. В помещении образцовая чистота и порядок, созданы все условия для культурного отдыха. Имеется телефонная связь с Остяко-Вогульском, на радиостанции принимаются частные и служебные телеграммы. В столовой всегда вкусная и разнообразная пища, что автор иллюстрирует перечислением всех блюд меню.
Высокая оценка дана работе начальника порта комсомольца Щербака и всех общественных организаций.
К этому можно добавить, что, по данным местной газеты, в то время здесь работал и технический кружок под руководством заместителя начальника порта комсомольца Николая Коровина. Первым выпускником кружка, сдавшим экзамен на авиатехника, стал молодой моторист, впоследствии известный ветеран Ханты-Мансийского авиапредприятия Дмитрий Ташбулатов.
В конце 1936 года состоялся первый вылет по санитарному заданию. В Сосьву для оказания срочной хирургической помощи охотнику-манси Немтазину вылетел на самолете У-2 (По-2) врач Савраткин. Как рассказывал мне очевидец события Аркадий Николаевич Лоскутов, жители поселка впервые увидели тогда самолет. Посмотреть диковинную железную птицу съехалось много людей. Улетающему в больницу Немдазину и спасшему его врачу были устроены торжественные проводы.
В юбилейном сборнике «Возрожденный народ», посвященном десятилетию округа (Омск, 1941 г.), подчеркнута важная роль авиатранспорта, связывающего отдаленные северные районы с железной дорогой и Ханты-Мансийском. Согласно сообщению окружной газеты, в 1939 г. были открыты новые авиалинии Самарово-Сургут-Ларьяк и Самарово-Нахрачи (теперь Кондинское).
Далее в сборнике читаем: «за годы своего существования авиаотряд Самаровского отделения Гражданского воздушного флота проделал большую работу по перевозке грузов и пассажиров. За последнее пятилетие в Самарово выстроен хороший авиавокзал с рестораном и меблированными комнатами для пассажиров и обслуживающего персонала. За одно лишь первое полугодие 1940 г. аэропорт обслужил больше тысячи пассажиров, отправил и принял десятки тысяч килограммов почты и различных грузов, в том числе десятки центнеров «мягкого золота» — ценнейшей пушнины. «К этому времени был образован авиаотряд Самаровского отделения ГУГВФ.
…Прошло более полувека. Сейчас Ханты-Мансийское авиапредприятие — одно из крупнейших в Тюменской области. В Ханты-Мансийске базируются самолеты ЯК-40, «северные труженики» АН-2, вертолеты Ми-6 и Ми-8, работает типовой аэровокзал, создана современная авиатехническая база.
Журнал «Югра», 1992, №1