«Я просто люблю наш город!»

Признается заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №2 Людмила Геннадьевна Пуртова

Вторая, особая

Каждая школа – это уникальный микромир, с особой, неповторимой, сложившейся за годы – а то и десятилетия – аурой. Стоит пройти по ее шумным коридорам, присмотреться к лицам детей, заглянуть в глаза педагогам, потрогать доску, на которой сотни школяров выписывали сакраментальное «ча-ща» или «пи эр квадрат», и эта аура становится осязаема и реальна.

Вторая школа – это прежде всего Самарово, ветер с Иртыша, смолистый аромат холмов, скрип санных полозьев и гудки пароходов — все, что определяло жизнь древнего села за его многовековую историю. Это традиции, хранителем которых в стенах образовательного учреждения является Людмила Геннадьевна — заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ №2 и руководитель школьного музея боевой и трудовой славы.

Родилась она в другом старинном сибирском селе — Леуши Кондинского района. Отец работал механиком холодильного оборудования, а мама – медсестрой. По словам нашей героини, никаких особых профессиональных «мечт» у нее в детстве не было, поэтому когда после окончания 10-го класса ей предложили поработать воспитателем в школе, согласилась без раздумий. И выбрала таким образом свою стезю.

В 1975 году закончила Тобольский педагогический институт, вышла замуж, чуть позже переехала в окружной центр. А в 1982-м пришла в школу №4 в качестве старшей пионерской вожатой дружины имени Зои Космодемьянской. Повествуя об этом этапе своей биографии, Людмила Геннадьевна подходит к одной из витрин школьного музея, за стеклом которой находятся атрибуты той, «взвейтеськостровой», жизни – горн, барабан, красные флаги и вымпелы:

— Современным детям интересно слушать рассказы о пионерии, они совершенно не знают этой нашей истории, не понимают, например, зачем нужны были галстуки. Зато у них есть потребность к участию в такого рода общественных движениях, поэтому набирает популярность Юнармия.

Сохранение памяти

Через три года у нашей героини появились новые обязанности – она стала учителем русского языка и литературы. А 17 лет назад заняла пост заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Наверное, именно Людмила Геннадьевна лучше всех может сформулировать основные отличия школы №2 от всех остальных образовательных учреждений города…

— Мне кажется, у нас все как-то проще, теплее, душевнее. По-домашнему. У небольшой школы есть свои преимущества – всех детей знаешь. Наши отличия прежде всего заключаются в хорошо развитом гражданско-патриотическом воспитании и сохранении традиций, одним из элементов которого является традиционный вечер встречи выпускников. Эти мероприятия мы проводили ежегодно, причем, юбилейные – в «Октябре» или «Дружбе». А вот нынче впервые организовать не сможем – из-за Ковида. Жаль, потому что такие вечера – ностальгия, праздник детства для взрослых людей, — признается педагог.

Много лет она занимается сохранением краеведческой информации, связанной с прошлым учреждения, собирает «летопись школы», формирует экспозицию. Вместе с ребятишками педагог ведет исследовательскую работу, помогает участвовать в различных мероприятиях, связанных с историей.

— Наш музей начал формироваться в 2003-м году, — с гордостью говорит собеседница. — Экспонаты приносили и учителя, и дети, и бывшие выпускники. Ребята из няганского поискового отряда передали нам на хранение множество предметов, поднятых на местах раскопок – элементов вооружения и амуниции времен Великой Отечественной. Все это вызывает большой интерес у ребятишек.

В свое время Людмила Геннадьевна совместно с общественниками, представителями ветеранских организаций выступила с инициативой переноса обелиска с именами погибших выпускников второй школы и работников рыбокомбината на территорию образовательного учреждения.

— В 2004 году памятник демонтировали и перенесли на достойное место. Сейчас возле него проходят все праздники, митинги, торжественные мероприятия. Старшеклассники помогают, зимой убирают снег, летом высаживают цветы. Таким образом мы сохраняем память об ушедших поколениях.

Ребятишки у нас хорошие!

У педагога с таким колоссальным опытом нельзя было не поинтересоваться ее оценкой современного поколения школьников – какие они, чем отличаются от своих родителей, бабушек-дедушек?

— Чем в свое время мы занимались на переменах? Общались и бегали. А вот сегодняшние ребятишки уткнулись в себя – и в свои телефоны. Чаще всего стоят рядышком, но друг на дружку не смотрят. Им даже не хочется баловаться! — сокрушается наша героиня. — Призываю детей общаться живьем, а не в сетях, но они – увы! -недостаточно социализированы. Современные школьники просто другие. Другое время, другие песни, другие отношения…

Увлекшись, Людмила Геннадьевна начинает говорить о тех, кто уже давно вырос из школьной формы, но по-прежнему остается в памяти. Причем, далеко не всегда это примерные и послушные отличники, гораздо чаще приходят на ум шалуны и озорники. Со смущенной улыбкой собеседница вспоминает некоего Ваню Михина, который однажды подложил на учительский стул… мышку – зная, как боится их педагог. Всякое в ее жизни бывало, и смешное, и поучительное.

— Жаль, что читать стали меньше. И тем приятнее становится, когда обыкновенный, ничем прежде не выделявшийся пятиклассник вдруг встает на уроке и начинает наизусть и целиком рассказывать «Бородино», заслужив тем самым аплодисменты остальных детей. Тайные любимчики? Конечно, есть, как без этого, но показывать им свое отношение я никогда не буду! И вообще, хочу сказать, ребятишки у нас очень хорошие! – признается собеседница.

Огорчает ее тот факт, что мало кто из выпускников выбирает на ЕГЭ литературу. По словам нашей героини, молодежь стала более практичной, поэтому чаще выбирает в качестве будущей профессии экономику, менеджмент. Литература – это прежде всего большой труд, а многие дети плохо умеют выражать свои мысли письменно.

На вопрос о том, что приносит радость педагогу, отвечает не задумываясь:

– Когда виден результат твоего труда. Когда ученик стал настоящим человеком — порядочным, чутким, благодарным, когда у него сложилась личная жизнь, появилась семья, любимая работа. А если у него что-то не получилась, значит, в этом заключается и «производственный брак» в нашей работе.

Но, смею думать, что такого «брака» в жизни «Почетного работника общего образования», «Ветерана труда РФ» Людмилы Геннадьевны Пуртовой было очень и очень мало.

Семья и колокольчики

Сегодня с семи часов утра педагог уже находится в школе – у нее дежурство, а потому ребятишки находятся под присмотром ее опытного и бдительного ока.

— Времени, к сожалению, не всегда хватает. Есть трудности, бывает, устаешь и физически, и морально. Иногда к концу рабочего дня тяжело разговаривать – а что делать? Надо, — с улыбкой разводит руками наша героиня.

Для экономии времени и удобства передвижения в свое время она сдала на права, как утверждает, «нужда заставила». Но сейчас  от вождения автомобиля получает лишь удовольствие – «очень нравится!».

Муж, Николай Георгиевич, работал электромонтером, в настоящее время на пенсии. Сын трудится спасателем в авиаотряде, дочь — педагог дополнительного образования. Подрастают четверо внуков, старший Илья сейчас служит в ВДВ, а самому маленькому исполнилось два годика.

Из увлечений Людмила Геннадьевна называет огородные хлопоты и… коллекционирование колокольчиков, которых насчитывается больше 330 штук:

— Все знакомые о моем хобби знают, поэтому всегда привозят сувениры из путешествий. У нас даже рында есть!

Наша героиня старается регулярно ездить на свою «малую Родину» — в Кондинский район:

— Из родни там уже никого в живых не осталось, поэтому нужно ухаживать за могилами. Человек живет, пока о нем помнят.

Из Ханты-Мансийска Пуртовы никуда переезжать не собираются:

— Даже мыслей таких не возникает. Зачем, если у меня все здесь? Я просто люблю наш город!

Любимое место в окружном центре – это прежде всего район Археопарка:

— Раньше мы называли его просто «Санаторка». Часто вместе с детьми ходили туда в походы, зимой катались на лыжах и санках, летом купались и варили уху.

А на вопрос о том, хотела бы она изменить свою жизнь, если бы представилась такая возможность, качает головой:

— Нет, все равно не поменяла бы. Привыкла, да и нравится мне моя профессия. Знаете, сколько в ней приятных моментов и разных праздников! Например, у нас сразу два Новых года – первого января и первого сентября, плюс День учителя, выпускной, вечер встречи, да мало ли еще каких-прочих! К тому же, скажу по секрету, я больше в жизни ничего не умею – только учить детей…

На мой взгляд, этого больше, чем достаточно…

фото Светланы Трифановой

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика