Уже вечерело, когда мы подъехали к алешкинским живунам. Высокие склоны горы правобережья Оби, поросшие могучими кадрами, елкой, высокими стройными лиственницами и сосной, несмотря на их близость лишь чернели на увалах. Рыболовы, вытянув тонь, прибрав рыбу на льду, ушли в юрты, оставив двух колхозниц для окарауливания богатого улова. Помимо разложенной для заморозки на льду, огромное количество рыбы было собрало в кучи. 13 тонн исключительно крупного язя — результат улова 25 рыбаков Алешкинского и Быстринского колхозов Шеркальского совета за 7 дней марта.
После непродолжительней беседы секретаря райкома партии тов. Ванчугова с колхозницей Пелагеей Евдокимовной Сумкиной, охраняющей рыбу, мы направились в хантыйский Алешкинский колхоз. Расположенный на правом берегу реки Оби, окруженный вековой тайгой с трех сторон, он затерялся в лощине и поэтому невиден издалека. Радушно здесь нас встретил заместитель председателя колхоза Захар Александрович Сумкин. Позднее в правление колхоза собрались многие рыбаки и рыбачки. Бригадир рыбодобычи ханты Терентий Константинович Кононов, три брата которого сражаются за честь и свободу нашей родины, рассказал нам подробно о лове рыбы, о передовых промысловиках.
— В 1942 году, — говорит тов. Кононов, — лов рыбы мы производим более успешно, чем в прошлые годы. Секрет наших успехов кроется в том, что с начала этой зимы, в ноябре месяце, мы силами нашего и Быстринского колхозов тщательно расчистили тони у живунов Пыкнакур и Пухтатур от шороха и карчей, а теперь регулярно облавливаем их неводом, мордами, чердаками, вылавливая рыбы ежедневно от полуторых до двух тонн и более. Отдельные тони дают у нас до 7 тонн рыбы. Поздней ночью разошлись рыбаки по своим юртам, решив назавтра обловить верхнюю тонь живуна Пыкнакур.
С рассветом алешкинские и быстринские рыболовы вышли на промысел, несмотря на снежный буран и сильный холод. Кипит работа на льду. По ударному работают пешнями Семен Павлович Пуминов. Григорий Кошунов, Николай Голубков, Дмитрий Содков, Александр Шумилов. Быстро и умело черпает лед стахановец, имеющий более 40 лет практики рыбного лова, Степан Егорович Сумкин. В поте лица трудятся рыбачки Вера Тихоновна, Ефросинья Захаровна, Пелагея Евдокимовна Сумкины и Мария Кошупова.
Как только невод был спущен под лед все женщины, в заранее приготовленных прорубках, приступили к ботанию, гоня мутной водой рыбу вдоль берега к поставленному неводу. Наконец ботание закончено. Быстро вытягивается в большую ердань подноренный заранее прогон, а за ним и невод. В ердани навиду, как в саду, заходила рыба, предвещая богатый улов. Спустя некоторое время из под льда подошла матня полная серебристой красноперой рыбы — язя. 4 тонны рыбы дала одна тонь 21 марта.
Так тонь за тонью тянут ежедневно алешкинские и быстринские рыболовы, просматривают установленные запоры, облавливая богатейшие рыбоугодия, известные на весь Микояновский район, знаменитые Алешкинские живуны.
В итоге за первый квартал здесь добыто свыше 700 центнеров рыбы. Оба колхоза превысили свои квартальные задания в несколько раз.
Охваченные единым стремлением как можно больше дать рыбы государству и этим оказать еще большую помощь фронту промысловики Быстринского и Алешкинского колхозов включились в предмайское соревнование, обязались апрельское задание перевыполнить в два раза. Н. Обской
«Сталинская трибуна», 8.4.1942