История маленького человека

С озера Пыжьян, что является центром кочевого населения Зенковского сельского совета, Самаровского района, комсомолец П. 28 июня с.г. привез в Остяко-Вогульск 18-летнего мальчика Илью Нечу. Этот юноша житель тайги, сын старого охотника ненца Лоты приехал в окружной центр с целью поступить в школу. Желание Ильи — выучиться грамоте, овладеть политическими знаниями, чтобы после этого вернуться и родной чум, стать организатором охотников и рыбаков Пыжьян-озера, помочь им еще быстрее строить их зажиточную и культурную жизнь.

О прибытии в Остяко-Вогульск молодого гостя из кочевого чума первыми узнали работники окружного комитета комсомола. Они даже одобрили инициативу комсомольца П. и обещали немедленно разрешить вопрос с учебой прибывшего юноши.

Илья Нечу ждал, когда его направят в какую-нибудь школу, но окружкомовцы сразу же о нем забыли. Через месяц вторично начались разговоры о судьбе юноши с Пыжьяна. Заведующий окрОНО тов. Анисимов, принимавший участие в раз говорах о мальчике, разводя безнадежно руками заявил, что помочь ничем не может. Однако после долгих дебатов. Илью направили в Остяко-Вогульскую национальную семилетку. В семилетке посланца приняли с желанием, но когда начался учебный год, то ему учиться оказалось негде, так как первые 4 класса в этой школе по распоряжению окружного отдела народного образования вредительски ликвидированы еще в 1935 году.

Сейчас маленький человек, о котором шла речь, потерял всякую надежду на то, что он сможет начать учебу. Как ни странно, но во всем Остяко-Вогульском округе для него не нашлось школы, куда бы можно было ему поступить.

Школы на Пыжьян-озере нет. Но если бы она даже и была, то Илью в нее все равно не приняли, как переростка. Таких юношей и девушек как ненец Илья Нечу на озере Пыжьян около десятка. В округе их насчитывается гораздо больше. Все они страстно хотят учиться, но их желание — неудовлетворяется. Наша газета уже ставила вопрос о восстановлении в Остяко-Вогульской национальной школе первых 4 классов. Но руководители окрОНО на это не обратили никакого внимания.

То. что ненец Илья Нечу из окружного центра уехал обратно в тайгу не узнав ни одной буквы и то, что десятки ему подобных все еще остаются неграмотными, работники окрОНО считают это очевидно делом обычный и безнаказанным. П. Солдатов

ОТ РЕДАКЦИИ: Нас интересует, почему окружной отдел народного образования (тов. Анисимов) и окружком комсомола (тов. Вторушин) отнеслись безучастно к судьбе молодого ненца тов. Нечу. В течение трех месяцев он ходил из организации в организацию, ездил в Салехард, чтобы там устроиться учиться, но никто не проявил о нем заботы. Итак, Илья Нечу вынужден был, с горьким осадком на душе, возвратиться в свой чум.

Судьба тов. Нечу — судьба многих десятков юношей и девушек-ненцев, желающих страстно учиться, но не знающих как это осуществить. Враги народа, бывшие у партийного и советского руководства округа тормозили продвижению культуры среди национального населения, извращали ленинско-сталинскую национальную политику.

Мы требуем от президиума окрисполкома быстрее ликвидировать последствия вредительства, разработать конкретные мероприятия, как обеспечить обучение молодых людей, особенно переростков из среды полукочевого населения.

Виновники мытарств Ильи Нечу должны понести наказание.

«Остяко-Вогульская правда», 23.9.1938

Дуся Сопочина с дочкой Таней. 60-е

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика