На Глазковском гольце

Солнце шло на закат. Ветер, днем бурно пенивший многоводную Обь, начал стихать. По ровному гольцу веревочкой тянулись рыбаки Тренькинского колхоза к своим сетям, чтобы начать лов. Впереди всех — коренастый, физически крепкий рыбак Николай Михайлов.

Он уже двадцать с лишним лет занимается рыболовством. За это время хорошо познал неводной, режевочный, сетной и прочий промысел. Ему принадлежит первенство по плавежному лову.

Подойдя к сетке, которую покачивает легкий ветерок, Николай еще раз просматривает ее полотно. При обнаружении рвани, он немедленно же устраняет ее. Не прошло и полчаса, как сеть сложена в ящик. Пять минут для замочки ее и опытный рыбак первым отваливает от берега, едет на замет.

Первая тонь дала 20 сырков. Николай Михайлов на замет едет второй раз. Он напрягает силы, чтобы и на этот раз выкидать сеть не последним. На замет, где глубокие косы своими гребнями образуют длинные мели, съехалось 8 лодочек. Неожиданно ветер подул с севера. Начала посверкивать молния. Послышались раскаты грома. Почти все рыбаки затащили лодочки на берег и защитились от дождя. Подъезжая к ним, Николай Михайлов посмотрел своим опытным взглядом на движение грозовых облаков и крикнул:

— Эй, вы, трусы, поехали кидать сети!

В ответ на призыв из под лодочки вышел бригадир лова Слинкин и указал на приближавшуюся тучу. Михайлов долго старался доказывать, что ветру большого не должно быть, а дождь при теплой погоде не страшен.

Николай твердо решил не пропускать зоряночной тони. Он выехал на середину Оби и выкидал сеть. Говор волн не давал понять, попадает ли рыба. Рыбак прицепил шнур сети к борту лодочки и начал сдерживаться на весле. При этом сеть так же шла ровно, как она выстраивается при тихой погоде. Тонь подходит к концу. И у приметного места Николай Михайлов начал выбирать свою снасть. Серебристые сырки густо наполнили сеть. Эта тонь дала 47 сырков, 3 нельмы и муксуна.

Николай радовался за свой богатый улов, в тоже время он страшно огорчался за трусость товарищей.

— Ведь они сегодня пропустили более 2 центнеров ценной рыбы, -возмущался стахановец.

Грозовая туча проходила. Ветер стихал. Михайлов подъезжал к замету третий раз. Остальные рыбаки тоже готовились к заплыву.

— Ну, как успехи, Никола? — Крикнул с берега колхозник Степан Кузнецов.

— Отличные, — последовал ответ.

После грозовой тучи ночь была особенно тихой. Рыбаки кидали свои сети тонь за тонью. Утром, когда ярко оранжевое солнце своими лучами озарило восток, колхозники начали подъезжать к рыбнице. Приемщик Самаровского комбината тов. Башмаков уже приготовил весы и носилки. Подъезжающие рыбаки выкладывали свою рыбу на весы. Средний улов в эту ночь составил на рыбака 15 килограммов. Но Николай Михайлов на этот раз особенно отличился. Он сдал 75 килограммов белой рыбы.

Так прошла ночь за 25 августа.

26 августа рыбаки явились к сетям раньше обычного времени. Стихийно возникло производственное совещание плавщиков. Колхозник Степан Кузнецов задает Михайлову вопрос:

— Скажи, Николай, почему ты больше нас добываешь рыбы?

Михайлов ответил:

— Прежде всего, надо проявлять старание, не лежать под лодочкой во время ветра. При ветре, грозе, если можно плавать, рыба, как правило, ловится лучше. Вы за ночь кидаете по 4-5 тоней, а я по 7-8 тоней, а каждая тонь дает десятки рыбин. Я ведь так ловлю: дам тонь, пусть не попадает рыба, я не огорчаюсь, а сразу же кидаю вторую. В одной тони не попадет, все равно добуду во второй. Всякая рыба идет косяками. Угадал под косяк — добыл, не угадал — не добыл. Это одно. Второе: вы кидаете сети куда лопало — то решно, то бережно. Я выкидываю сеть с полуторых сажен глубины. На этом расстоянии от берега я предполагаю, что находится путь рыбы. И третье: у вас редко посажены сети. Мне кажется, они плохо берут рыбу. Своей практикой я определил, что на Глазковском гольце нужен сад сети густой — до 20 ячей напуска в бережном конце и до 12 ячей — в решном.

Рыбаки довольны были советом товарища Михайлова. Каждый стал пересаживать свою сеть на густой сад. За следующую ночь улов у всех удался на славу.

Сейчас на Глазковском гольце рыбаки работают самоотверженно. Сырка стало ловиться меньше, основная масса его прошла, зато начал появляться муксун. Для этой рыбы готовы редкие сети. Отдельными рыбаками они уже применяются и дают неплохие результаты. Скоро — массовый ход муксуна. Г. В.

«Остяко-Вогульская правда», 3.9.1940

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика