Романтика на крыльях. Подводных

XXI-й — век прагматиков, романтики постепенно исчезают вместе с героями Крапивина, Куваева, Грина, Федосеева. Но еще живут и трудятся рядом с нами «последние из могикан» — те, кто выбирал свою профессию не по уровню зарплаты или перспективам карьерного роста, а по велению сердца. Один из них — Сергей Александрович Кабанов,  капитан — сменный механик теплохода «Метеор-125» АО «Северречфлот»…

От «Родины» до «Метеора»

Родился он в Волгограде, но все детство провел в степном Казахстане. Никто из его близких не был связан с водной стихией, мама трудилась воспитателем детского сада, отец – водителем. Неизвестно, какую стезю выбрал бы сам наш герой, да вот только где-то в седьмом классе попала ему в руки книжка для будущих абитуриентов под интригующим названием «Куда зовут голубые дали», в популярной форме рассказывавшая о профессии речника…

— Вместе с одноклассником решили мы подать документы в Уфимское командное речное училище. Правда, в результате он не поступил, а вот мне удалось, — рассказывает Сергей.

Он сидит на скамейке, подставив лицо теплому июньскому ветру, заботливо отгоняющему докучливую мошку. Вокруг бегают ребятишки, неспешно шествуют «колясководительницы», жужжит роликами девушка, а глаза капитана то и дело устремляются вдаль – туда, где по глади Иртыша скользят силуэты судов.

Его трудовой путь начался в 1992 году, когда молодой специалист по распределению попал в Омское пароходство. Правда, вскоре ему на два года пришлось сменить одну форму на другую — после того, как получил повестку из военкомата. После демобилизации вернулся во флот и устроился на знаменитый во всем Обь-Иртышском бассейне пассажирский теплоход «Родина», где за три года прошел путь от рулевого-моториста до старпома.

А в 2002-м году переехал в Ханты-Мансийск и пришел на работу в «Северречфлот»:

— Водный транспорт здесь оказался гораздо более развитым, а в речниках более нуждались. Четыре года ходил на «Заре», потом пригласили на «Метеор», — голос Сергея по «капитанской» привычке бесстрастен и сух. – Он у нас заслуженный, 1976-го года постройки, много повидал, и много сил в него вложено. Жалко будет списывать, когда придет срок, он самый легкий и самый ходкий из всех «Метеоров». У него на носу — красная звезда, его на реке издалека видно…

Речные будни

«Краснозвездный» теплоход обслуживает разные линии, ходит до Салехарда, Урманного, Березово. И все они являются для Кабанова любимыми. Причина, по его словам, проста:

— Работа на флоте – это прежде всего постоянное общение, от которого я получаю большое удовольствие. Нравятся деревенские жители, которых мы в основном обслуживаем. Они по-другому воспитаны, всегда говорят «спасибо», «до свидания», «с вами было приятно». Мусор за борт никогда не кинут!

Как только речь заходит о других людях, собеседник заметно оживляется, в его речи появляются превосходные эпитеты:

— Экипаж у нас слаженный, поэтому больших проблем не возникает. Всего работают девять человек, но постоянно в рейсе лишь шестеро, а отдыхающая смена – капитан, рулевой-моторист и кассир – дома, на берегу. Вообще у нас замечательный экипаж! Кстати, все кассиры отлично готовят, пекут, поэтому голодными точно не остаемся.

Несмотря на плохо скрытую любовь к своему судну, капитана в целом радует процесс обновления флота, который идет на предприятии. «Первыми ласточками» стала пара «Валдаев», а сейчас в Нижнем Новгороде строятся четыре теплохода новой серии — «Метеор-2020». Значит, в будущем «птицы» на подводных крыльях по-прежнему будут скользить над Иртышем и Обью.

Сибирские реки, кстати, подчас показывают свой капризный норов, а потому работающие на них люди относятся к ним с большим уважением:

— Сейчас вода помаленьку идет на убыль, хотя старожилы по приметам обещали большой паводок. Конечно, малый уровень создает определенные проблемы, ведь подводные крылья требуют определенной глубины. В конце лета, бывает, в Алешкинскую протоку уже не заходим, тогда пассажиров из Приобья вывозят на Обь другим транспортом. Это, конечно, несколько усложняет процесс.

Сказываются на работе речников и другие природные каверзы:

— Туманы – вообще отдельная песня. Бывает, выйдешь в хорошую погоду, а через часок туман откуда-то навалится. Тогда два выхода: или вставать на якорь, или с помощью локатора идти малой скоростью до ближайшей безопасной стоянки, — говорит Сергей.

Тем не менее, осень для него является любимым временем года:

— Люблю вечером, после рейса, порыбачить – и домой улов можно привезти, и на камбуз остается. В Урманном и Березово хорошо берут щука и окунь. В прошлом году из-за пандемии мы в Салехарде почти месяц стояли, так – вы не поверите! – я на удочку почти мешок ряпушки добыл!

Сегодня профилактика короновируса стала уже привычным и где-то даже рутинным явлением. Члены экипажа теплохода в штатном режиме обрабатывают салон перед рейсом, измеряют температуру у входящих, контролируют соблюдение масочного режима. Пассажиры – главная ценность на судне, а их теплоход принимает в количестве 123 человек…

О себе наш герой говорит мало, все больше переводя внимание на коллег или в целом на трудовые будни речников, неловко оправдываясь:

— Я вообще немногословен, не знаю, что о себе рассказывать…

О самом Кабанове лучше всего говорят многочисленные «Почетные грамоты», знаки «За безаварийную работу» 1-2 степени, а также благожелательные отзывы коллег и пассажиров. А они единодушны: Сергей Александрович – надежен, как якорь.

О тех, кто ждет дома

На берегу капитана ждут близкие — жена Регина, она работает помощником воспитателя в детском саду, и дети – двухлетний Кирилл и шестнадцатилетняя Ксюша. Дочка с отличием закончила 10 классов, подумывает о скором поступлении в вуз на экономическую специальность.

— Мечтаю о даче, но времени на нее совершенно нет, — признается собеседник. – Поэтому обычно провожу время с семьей, вместе посещаем культурные мероприятия, какие-то концерты. Увлекаюсь судомоделированием, но, честно говоря, терпения не хватает довести дело до конца. Штук шесть моделей стоят незаконченными, мелочи остались – покрасить, еще что-то доделать.

С большим уважением говорит наш герой о городе, с которым его связывают самые теплые чувства:

— За минувшие годы Ханты-Мансийск стал родным, хотя пришлось хлебнуть бытовых проблем – пожить и в общежитии, и в балке, потом оформили ипотеку. Город на глазах строится и хорошеет. В прошлом году месяц отсутствовал, приехал – а вокруг жилые многоквартирники как грибы повырастали. Того и гляди, наш затон переселять возьмутся!

В завершение разговора я поинтересовался суевериями и приметами, которые всегда были распространены среди «водоплавающего» люда. Сергей в ответ усмехнулся:

— Ну да, есть такие, проверенные веками. Например, чайка села в воду – жди хорошую погоду, за борт нельзя ничего бросать, семечки грызть. Вообще-то приметы советуют и в рейс в понедельник не выходить, да нам нельзя – график есть график.

Накануне профессионального праздника – Дня работников речного и морского флота, который отмечается в первое воскресенье июля, наш герой обратился к коллегам:

— Хочу пожелать здоровья, долголетия, семейного благополучия и, конечно, семь футов под килем! А я в праздник буду заступать на вахту…

А если у штурвала теплохода встанет капитан Кабанов, значит, можно быть уверенным, что пассажиры будут доставлены благополучно и в срок!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика